- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коверенко Е.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСТАНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
«Согласовано»
Руководитель ШПО
___________Коверенко Е.А.
Протокол № ______ от «____»_______________2015 г.
«Согласовано»
И.о. заместителя директора по УВР МКОУ Останинской ОШ
____________ Е.В. Карписонова
«_____»________________2015г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ Останинской ОШ
_______________Н.М. Ганич
Приказ № ___ от «__»_______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Коверенко Елены Александровны
ПРЕДМЕТ: литература
КЛАСС: 9 класс
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 3 часа (102)
УЧЕБНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Литература 9 класс.
Учебник дляобщеобразовательных учреждений в 2 частях/ авт.- сост. В.Я. Коровина и (др) -М.: Просвещение, 2008год
ПРОГРАММА: государственная программа для общеобразовательных учреждений, литература 5-11 классы. Автор В.Я. Коровина, 2002 г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___от
«__»__________2015 г.
2015-2016 учебный год
Раздел І. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-
выразительное чтение художественного текста;
-
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-
анализ и интерпретация произведения;
-
составление планов и написание отзывов о произведениях;
-
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели обучения
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Введение.
1
Литература Древней Руси
5
2
Русская литература ХVIII века
9
Из русской литературы I половины ХIХ века
3
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. )
5
2
Творчество А.С.Пушкина
16
2
Творчество М.Ю.Лермонтова
9
Творчество Н.В.Гоголя
3
1
Русская литература второй половины ХIХ века
6
1
Русская литература ХХ века. Проза
9
2
Русская литература ХХ века. Поэзия
14
1
Из зарубежной литературы
6
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
2
Итого
91
11
Раздел ІІІ. Содержание программы. 9 класс
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Раздел ІY. Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
-
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
-
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
-
оценивать проблематику современной литературы;
-
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
-
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
-
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочники:
-
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
-
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.
-
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
-
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.
-
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.
-
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей it-n.ru/
3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. openclass.ru/
Календарно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
тип урока
Повторение, подготовка к ГИА
Домашнее задание
Наглядно-технические пособия и ТСО
Примечание
1
Введение
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
1
Беседа
Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала
Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8
Из древнерусской литературы
2
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
1
Лекция
жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.
Презентация
Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
3-4
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
Подготовка к домашнему сочинению
2
Практикум.
Урок развития речи
жанр и композиция произведения, худож.средства выразительности
Домашнее сочинение №1 Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "
Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».
Из русской литературы XVIII века
5
Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.
1
Лекция
Построение связного монологического высказывания на определенную тему.
Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40
Презентация
6
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
1
Лекция.
Практикум
Умение
Анализировать стихотворение.
С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение
Презентация Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.
работы Вишнякова, Державина.
7
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол еяВеличества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
1
Беседа
биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.
Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
8
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
1
Урок внеклассного чтения
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика)
С.59-64, записи в тетрадях.
Презентация
9
Г.Р. Державина: личность, творчество. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
1
Практикум
жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии.
Наизусть на выбор "Памятник"
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
10
«Истину царям с улыбкой говорить…» Гражданская поэзия Г.Р. Державина
1
Урок-анализ
Умение анализировать поэтический текст
Написать сочинение-эссе
11
А. Н. Радищева: жизнь, личность, литературная поэзия. Жанровое и художественное своеобразие книги
"Путешествие из Петербурга в Москву"
1
Беседа
черты сентиментализма в произведении
С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.
12
Художественное своеобразие «Путешествия…» и его влияние на передовую мысль эпохи.
1
Практикум
Вопросы 7-9, с.74
13
Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка.
1
Лекция
развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.
С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»
Портреты Карамзина.
14
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
1
Практикум
Характеристика персонажа
С.103, вопросы
Интерактивный тест Карамзин Н.М. Бедная Лиза
15
Р.р. Контрольное сочинение по теме «Литература XVIII в. в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений)»
1
Практикум. Урок развития речи
Из русской литературы XIХ века
16
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
1
Лекция
общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Выучить лекцию, с.112 вопросы
Презентация
17
Урок внеклассного чтения. ДЖ.Г. Байрон: личность, судьба творчество.
1
Урок внеклассного чтения
Формирование понятия «байронизм»
Выразительное чтение наизусть стихотворения В.А. Жуковского «Море»
18
Романтизм в русской литературе. В. А. Жуковский: жизнь, творчество (обзор).Элегия "Море».
