Мастер-класс по литературе на тему Целый мир от красоты

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Целый мир от красоты…» (Использование интерактивной технологии «Педагогическая мастерская» при анализе поэтического текста).

(Звучит музыка)

Учитель читает:

Я не устану повторять себе

Простую фразу: я - учитель,

А это значит, я - хранитель

Душевной красоты в противовес злобе.

Филологу доверены сердца,

И выстоять необходимо до конца.

Вести ребёнка к красоте,

К душевной чуткости и чуду,

Идти дорогой света и добра,

Всегда с ним рядом оказаться,

Когда он будет в красоте нуждаться.

Пока ты веришь - учишься и сам

Мудрейшей из наук - науке удивленья,

И, если есть в твоей душе волненье,

Постигнешь Красоту, любезный друг!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, я уверена, что мы можем начать наш диалог. Попрошу вас быть моими партнерами, собеседниками, соучастниками, в процессе деятельности узнать что-то новое, на уровне опыта приобрести умения, сформировать меру нравственного отношения к тому, о чем мы будем говорить.

Спасение современных подростков от эстетического авитаминоза требует новых подходов в преподавании литературы. В своем профессиональном самоопределении я руководствуюсь правилом: «Учитель литературы - проводник между Божественным и Человеческим, его задача - « вернуть юности поэзию, заставить над стихами плакать…»

Сегодня с вашей помощью я хочу показать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике.

Цель моего мастер-класса: продемонстрировать приёмы работы с поэтическим текстом с помощью интерактивной технологии «Педагогическая мастерская».

В условиях перехода к новым образовательным стандартам актуализируется проблема достижения новых образовательных результатов, в том числе и в процессе преподавания литературы. Интерактивная технология «Педагогическая мастерская» в полной мере даёт учителю возможность развивать метапредметные умения, содержит идею универсальности, носит интегративный характер, обеспечивает творческую реализацию обучающихся при решении жизненно важных задач. Интерактивные приёмы работы, системно-деятельностный, компетентностный подход в обучении позволяют учителю осуществлять систематическую подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ. Данная технология также позволяет от метапредметности выйти на мировоззренческий уровень.

Основными этапами педагогической мастерской являются следующие:

  1. Актуализация части внутреннего мира ученика, создающая мотивы и потребности к деятельности.

  2. Конструирование - этап мастерской, на котором происходит процесс создания собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, индивидуальное создание гипотезы, решение и присвоение художественного текста, создание схемы, проекта, рисунка и т. п.).

  3. Социоконструирование (работа в группе, создание собственного продукта).

  4. Групповая или межгрупповая социализация. Это этап предъявления интеллектуального продукта аудитории. ( Рассказ, афиша, сценка, иллюстрации, плакат, стихотворение, эссе и т.д.)

  5. Рефлексия - отражение чувств, ощущений, вспоминание своего переживания, анализ своего эмоционального фона и уровня интеллектуального развития.

Данная технология развивает такие метапредметные умения, как умение работать с разными источниками информации, анализировать её, определять сферу своих интересов, умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, а также выделять причинно-следственные связи в устной и письменной форме, оценивать информацию и формулировать выводы.

Урок начинается с приёма удивления, приёма индуктора или отсроченной отгадки.

Перед учителем стоит важная задача: умело разрушить старые представления, восстановить знания на новом уровне с помощью озарения, инсайта, привести ученика к внутреннему конфликту, подвигающему к углублению в проблему и поиску ответов.

Приглашаю Вас в педагогическую мастерскую «Целый мир от красоты…», на котором мы познакомимся со стихотворениями Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка».

(Аудитория делится на две группы)

Этап 1. Актуализация (Индуктор)

Слово учителя:

Итак, мы погружаемся в мир прекрасного…

Природа - великий созидатель. Она творит красоту и гармонию окружающего мира. ( На слайдах демонстрируются иллюстрации, на которых изображены картины природы и людей)
Искусство, учась у природы, созидает свою картину мира. И эта картина может быть не менее прекрасной и удивительной. ( Слайды с изображением произведений живописи, мозаика, нотного стана).

Художник владеет красками, музыкант - нотами, а поэт - словом. Слово звучит, как музыка, слово рисует образы, как художник. ( Слайд с отрывками стихотворений Н.А.Заболоцкого и его портретом ).

На фоне музыки учитель читает отрывок из стихотворения А.А.Фета:

Перелетев на крыльях лебединых

Двойную грань пространства и веков,

Подслушал ты на царственных вершинах

Живую песнь умолкнувших певцов.

И пышный лавр средь степи нелюдимой

На песнь твою расцвёл и зашумел,

И сам орёл поэзии родимой

К тебе с высот невидимых слетел…

Мы погружаемся в мир поэзии…

Прочитайте заглавия двух стихотворений.

-Попробуйте по названию представленных вашему вниманию стихотворений определить, о чём они. (Приём антиципации, предвосхищения дальнейшего содержания).

-Что общего в заглавии, в чём отличие?

