- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Игра-соревнование Знатоки русского языка
Игра-соревнование Знатоки русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щитаева С.Н. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игра- соревнование
«Знатоки русского языка»
Цель: развивать интерес учащихся к предмету «» Русский язык, проверять знания, закреплять пройденный материал.
Ход мероприятия:
Учитель:
Существительное школа, просыпается глагол.
С прилагательным веселый новый школьный день пришел.
Встали мы- местоименье, бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья, приниматься надо всем.
Мы наречием отлично на уроках дорожим, соблюдаем мы привычно дисциплину и режим.
После школы, как известно, мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны междометья ох и ах.
А потоп у теплой печки повторяем части речи!
Сегодня мы с вами проведем игру, в конце которой выясним, кто из нашего класса является знатоком русского языка. Я буду вам читать задания, которые вам надо выполнить. За каждое правильно выполненное задание, ребята, вы будете получать по одному баллу, а после всех конкурсов мы подсчитаем баллы у каждого участника. А тот, кто наберет большее количество баллов, получит титул «Знаток русского языка». Таких людей может оказаться несколько. Я когда-то пыталась писать стихи. Но, как ни старалась, никак не могла подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. Итак, первое мое задание называется «Подбери рифму».
Задание 1 «Подбери рифму»
Попробуйте сделать то, что не удалось мне, и подберите рифму к словам: «ложка», «лампа», «кресло», «пенал». Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишья. У кого получится правильно и интересно? (1 балл за двустишье)
Задание 2 «Составь предложение»
Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Внимание! Нельзя использовать дополнительные слова и оставлять лишние слова, а также нельзя изменять форму слова и их окончания. У кого получится правильно?
Поля, мы, в, леса, любим, и, походы.
Возносятся, в, бронзовое небо. Сосен, небо, голубое, стволы, высокие.
Сережа, одни, в, сторожке, сестрой, Железнодорожной ,с , были, Таней.
Оделся, дома, и, мальчик, выбежал, из, быстро
Видеть, мира, художники , окружающего, помогают, уметь, нам, красоту.
(Ответы детей)
Мы любим походы в леса и поля.
Бронзовые стволы сосен возносятся в голубое высокое небо.
Сережа с сестрой Таней были одни в железнодорожной сторожке,
Мальчик быстро оделся и выбежал из дома.
Художники нам помогают видеть красоту окружающего мира.
Учитель: Вы отлично справились с заданием. За это задание вы получаете по одному баллу.
Ребята, как вы думаете, любую фразу в русском языке можно сказать другими словами? Сейчас мы это проверим.
Задание 3 «А если по-другому?»
Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующих фраз.
-
Картину знают все.
-
На столе лежит учебник
-
Бьют часы 12 раз.
-
Птица вьет себе гнездо.
-
Наш отряд пошел купаться.
(дети читают, что у них получилось)
Да, действительно, любую фразу можно сказать другими словами, сохраняя при этом её смысл. Для того, чтобы перейти к следующему конкурсу, давайте ответим на вопрос, что такое буриме.
ответы детей
Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в неё должен сочинить стихотворение на заданные рифмы.
Задание 4 «Буриме»
Вам предстоит сочинить четверостишье, строчки которого заканчиваются такими словами:
Кошка, ложка, окошко, немножко.
Стакан, банан, карман, обман.
Бег, снег, век, человек.
Кружка, подружка, лягушка, частушка.
Конь, гармонь, огонь, ладонь.
(Учащиеся сочиняют четверостишия. После того, как ребята выполнят задания, они читают свои варианты ответов)
Задание 5 «Найди синоним»
Более 100 лет назад И.С. Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Если задуматься над тем, почему же богат русский язык, то можно обнаружить целый ряд причин. Например, в нашем языке очень много синонимов. А как вы понимаете, что такое синоним?
Попробуйте найти 10 синонимов к глаголам:
Есть, учить, говорить, отдыхать, идти.
Задание 6 «Акростих»
Учитель: Ребята, я люблю на досуге сочинять акростихи. Вы наверняка знаете, что это такое.
Акростих- это стихотворение, в котором начальные буквы составляют какое-либо слово. Вот, например, так выглядит акростих со словом «зима»:
Земли не видно -снег кругом,
И спит медведь в берлоге.
Мороз сковал все речки льдом.
Ах, как замерзли ноги!
Как вы уже поняли , следующее ваше задание состоит в том, чтобы составить акростих, в котором были зашифрованы слова:
«баня», «клад», «врач», «пляж», «роза»
Задание 7 «Составь рассказ из глаголов»
Речь человека состоит из предложений. В свою очередь, предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных и т.д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи. Но «трудно» не значит невозможно.
А сейчас следующее задание. В этом задании вам необходимо составить рассказ, используя только одну часть речи- глагол. С помощью одних глаголов расскажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться так: «О том, как я встретился с инопланетянином», «О том, как я нашел клад», «о том, как я летал на воздушном шаре», «О том, как я выращивал ананас», «о том, как я охотился на льва».
(Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившееся)
Итак, мы подошли к финалу, и сейчас мы проведем последний конкурс, после которого решится, кто же у нас получит звание «Знаток русского языка».
Викторина :
-
Назовите 3 глагола, корень которых состоит из одной буквы?
(шла, согнуть, обуть)
-
Какое числительное приказывает?
(три )
-
Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия недели?
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
-
Что можно приготовить, но нельзя съесть ? (уроки)
-
Что находится между берегом и рекой? (и)
-
Назовите слово, в котором есть суффикс ЧИК со значением маленький? (стульчик)
-
К каким частям речи принадлежат слова : два, двойка, двойной, удвоить?
-
Исправьте речевую ошибку: подходя к лесу, мне стало холодно.
(Подойдя)
-
Что среди Волги стоит? (Л)
-
Однокоренные ли слова: слепить глаза - слепить игрушку. Каково их значение?
Учитель подводит итоги мероприятия, объявляет и награждает победителя.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь , все поймешь!