1
Беседа
темы и мотивы лирики
анализ поэтического текста
Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
19
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
1
Беседа.
Практикум
жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
20
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
1
Лекция
драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда
Прочитать комедию "Горе от ума".
Вальсы Грибоедова.
Портреты Грибоедова работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)
Иллюстрации к комедии
Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.
21
Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
1
Беседа
основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Выразительное чтение II действия
22
2 действие комедии. Обучение анализу монолога.
1
Урок развития речи
особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Перечитать 3действие комедии.
23
3 действие комедии. Анализ сцены бала.
1
Урок развития речи
Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)
24
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
1
Практикум
Выразительное чтение монологов и комментирование
Характеристика главных героев
25
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
1
Беседа
Начать подготовку к сочинению по комедии.
Интерактивный тест Грибоедов А.С. Горе от ума
26
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
1
Урок развития речи
основные положения статьи,
понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.
Презентация
27
Классное сочинение-рассуждение №1 по комедии "Горе от ума".
1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
2) «Молчалин и Скалозуб»;
3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Урок развития речи
сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.
28
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
1
Лекция. Беседа
изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики
С.167-172, пересказ биографии Пушкина
Презентация
Портреты А.С.Пушкина
29
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
1
Беседа
свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал.
С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индив. задание «Любовная лирика» (презентация)
Презентация
30
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
1
Семинар
Основы стихосложения.
Выучить одно из стих-й любовной лирики наизусть
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
31
А.С.Пушкина Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
1
Урок развития речи
философские и христианские мотивы в лирике поэта.
с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р
32
Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
1
Урок контроля
содержание произведений.
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос
Прочитать поэму «Цыганы»
33
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.
1
Урок внеклассного чтения
признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Чтение текста романа «Евгений Онегин»
Презентация
34
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел, композиция сюжет. Жанр романа в стихах. Онегинская строфа
1
Лекция
теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа
По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
35
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
1
Беседа
характеристика героя
С.215-232, изучение материала
Интерактивный тест Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вариант 1
36
Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
1
Беседа
С. 323-236, сравнительная характеристика героинь
37
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
1
Практикум
наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
38
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
1
Автор
идея произведения, лирические отступления в романе
С. 236-240, пересказ,
39
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
1
Семинар
прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению
40
Пушкинский роман в зеркале русской критики.
1
Урок развития речи
Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Написание сочинения, прочитать с.199-214
Интерактивный тест Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вариант 2
41
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
1
Урок внеклассного чтения
основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблема.
Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,
42
Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина
Урок развития речи
43
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.
1
Лекция. Беседа.
основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы
1) стр. учебника 250-262;
2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
44
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»
1
Практикум
основные мотивы лирики поэта.
1) стр. учебника (263-279).
2) Принести на урок тексты стихотворений:
"К. н.и. "Я не достоин, может быть"
"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"
"Она была прекрасна, как мечта"
"Я не унижусь пред тобою"
"К" "прости! - мы не встретимся боле"
"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
45
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
1
Практикум
анализировать текст на.лексическом уровне
Выучить стих наизусть (по выбору)
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
46
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
1
Семинар
выделять смысловые части текста
«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.
47
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
1
Лекция
понятия роман, психологический роман
читать главу "Максим Максимыч".
Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?
Каким видит Печорина Максим Максимыча?
Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?
Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?
Как меняется форма повествования, его характерная тональность?
Учебник - стр. 288 - 311.
48
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
1
Беседа
Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей
1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".
2) Чтение "Тамань".
Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?
49 - 51
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
3
Беседа
психологический портрет героя в системе образов
Чтение повести «Княжна Мери»,
повести "Фаталист»
52
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
1
Беседа
" ст. Белинского о Герое…"
-Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?
- В чем беда Печорина?
- Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?
Где автор более сурово осуждает свое поколение? С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)
53
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Литературная критика о романе
1
Семинар
понятия реализм и романтизм
1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.
54-55
Контрольное сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
2
Урок развития речи
тестовые задания: уровни А, В, С
Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
56
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.
1
Лекция
страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
57
Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия
1
Лекция
Жанровые особенности
Аналитическое чтение 1-6 глав
58
Система образов поэмы «Мертвые души»: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
1
Беседа.
Практикум
композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы.
Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души
59
Система образов поэмы «Мертвые души»: образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)
1
Беседа.
