- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно – тематическое планирование занятий по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Календарно – тематическое планирование занятий по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стерлягова И.В. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Календарно - тематическое планирование занятий
по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Предмет: русский язык
Класс: 9
Учитель: Стерлягова И.В.
Количество часов на год: 68
Количество часов в неделю: 2
Пояснительная записка
С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.
Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладевать языковой культурой - наша общая задача.
Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет или обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в нем все ценное, накопленное веками или возникающее вновь.
Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности - усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы.
Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ГИА).
Задачами курса является научить:
-
употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
-
пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,
-
отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
-
отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
-
отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;
-
избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
-
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
-
править написанное;
-
грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
Содержание программы
№ занятия
Кол-во часов
Тема занятия
1.
2
О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку.
Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания.
2.
2
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.
2
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1. Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.
4.
2
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг.
5.
2
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг.
6.
2
Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов («Не говори красиво!», «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи). Тренинг.
7.
2
Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг.
8.
2
Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг.
9.
2
Нарушение видо-временных отношений глаголов-подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность.
10.
2
Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг.
11.
2
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг.
12.
2
Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг.
13.
2
Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Тренинг.
14.
2
Ошибки в построении сложного предложения Прямая и косвенная речь. Тренинг.
15.
2
Обобщающее повторение.
Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
16.
2
Обобщающее повторение.
Проверенная работа 3, 4. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
2
Задания на осмысление содержания текста
17.
2
Чтение и аудирование текста . «На экзамене проверяются умения…» Виды аудирования. Виды чтения.
18.
2
Как слушать текст, чтобы понять его содержание?
19.
2
Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический, типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности.
2
Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности
20.
2
Определение функционального стиля текста.
21.
2
Определение смыслового типа речи.
22.
2
Определение темы и главной мысли текста.
23.
2
Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный).
24.
2
Составление логической схемы текста.
25.
2
Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса).
26.
2
Работа со средствами, обеспечивающими связность текста.
27.
2
Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности).
28.
2
Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста (текст А, текст Б, текст В).
2
Создание собственного текста
29.
2
План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения.
30.
2
Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления).
31.
2
Работа над основной частью (1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2. Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение? 4. Как аргументировать своё мнение, или «Как строить систему доказательств?» «Копилка мудрых мыслей»).
32.
2
Работа над заключением. Приёмы написания заключения.
33.
2
Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным.
34.
2
Примеры написания сочинений.
Календарно - тематическое планирование занятий
по подготовке к ГИА по литературе
в 2013 - 2014 учебном году
Предмет: литература
Класс: 9
Учитель: Стерлягова И.В.
Количество часов на год: 34
Количество часов в неделю: 1
№ занятия
Кол-во часов
Тема занятия
1.
1
Знакомства с демонстрационным вариантом 2012 - 2013 гг. Особенности заполнения бланков.
2.
2
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Пробное тестирование.
2
Часть I. Анализ стихотворного произведения.
4.
2
Часть I. Анализ прозаического произведения.
5.
2
Основные теоретико-литературные понятия.
6.
2
Древнерусская литература. Анализ произведений.
7.
2
Русская литература 18 века. Анализ произведений.
8.
2
Русская литература 1-ой половины 19века. (И.А.Крылов, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин). Анализ произведений.
9.
2
Русская литература 1-ой половины 19 века (М. Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Анализ произведений.
10.
2
Русская литература 2-ой половины 19 века. Анализ произведений.
11.
2
Русская литература 20 века. Анализ произведений
12.
2
Анализ произведений зарубежной литературы.
13.
2
Алгоритм написания части С.
14.
2
Написание части С. Аргументация.
15.
2
Выразительные средства языка.
16.
2
Пробное тестирование.
17
2
Анализ ошибок пробного тестирования