Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8 класса Дар слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дар слова

8 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку,
направленное на развитие некоторых навыков устной речи

Оратор есть тот, кто любой вопрос

Изложит со знанием дела, стройно и изящно,

С достоинством при исполнении

Цицерон.

Составитель: Александрова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Ведущий. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», - так говорили в Древней Греции. Умение говорить хорошо необходимо каждому: для достижения взаимопонимания люди должны уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. А это и значит быть оратором.

Все вы знаете, что в русском языке существуют устойчивые словосочетания, значения которых не выводятся из значения слов, их составляющих. Эти словосочетания называются фразеологизмами. Например, «не солоно хлебавши», «взять в оборот», «бить баклуши» и другие. Использование фразеологизмов делает речь более живой и афористичной. Но, чтобы правильно их употреблять, нужно точно знать их значение.

Задание 1. «Подбери глагол по смыслу».

(Командам поочерёдно зачитываю фразеологизмы. Они должны к каждому подобрать глагол, объясняющий фразеологизм)

  • Повесит нос

  • Вставлять палки

  • Надуть губы

  • Пускать пыль в глаза

  • Наступать на пятки

  • Втирать очки

  • Делать из мухи слона

  • В зубах завязло

  • Найти дорогу к сердцу

  • Сесть в лужу

(Подведение итогов первого испытания)

Задание 2. «Пословицы и поговорки».

Ведущий. Остроумие и изящество вашей речи смогут придать русские пословицы и поговорки, особенно если он произносятся к месту. Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о речи и языке. Произносите их по очереди, проиграет команда, которая первой не сможет вспомнить пословицу или поговорку.

(Команды по памяти называют пословицы и поговорки. Подведение итогов.)

Язык острее бритвы.

Ради красного словца не пожалует отца.

Язык до Киева доведёт

Язык без костей, что хочет, то и лопочет

Ты ему по секрету, а он всему свету

Ты ему слово, а он тебе два

Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами

Говори, да не заговаривайся

Когда больше двух, говорят вслух

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь

Из песни слов не выкинешь

Язык мой - враг мой

Мели, Емеля, твоя неделя

Ветер рушит горы, а слово - дружбу

Слово - серебро, а молчание - золото

Умные речи и слушать приятно

С умным разговаривать - ума набираться.

Задание 3. «За кем последнее слово».

Ведущий. Оратору необходимо обладать умением быстро и точно подбирать эпитеты. Например, осень можно назвать золотой, ранней, поздней, дождливой, нарядной, разноцветной и так далее. Давайте посмотрим, как велик ваш словарный запас...

(Команды выстраиваются друг против друга. Ведущий вместе с мячом «бросает» первому члену команды какое - либо слово (например, друг). Задача игрока - передать мяч в другую команду, дав определение к этому слову (верный друг). Главное условие: мяч должен пройти через всех игроков, а определение нельзя повторять. Поигрывает команда, оставившая у себя мяч. Предлагаю использовать слова «солнце», «город»)

Подведение итогов.

Ведущий. Хороший оратор - человек эрудированный Эрудиция - это широкая и многосторонняя осведомлённость о многих вещах, явлениях, то есть обо всём. Но зачастую оратору приходится полагаться на свою находчивость. Он должен не растеряться в трудной ситуации, найти выход, уметь применять не только знания, но и воображение.

Задание 4. «Агнонимы»

Ведущий. Термин «агнонимы» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю. То есть, агнонимы - это слова, которые мы употребляем не в настоящем значении, а в том, которое мы им - по незнанию - приписываем.

Например, персонаж романа Михаила Шолохова «Поднятая целина» дед Щукарь, не отличавшийся ни грамотностью, ни эрудицией, так объяснял значение слова «акварель»: «Это красивая девка». Попробуйте, подобно деду Щукарю, объяснить значение некоторых слов и придумать с ними предложения.

Карточки со словами получают обе команды.

  • Атараксия (невозмутимость)

  • Баггинг (подслушивание при помощи электронных устройство)

  • Перлюстрировать (просмотреть почтовое отправление с целью надзора)

(Ребята на листочках пишут значения этих слов, которые сами придумали)

Ведущий. А теперь найдите правильное значение этих слов

(Команды находят значения данных слов в словарях и зачитывают их).

Подведение итогов.

Ведущий. Следующий конкурс называется «Слова на одну букву». Ваша задача - написать за три минуты рассказ, где все слова будут начинаться на одну и ту же букву.

(Через три минуты команды зачитывают свои рассказы, подведение итогов.)

Ведущий. Когда человек говорит, его речь условно можно разделить на две составные части. Первая - это содержание речи: слова и предложения. Вторая - это интонация, с которой произносятся эти слова и предложения.

Задание 5. Возьмите алфавит и прочитайте его с разной интонацией:

  • Признание в любви,

  • Приговор суда,

  • Репортаж с футбольного матча.

(Подведение итогов)

Ведущий. А теперь мы подошли к самому главному. Попытаемся произнести настоящую речь. Вот несколько советов, которыми необходимо руководствоваться во время выступления

  • Будьте последовательны в своей речи, Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

  • Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец случайное и второстепенное.

  • Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

  • Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

  • Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса.

  • В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

Темы для выступления:

  • Осенние каникулы слишком коротки.

  • Молоко пить полезно.

  • Море - лучший доктор.

  • Память можно развивать.

(Командам даётся 5 минут на подготовку, затем представители команд зачитывают речи.)

Подведение итогов.

Ведущий. Итак, хороший оратор должен уметь говорить правильно, использовать в своей речи такие приёмы, как употребление цитат, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок. Оратору необходимо обладать широкой эрудицией и находчивостью. Ему нужно соблюдать определённую логику изложения. Это всего лишь некоторые из тех правил, которым обязан следовать человек, чтобы грамотно и чётко выстроить любое выступление перед аудиторией.



© 2010-2022