Практикум, развитие речи
анализ эпизода
Анализ эпизода; презентация
Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души. Герои поэмы
60
Образы чиновников губернского города NN
1
Беседа
Подг. вопросы - тест для проверки знания содерж. поэмы
61
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
1
Беседа
План хар-ки Чичикова, с 344-350
Подготовиться к семинару
62
«Мертвые души» - поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений
1
Семинар
Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души. Язык поэмы
63
Контрольное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
1
Урок развития речи
Сочинение
64
А.Н.Островский. Слово драматурге. Особенности сюжета «Бедность не порок».
1
Лекция.
Беседа
творческая биография писателя, содержание произведения.
«Бедность не порок». Чтение статьи.
Презентация
65
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».
1
Беседа
Чтение статьи учебника.
66
«Человек есть тайна…». Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».
1
Лекция.
Беседа
уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
«Белые ночи». Мое представление о главном герое.
Презентация
67
Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
1
Беседа
Ответ на вопрос: "Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни"?
68
Ф.М.Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести
1
Урок-анализ
69
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. «Детство», «Отрочество», «Юность».
1
Урок внеклассного чтения
особенности автобиографического произведения
Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».
С.15-28; инд. - реферат
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
70
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
1
Лекция
образ «маленького человека».
Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?
Презентация
71
А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
1
Беседа
Рассказ «Тоска», с.29-35
72
Из поэзии XІX века
Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений
1
Урок внеклассного чтения
Анализ поэтического произведения
Выразительное чтение
Анализ стихотв. По выбору.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
Из русской литературы XX века
73
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
1
Лекция
Выуч. материал лекции
Презентация
74
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
1
Лекция.
Беседа
понятие импрессионализма в искусстве изобразительно-выразительные средства.
Худож.пересказ истории любви, с.55-59
Презентация
75
М.Булгаков. Жизнь и судьба.«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.
1
Лекция.
Беседа
определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.
«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.
Отметить сатирич. приемы в повести
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
76
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора.
1
Практикум
Прочит.рассказ «Судьба человека» с.170-190
77
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа
1
Беседа
композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя
Выделитьособенности языка Шолохова в рассказе
портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий, песни военных лет.
78
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Особенности авторского повествования, композиция
1
Практикум
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
Прочит.рассказ «Матренин двор», с.241-277
79
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» , его автобиографичность. История создания и публикация
1
Беседа
Композиция рассказа
Отв. на вопросы презентация
Презентация
80
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
1
Беседа
художественное своеобразие рассказа
Письм. ответ на вопрос: "О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор"?
Подготовиться к контрольной работе
81
Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.
1
Урок контроля
82
«Серебряный век» русской поэзии.
1
Лекция
основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства.
В чем уникальность «Серебряного века»?
С.61-72, выраз.чт. любимых ст-й
Портреты поэтов «серебряного века».
Презентация
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
83
А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
1
Практикум
содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)
Презентация
84
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта
1
Беседа
конспектирование
Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95)
Презентация
85
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.
1
Практикум
Своеобразие ритма, интонации.
Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
86
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского
1
Беседа
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Анализ стихтв., с. 107-109
Презентация
87
Маяковский о труде поэта
1
Практикум
Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.107-109); эссе
88
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой
1
Лекция.
Беседа
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет)
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
89
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство
1
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выуч. наизусть (на выбор, с.124-128)
90
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Философский характер лирики
1
Беседа
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Анализ стихотворений, с.161-165
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
91
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
1
Беседа
Основы стихосложения
Выраз. чтение, с.141-144; эссе
Презентация
92
Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
1
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)
93
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
1
Беседа.
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выраз. чтение, с.201-206
Презентация
94
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
1
Беседа.
Практикум
Анализ стих-й, с.221-223Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226)
Презентация
95
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XX веков
1
Урок внеклассного чтения
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение, с.286-296
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
96
Зачетное занятие по русской лирике XX века
1
Урок контроля
Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века.
Сочинение
Интерактивная викторина. Чины и звания литературных героев
Из зарубежной литературы
97
Античная лирика
Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца
1
Урок внеклассного чтения
античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
С.303-314
Презентация
98
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер
1
Лекция.
Беседа
выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.
С.315-325
99
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.
1
Лекция
основные факты из жизни Шекспира
*Анализ эпизода
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
100
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
1
Урок внеклассного чтения
С.335-346
101
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия
1
Лекция
раскрывать
мотивы поступков героев
Сочинение-миниатюра
Презентация
102
Итоги года и задание для летнего чтения
1
Беседа.
Тестирование
Решение тестов