- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения
Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лёвочкина О.Б. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
- сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;
- выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.
2. Объяснительный диктант.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им
Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.
Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
1. Беседа.
- Назовите известные вам вопросительные местоимения.
- Правильно. А где они используются?
- Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.
- Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:
И. п. - кто?
Р. п. - кого?
Д.п. - кому?
В. п. - кого?
Т. п. - кем?
П. п. - о ком?
По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.
2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.
Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?
Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.
Изменяют вопросительное местоимение по падежам.
Работают с теорией учебника в парах.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Работа с таблицей.
- Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.
Склоняется как
Пример местоимения
Предложение, иллюстрирующее пример
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
2. Самостоятельная работа.
- Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)
Кто, какой, каков, чей, сколько, что.
3. Коллективная работа.
- Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.
Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.
4. Диктант.
- Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.
Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).
5. Работа с учебником.
1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.
Упр. 39.
2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.
Упр. 40, 41
3) склонение местоимений.
Упр. 42
4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».
Упр. 43.
Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.
Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.
Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.
Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.
Выполняют тренировочные упражнения учебника.
Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.
Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.
Склоняют местоимения устно, в парах.
Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Работа с рубрикой «Проверяем себя»
- Расскажите об особенностях указательных местоимений.
- Как изменяются определительные местоимения?
- Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?
- Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.
Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)