Урок русского языка в 8 классе Стилистическая роль определений

Данный урок изучается в разделе : "Второстепенные члены предложения". Ставятся следующие цели: 1.     Расширить представления о роли определений в устной и письменной речи. Понять значение употребления определений в разных стилях языка 2.     Использовать  знания об определении как второстепенном члене предложения при анализе текста 3.       Формирование умения использовать определения в речи   для характеристики предмета    4.     Совершенствовать умение письменно высказывать свои мысли, испол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе:


Стилистическая роль определений


Цели урока:

  1. Расширить представления о роли определений в устной и письменной речи. Понять значение употребления определений в разных стилях языка

  2. Использовать знания об определении как второстепенном члене предложения при анализе текста

  3. Формирование умения использовать определения в речи для характеристики предмета

  4. Совершенствовать умение письменно высказывать свои мысли, используя выразительные возможности языка


Ход урока.

1 Повторение пройденного (работа с карточками у доски - 1 ученик, за партой - 2 уч-ся)

2 Устный рассказ об определении

3 Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева. Письмо по памяти.

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован.

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

- краткий лингвистический анализ текста (стиль, тип речи, назвать ключевые сова, фразы, что пытался показать автор)

- назовите словосочетания «прил.+сущ.», выпишите их

4 Беседа по теме урока

- вспомним известные вам стили языка

- как вы думаете, в часто ли в каждом из них употребляются определения?

- одинакова ли их роль в разных стилях? (в художественном, публицистическом стиле определение часто является эпитетом)

- что такое эпитет?

5 Сообщение учащегося (1)

Художественная точность, эмоциональность и сила изображения во многом зависят от специальных изобразительно-выразительных средств (в том числе и эпитетов), которыми пользуется писатель при создании произведения. Для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета служат определения - эпитеты. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки, и, проникнутые чувством автора, формируют отношение читателя к изображаемому. В роли эпитетов могут выступать разные части речи: прилагательные, существительные, наречия.

- вернемся к выписанным словосочетаниям. Можно ли сказать, что прилагательные в них «оценивающие, говорящие»? Это яркие примеры эпитетов. Приведите примеры предложений с эпитетами из домашней работы.

- как вы думаете, какая роль определений в научном, деловом стиле? (показывают точность, отличительность признака того или иного предмета)

- послушайте небольшой отрывок из текста, обращайте внимание на определения.

«В слове существуют лексическое и грамматическое значение. Изменение лексического значения слова приводит к появлению лексико-семантического варианта слова, а изменение грамматического значения слова приводит к появлению новой формы».

- какие определения вы услышали? В чем состоит их основное отличие от определений-эпитетов? (прямое значение)

Сообщение учащегося (2)

Определения, которые сообщают сведения, нужные для понимания смысла, но не создающие художественного образа, эпитетами не являются. Это те определения, которые употребляются не в переносном, а в прямом значении.

6 Рассмотрите репродукцию картины (можно из учебника) и запишите возможные определения для описания. Какие из них будут эпитетами? Какие тексты можно написать, используя подобранные вами определения?

- писатели и поэты очень бережно относятся к слову, порой создавая несколько вариантов текста, добиваясь особого звучания каждого слова. Особой популярностью в художественных текстах пользуются эпитеты.

7 Работа с текстом. Попробуйте воссоздать, вставляя определения, отрывок из текста А.И.Куприна.

В (глухой) чаще (старого мрачного) леса стояла сосна. Лишенная с детства (живительного) света и тепла, всегда окутанная (ядовитыми) болотными испарениями, она выросла (уродливым) деревом, с (корявым) стволом, с (пожелтевшей), иссыхающей хвоей. Часто (зимней) ночью, когда деревья, занесенные (сплошной) пеленой снега, трещали от (жестокой) сту

жи, сосна слышала (голодный) вой волков и видела их (яркие) глаза.

В (……….) чаще (……. ……..) леса стояла сосна. Лишенная с детства (……….) света и тепла, всегда окутанная (………..) болотными испарениями, она выросла (…………) деревом, с (………) стволом, с (………..), иссыхающей хвоей. Часто (………) ночью, когда деревья, занесенные (……….) пеленой снега, трещали от (……..) стужи, сосна слышала (……….) вой волков и видела их (……….) глаза.

Работа с вариантами ответов

- чего добивается автор, так часто используя эпитеты в своем тексте?

8 Обобщение

- какова роль определений в речи? (давать оценку предметам)

- роль эпитетов? (образность, богатство речи)

Сообщение учащегося (3)

«Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак предмета или явления». (Словарь эпитетов)

Задание на дом:

Найти примеры текстов (до 80 слов), в которых много определений.

© 2010-2022