- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер-класс по литературе на тему Целый мир от красоты
Мастер-класс по литературе на тему Целый мир от красоты
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Москвитина Т.С. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс «Целый мир от красоты…» (Использование интерактивной технологии «Педагогическая мастерская» при анализе поэтического текста).
(Звучит музыка)
Учитель читает:
Я не устану повторять себе
Простую фразу: я - учитель,
А это значит, я - хранитель
Душевной красоты в противовес злобе.
Филологу доверены сердца,
И выстоять необходимо до конца.
Вести ребёнка к красоте,
К душевной чуткости и чуду,
Идти дорогой света и добра,
Всегда с ним рядом оказаться,
Когда он будет в красоте нуждаться.
Пока ты веришь - учишься и сам
Мудрейшей из наук - науке удивленья,
И, если есть в твоей душе волненье,
Постигнешь Красоту, любезный друг!
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, я уверена, что мы можем начать наш диалог. Попрошу вас быть моими партнерами, собеседниками, соучастниками, в процессе деятельности узнать что-то новое, на уровне опыта приобрести умения, сформировать меру нравственного отношения к тому, о чем мы будем говорить.
Спасение современных подростков от эстетического авитаминоза требует новых подходов в преподавании литературы. В своем профессиональном самоопределении я руководствуюсь правилом: «Учитель литературы - проводник между Божественным и Человеческим, его задача - « вернуть юности поэзию, заставить над стихами плакать…»
Сегодня с вашей помощью я хочу показать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике.
Цель моего мастер-класса: продемонстрировать приёмы работы с поэтическим текстом с помощью интерактивной технологии «Педагогическая мастерская».
В условиях перехода к новым образовательным стандартам актуализируется проблема достижения новых образовательных результатов, в том числе и в процессе преподавания литературы. Интерактивная технология «Педагогическая мастерская» в полной мере даёт учителю возможность развивать метапредметные умения, содержит идею универсальности, носит интегративный характер, обеспечивает творческую реализацию обучающихся при решении жизненно важных задач. Интерактивные приёмы работы, системно-деятельностный, компетентностный подход в обучении позволяют учителю осуществлять систематическую подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ. Данная технология также позволяет от метапредметности выйти на мировоззренческий уровень.
Основными этапами педагогической мастерской являются следующие:
-
Актуализация части внутреннего мира ученика, создающая мотивы и потребности к деятельности.
-
Конструирование - этап мастерской, на котором происходит процесс создания собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, индивидуальное создание гипотезы, решение и присвоение художественного текста, создание схемы, проекта, рисунка и т. п.).
-
Социоконструирование (работа в группе, создание собственного продукта).
-
Групповая или межгрупповая социализация. Это этап предъявления интеллектуального продукта аудитории. ( Рассказ, афиша, сценка, иллюстрации, плакат, стихотворение, эссе и т.д.)
-
Рефлексия - отражение чувств, ощущений, вспоминание своего переживания, анализ своего эмоционального фона и уровня интеллектуального развития.
Данная технология развивает такие метапредметные умения, как умение работать с разными источниками информации, анализировать её, определять сферу своих интересов, умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, а также выделять причинно-следственные связи в устной и письменной форме, оценивать информацию и формулировать выводы.
Урок начинается с приёма удивления, приёма индуктора или отсроченной отгадки.
Перед учителем стоит важная задача: умело разрушить старые представления, восстановить знания на новом уровне с помощью озарения, инсайта, привести ученика к внутреннему конфликту, подвигающему к углублению в проблему и поиску ответов.
Приглашаю Вас в педагогическую мастерскую «Целый мир от красоты…», на котором мы познакомимся со стихотворениями Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка».
(Аудитория делится на две группы)
Этап 1. Актуализация (Индуктор)
Слово учителя:
Итак, мы погружаемся в мир прекрасного…
Природа - великий созидатель. Она творит красоту и гармонию окружающего мира. ( На слайдах демонстрируются иллюстрации, на которых изображены картины природы и людей)
Искусство, учась у природы, созидает свою картину мира. И эта картина может быть не менее прекрасной и удивительной. ( Слайды с изображением произведений живописи, мозаика, нотного стана).
Художник владеет красками, музыкант - нотами, а поэт - словом. Слово звучит, как музыка, слово рисует образы, как художник. ( Слайд с отрывками стихотворений Н.А.Заболоцкого и его портретом ).
На фоне музыки учитель читает отрывок из стихотворения А.А.Фета:
Перелетев на крыльях лебединых
Двойную грань пространства и веков,
Подслушал ты на царственных вершинах
Живую песнь умолкнувших певцов.
И пышный лавр средь степи нелюдимой
На песнь твою расцвёл и зашумел,
И сам орёл поэзии родимой
К тебе с высот невидимых слетел…
Мы погружаемся в мир поэзии…
Прочитайте заглавия двух стихотворений.
-Попробуйте по названию представленных вашему вниманию стихотворений определить, о чём они. (Приём антиципации, предвосхищения дальнейшего содержания).