- Предлагаю каждой группе участников мастерской прочитать одно стихотворение ( На отпечатанном тексте указаны название стихотворения и его автор).

( Чтение с остановками, по очереди, озаглавливание строф. )

-Итак, какова тема этих стихотворений?

Один ученик из каждой группы озвучивает тему стихотворений. Остальные учащиеся в группе «маркируют» текст (обозначают ключевые слова, необходимые для понимания и истолкования текста).

- В чём сходство двух стихотворений с разным сюжетом?

-Как выдумаете, какую проблему поднимает автор этих стихотворений?

Давайте сформулируем проблемный вопрос нашего урока (Индуктор):

«Что есть красота, и почему её обожествляют люди?» (На слайде проблемный вопрос)

Итак, проблема красоты…

-Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Приём ассоциации)

Что такое красота?

Устное словесное рисование

-Какого цвета красота? Какой цветок может означать это понятие?

Если бы вам поручили написать музыку о красоте, то какая бы она была? Какой инструмент был бы ведущим в оркестре? Почему?

Этап 2. Конструирование. (Создание собственного интеллектуального продукта)

2.1.Слово учителя:

В поздний период творчества Н.А. Заболоцкий обращается к проблеме красоты, традиционной теме русской литературы. Вы согласитесь, конечно, со мной, что понятие красоты изменчиво, как само время. Многие русские классики обращались к теме красоты.

2.2.Озарение, разрыв между имеющимися представлениями о красоте и красотой, нарисованной поэтом.

-«Красота спасёт мир», говорил герой Достоевского. Писатель утверждал также, что « красота страшная и ужасная вещь». А.А. Фет восклицал: «Целый мир от красоты!»

-А вы как считаете?

-Как эта проблема раскрывается в прочитанных нами стихотворениях Заболоцкого?

Примерные ответы участников мастерской:

-Некрасивая девочка обладает внутренней красотой : «Младенческая грация души уже сквозит в любом её движенье…»

-Размышляя о красоте человеческих лиц, Заболоцкий утверждает, «что великое чудится в малом», если нет внутренней красоты, то налицо убожество души, «подобье жалких лачуг».

- Когда человек утрачивает мечту и надежду, его лицо похоже на башню, в которой «давно никто не живёт и не смотрит в окно». Идея стихотворения выражена в строках:

Есть лица-подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Учитель дополняет, делая выводы, что , действительно, « целый мир от красоты…»

Повторяет проблемный вопрос.

Внутреннее противоречие мотивирует обучающихся к пристальному изучению содержания, присвоению текста, конструированию своего высказывания по данной проблеме.

Этап 3. Социоконструирование (работа в группе, создание собственного продукта).

Итак, сейчас я предлагаю вам самим выразить собственное понимание идейного замысла прочитанных произведений Н.А.Заболоцкого.

3.1. Первая группа пишет сочинение-миниатюру на основе ключевых слов:

-Красота, некрасивые, дыхание, богатство, гармония, противоречие.

3.2. Вторая группа по предложенному учителем опорному материалу пишет письмо, обращённое ко всем присутствующим (Приём управляемого письма).

Форма

Тема

Адресат

Содержание

Письмо по личным впечатлениям

Что такое красота в понимании Н.А.Заболоцкого

Все присутствующие

Этап 4.Групповая социализация (представление собственных интеллектуальных продуктов)

Участникам предлагается в прозаической или стихотворной форме презентовать свои результаты работы, выступить желательно коллективно, использовать опоры, рисунки, схемы и т. п.

Этап 5.Рефлексия.

5.1.Поделитесь своими чувствами и переживаниями (Приём неоконченного предложения)

-Сегодня я вновь переосмыслила значение…

-Я порадовалась…

-Я уверена, что мир без красоты…

-Хрупкая сущность красоты даёт…

(Звучит музыка фоном)

5.2.Выберите из предложенных высказываний то, которое в полной мере отражает тему занятия, аргументируйте свой ответ:

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)

Красота - не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра. (О. Э. Мандельштам)

Красота - тоже добродетель. (Фр. Шиллер)

Красота - это обещание счастья. (Фр. Ницше

Своей любовью мы придаем вещам красоту. (А. Франс)

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. (М. И. Глинка)

Я истинную вижу Красоту.

Я вижу то, что существует в жизни,

чего не замечает большинство. (А. А. Вознесенский)

Заключительное слово учителя:

Наш разговор подходит к концу. Сегодня мы вели речь о красоте, пробуждая добрые чувства с помощью Божественного поэтического слова Н.А.Заболоцкого.

Мы делали свои маленькие открытия, учились слышать друг друга…

Я желаю вам, чтобы с вами всегда была красота, но помните, что она не даётся нам безвозмездно, за неё надо платить любовью и добротой…

Надеюсь, что ничего не пролетело мимо вашего сердца. В результате прочитанного, осмысленного, пережитого сегодня родилось личное, идущее от сердца, а значит, бесценное…

Спасибо


© 2010-2022