Конспект урока по теме: «НЕ с существительными» (1-й урок)

"Описание материала: Цель: ознакомить обучающихся со случаями слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Задачи: повторить морфологический разбор имени существительного и знаки препинания в простом и сложном предложении; ознакомить обучающихся с правилом написания НЕ с существительными; формировать навык написания НЕ с существительными; формировать умение различать НЕ-приставку, частицу, часть корня; развивать умение классифицировать факты и делать обобщения; воспитывать любовь к ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕ с существительными (1-й урок)

Открытый урок по русскому языку

6 класс

Учитель: Ярыгина Зоя Александровна

Цель: познакомить обучающихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Задачи: 1) повторить морфологический разбор имени существительного и знаки препинания в простом и сложном предложении; 2) познакомить обучающихся с правилом написания НЕ с существительными; 3) формировать навык написания НЕ с существительными; 4) формировать умение различать НЕ-приставку, частицу, часть корня; 5) развивать умение классифицировать факты и делать обобщения; 6) воспитывать любовь к русскому языку и стремление обогащать свою речь.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Правописание НЕ с именами существительными» (слайд 1). Мы должны будем с вами познакомится с правилом написания НЕ с существительными, научиться различать НЕ в качестве приставки, частицы, части корня и закрепить новые знания в орфографической работе. Но прежде, чем мы перейдём к нашей новой теме, выполним, как обычно, задания на повторение. Трое учащихся получат индивидуальные задания (двое выполнят их на отдельных листочках, один у доски) (слайд 2 - цель и основные задачи урока).

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Выполнить морфологический разбор существительного:

Поздней осенью выпадает первый снегКонспект урока по теме: «НЕ с существительными» (1-й урок).

Карточка № 2

Выполнить морфологический разбор существительного:

Они идут по дорогеКонспект урока по теме: «НЕ с существительными» (1-й урок) к станции.

Карточка № 3

Выполнить морфологический разбор существительного:

Звёзды одна за другой исчезают с небосклонаКонспект урока по теме: «НЕ с существительными» (1-й урок).

IV. Синтаксическая пятиминутка.

Запись предложений с заданием графически объяснить постановку знаков препинания, подчеркнуть их грамматические основы, составить схему последнего предложения.

Сентябрь - капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы, и пелена туманов застелила дали.

Ребята, задайте дополнительные вопросы по любой из изученных тем, связанных с именем существительным, учащимся, работавшим у доски, чтобы мы им поставили оценки.

V. Работа по теме урока.

А теперь перейдём непосредственно к теме нашего урока.

1. Работа с предложениями (слайд 3).

Прочитайте следующие предложения. Подумайте, в каком слове НЕ является приставкой, а в каком входит в корень? В каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ?

  1. (Не)решительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды.

  2. (Не)настье задержало наш отъезд.

  3. (Не)силой борются, а умением.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы определили написание НЕ с существительными (слайд 4). Данные предложения правильно записаны также на с. 99 нашего учебника. Обратите внимание.

Ребята, как вы думаете, от чего зависит написание НЕ с существительными?

2. Работа с учебником.

Чтобы подтвердить наши предположения, обратимся к правилам §43 учебника на 100-й странице (один читает вслух, остальные следят; затем учитель ещё раз проговаривает случаи слитного и раздельного написания НЕ с существительными).

Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы. Сама орфограмма подчёркивается одной чертой; там, где мы можем подобрать синоним или близкое по значению выражение, выделяется приставка; а если нам встретится противопоставление с союзом а, то мы этот союз будем выделять в кружок.

3. Закрепление материала.

1) Работа в форме теста (устно) (слайд 5, 6, 7).

1. Определите существительное, которое пишется с НЕ раздельно:

а) (не)погода

б) нужна (не)опытность, а знание

в) (не)поладки в работе

2. Отметьте существительное, которре без НЕ не употребляется:

а) (не)удача

б) (не)уч

в) (не)правда

3. Найдите существительное, которое пишется с НЕ слитно:

а) (не)работа сушит, а забота

б) к беде (не)опытность ведёт

в) далеко (не)умница

2) Объяснительный диктант (по цепочке - через точку с запятой; графически обозначить орфограмму, объяснить свой выбор):

Ненастье; нелепость; говорить неправду; неаккуратность; неприязнь; не ножа бойся, а языка; пусть невзгоды не омрачают нашей жизни; небылица, далеко не правда; ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

3) Мини-сочинение на лингвистическую тему «В стране, где живёт НЕ с существительными» (слайд 8).

VI. Итог урока, выставление оценок.

Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Что вам показалось интересным?

(Учитель высказывает своё мнение об уроке: кем доволен, кому нужно работать активнее, выставляет оценки за урок).

Итак, сегодня у нас был первый урок, посвящённый правописанию НЕ с существительными. Мы с вами начали учиться применять новые знания на практике. На 2-м уроке мы закрепим с вами этот материал; задания будут уже сложнее, а в конце 2-го урока мы напишем небольшую письменную работу, чтобы выяснить, как вы усвоили данную тему.

VII. Домашнее задание (слайд 9).

  1. §43 - выучить правила и перенести их в тетрадь для правил с примерами.

  2. Упр. 242 - списать, расставить недостающие знаки препинания, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, объяснить их написание; обратить особое внимание на написание НЕ с существительными.

Задание по желанию: найти и записать 5 пословиц, в которых употребляется существительное с НЕ; выполнить синтаксический разбор одной из пословиц.



3

© 2010-2022