-Что общего в заглавии, в чём отличие?
- Предлагаю каждой группе участников мастерской прочитать одно стихотворение ( На отпечатанном тексте указаны название стихотворения и его автор).
( Чтение с остановками, по очереди, озаглавливание строф. )
-Итак, какова тема этих стихотворений?
Один ученик из каждой группы озвучивает тему стихотворений. Остальные учащиеся в группе «маркируют» текст (обозначают ключевые слова, необходимые для понимания и истолкования текста).
- В чём сходство двух стихотворений с разным сюжетом?
-Как выдумаете, какую проблему поднимает автор этих стихотворений?
Давайте сформулируем проблемный вопрос нашего урока (Индуктор):
«Что есть красота, и почему её обожествляют люди?» (На слайде проблемный вопрос)
Итак, проблема красоты…
-Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Приём ассоциации)
Что такое красота?
Устное словесное рисование
-Какого цвета красота? Какой цветок может означать это понятие?
Если бы вам поручили написать музыку о красоте, то какая бы она была? Какой инструмент был бы ведущим в оркестре? Почему?
Этап 2. Конструирование. (Создание собственного интеллектуального продукта)
2.1.Слово учителя:
В поздний период творчества Н.А. Заболоцкий обращается к проблеме красоты, традиционной теме русской литературы. Вы согласитесь, конечно, со мной, что понятие красоты изменчиво, как само время. Многие русские классики обращались к теме красоты.
2.2.Озарение, разрыв между имеющимися представлениями о красоте и красотой, нарисованной поэтом.
-«Красота спасёт мир», говорил герой Достоевского. Писатель утверждал также, что « красота страшная и ужасная вещь». А.А. Фет восклицал: «Целый мир от красоты!»
-А вы как считаете?
-Как эта проблема раскрывается в прочитанных нами стихотворениях Заболоцкого?
Примерные ответы участников мастерской:
-Некрасивая девочка обладает внутренней красотой : «Младенческая грация души уже сквозит в любом её движенье…»
-Размышляя о красоте человеческих лиц, Заболоцкий утверждает, «что великое чудится в малом», если нет внутренней красоты, то налицо убожество души, «подобье жалких лачуг».
- Когда человек утрачивает мечту и надежду, его лицо похоже на башню, в которой «давно никто не живёт и не смотрит в окно». Идея стихотворения выражена в строках:
Есть лица-подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Учитель дополняет, делая выводы, что , действительно, « целый мир от красоты…»
Повторяет проблемный вопрос.
Внутреннее противоречие мотивирует обучающихся к пристальному изучению содержания, присвоению текста, конструированию своего высказывания по данной проблеме.
Этап 3. Социоконструирование (работа в группе, создание собственного продукта).
Итак, сейчас я предлагаю вам самим выразить собственное понимание идейного замысла прочитанных произведений Н.А.Заболоцкого.
3.1. Первая группа пишет сочинение-миниатюру на основе ключевых слов:
-Красота, некрасивые, дыхание, богатство, гармония, противоречие.
3.2. Вторая группа по предложенному учителем опорному материалу пишет письмо, обращённое ко всем присутствующим (Приём управляемого письма).
Форма
Тема
Адресат
Содержание
Письмо по личным впечатлениям
Что такое красота в понимании Н.А.Заболоцкого
Все присутствующие
Этап 4.Групповая социализация (представление собственных интеллектуальных продуктов)
Участникам предлагается в прозаической или стихотворной форме презентовать свои результаты работы, выступить желательно коллективно, использовать опоры, рисунки, схемы и т. п.
Этап 5.Рефлексия.
5.1.Поделитесь своими чувствами и переживаниями (Приём неоконченного предложения)
-Сегодня я вновь переосмыслила значение…
-Я порадовалась…
-Я уверена, что мир без красоты…
-Хрупкая сущность красоты даёт…
(Звучит музыка фоном)
5.2.Выберите из предложенных высказываний то, которое в полной мере отражает тему занятия, аргументируйте свой ответ:
Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)
Красота - не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра. (О. Э. Мандельштам)
Красота - тоже добродетель. (Фр. Шиллер)
Красота - это обещание счастья. (Фр. Ницше
Своей любовью мы придаем вещам красоту. (А. Франс)
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. (М. И. Глинка)
Я истинную вижу Красоту.
Я вижу то, что существует в жизни,
чего не замечает большинство. (А. А. Вознесенский)
Заключительное слово учителя:
Наш разговор подходит к концу. Сегодня мы вели речь о красоте, пробуждая добрые чувства с помощью Божественного поэтического слова Н.А.Заболоцкого.
Мы делали свои маленькие открытия, учились слышать друг друга…
Я желаю вам, чтобы с вами всегда была красота, но помните, что она не даётся нам безвозмездно, за неё надо платить любовью и добротой…
Надеюсь, что ничего не пролетело мимо вашего сердца. В результате прочитанного, осмысленного, пережитого сегодня родилось личное, идущее от сердца, а значит, бесценное…
Спасибо