Игра-соревнование Знатоки русского языка

Игра "Знатоки русского языка" проводится  в форме соревнования двух команд и предназначена для учащихся 5-6 классов. Игра содержит 7 заданий и викторину. Цель: развивать интерес учащихся к предмету " Русский язык", проверить знания по предмету, закрепить пройденный материал. По результатам игры выявляется победитель, который получает звание "Знаток русского языка".  Учитель: Сегодня мы с вами проведем игру, в конце которой выясним, кто из нашего класса является знатоком русского языка. Я буду ва...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра- соревнование

«Знатоки русского языка»

Цель: развивать интерес учащихся к предмету «» Русский язык, проверять знания, закреплять пройденный материал.

Ход мероприятия:

Учитель:

Существительное школа, просыпается глагол.

С прилагательным веселый новый школьный день пришел.

Встали мы- местоименье, бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья, приниматься надо всем.

Мы наречием отлично на уроках дорожим, соблюдаем мы привычно дисциплину и режим.

После школы, как известно, мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны междометья ох и ах.

А потоп у теплой печки повторяем части речи!

Сегодня мы с вами проведем игру, в конце которой выясним, кто из нашего класса является знатоком русского языка. Я буду вам читать задания, которые вам надо выполнить. За каждое правильно выполненное задание, ребята, вы будете получать по одному баллу, а после всех конкурсов мы подсчитаем баллы у каждого участника. А тот, кто наберет большее количество баллов, получит титул «Знаток русского языка». Таких людей может оказаться несколько. Я когда-то пыталась писать стихи. Но, как ни старалась, никак не могла подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. Итак, первое мое задание называется «Подбери рифму».



Задание 1 «Подбери рифму»

Попробуйте сделать то, что не удалось мне, и подберите рифму к словам: «ложка», «лампа», «кресло», «пенал». Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишья. У кого получится правильно и интересно? (1 балл за двустишье)

Задание 2 «Составь предложение»

Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Внимание! Нельзя использовать дополнительные слова и оставлять лишние слова, а также нельзя изменять форму слова и их окончания. У кого получится правильно?

Поля, мы, в, леса, любим, и, походы.

Возносятся, в, бронзовое небо. Сосен, небо, голубое, стволы, высокие.

Сережа, одни, в, сторожке, сестрой, Железнодорожной ,с , были, Таней.

Оделся, дома, и, мальчик, выбежал, из, быстро

Видеть, мира, художники , окружающего, помогают, уметь, нам, красоту.

(Ответы детей)

Мы любим походы в леса и поля.

Бронзовые стволы сосен возносятся в голубое высокое небо.

Сережа с сестрой Таней были одни в железнодорожной сторожке,

Мальчик быстро оделся и выбежал из дома.

Художники нам помогают видеть красоту окружающего мира.

Учитель: Вы отлично справились с заданием. За это задание вы получаете по одному баллу.

Ребята, как вы думаете, любую фразу в русском языке можно сказать другими словами? Сейчас мы это проверим.

Задание 3 «А если по-другому?»

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующих фраз.

  1. Картину знают все.

  2. На столе лежит учебник

  3. Бьют часы 12 раз.

  4. Птица вьет себе гнездо.

  5. Наш отряд пошел купаться.

(дети читают, что у них получилось)

Да, действительно, любую фразу можно сказать другими словами, сохраняя при этом её смысл. Для того, чтобы перейти к следующему конкурсу, давайте ответим на вопрос, что такое буриме.

ответы детей

Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в неё должен сочинить стихотворение на заданные рифмы.

Задание 4 «Буриме»

Вам предстоит сочинить четверостишье, строчки которого заканчиваются такими словами:

Кошка, ложка, окошко, немножко.

Стакан, банан, карман, обман.

Бег, снег, век, человек.

Кружка, подружка, лягушка, частушка.

Конь, гармонь, огонь, ладонь.

(Учащиеся сочиняют четверостишия. После того, как ребята выполнят задания, они читают свои варианты ответов)

Задание 5 «Найди синоним»

Более 100 лет назад И.С. Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Если задуматься над тем, почему же богат русский язык, то можно обнаружить целый ряд причин. Например, в нашем языке очень много синонимов. А как вы понимаете, что такое синоним?

Попробуйте найти 10 синонимов к глаголам:

Есть, учить, говорить, отдыхать, идти.

Задание 6 «Акростих»

Учитель: Ребята, я люблю на досуге сочинять акростихи. Вы наверняка знаете, что это такое.

Акростих- это стихотворение, в котором начальные буквы составляют какое-либо слово. Вот, например, так выглядит акростих со словом «зима»:

Земли не видно -снег кругом,

И спит медведь в берлоге.

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Как вы уже поняли , следующее ваше задание состоит в том, чтобы составить акростих, в котором были зашифрованы слова:

«баня», «клад», «врач», «пляж», «роза»

Задание 7 «Составь рассказ из глаголов»

Речь человека состоит из предложений. В свою очередь, предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных и т.д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи. Но «трудно» не значит невозможно.

А сейчас следующее задание. В этом задании вам необходимо составить рассказ, используя только одну часть речи- глагол. С помощью одних глаголов расскажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться так: «О том, как я встретился с инопланетянином», «О том, как я нашел клад», «о том, как я летал на воздушном шаре», «О том, как я выращивал ананас», «о том, как я охотился на льва».

(Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившееся)

Итак, мы подошли к финалу, и сейчас мы проведем последний конкурс, после которого решится, кто же у нас получит звание «Знаток русского языка».

Викторина :

  1. Назовите 3 глагола, корень которых состоит из одной буквы?

(шла, согнуть, обуть)

  1. Какое числительное приказывает?

(три )

  1. Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия недели?

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  1. Что можно приготовить, но нельзя съесть ? (уроки)

  2. Что находится между берегом и рекой? (и)

  3. Назовите слово, в котором есть суффикс ЧИК со значением маленький? (стульчик)

  4. К каким частям речи принадлежат слова : два, двойка, двойной, удвоить?

  5. Исправьте речевую ошибку: подходя к лесу, мне стало холодно.

(Подойдя)

  1. Что среди Волги стоит? (Л)

  2. Однокоренные ли слова: слепить глаза - слепить игрушку. Каково их значение?

Учитель подводит итоги мероприятия, объявляет и награждает победителя.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь , все поймешь!





© 2010-2022