- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8 класса Дар слова
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8 класса Дар слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Александрова Т.Н. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дар слова
8 класс
Внеклассное мероприятие по русскому языку,
направленное на развитие некоторых навыков устной речи
Оратор есть тот, кто любой вопрос
Изложит со знанием дела, стройно и изящно,
С достоинством при исполнении
Цицерон.
Составитель: Александрова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Ведущий. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», - так говорили в Древней Греции. Умение говорить хорошо необходимо каждому: для достижения взаимопонимания люди должны уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. А это и значит быть оратором.
Все вы знаете, что в русском языке существуют устойчивые словосочетания, значения которых не выводятся из значения слов, их составляющих. Эти словосочетания называются фразеологизмами. Например, «не солоно хлебавши», «взять в оборот», «бить баклуши» и другие. Использование фразеологизмов делает речь более живой и афористичной. Но, чтобы правильно их употреблять, нужно точно знать их значение.
Задание 1. «Подбери глагол по смыслу».
(Командам поочерёдно зачитываю фразеологизмы. Они должны к каждому подобрать глагол, объясняющий фразеологизм)
-
Повесит нос
-
Вставлять палки
-
Надуть губы
-
Пускать пыль в глаза
-
Наступать на пятки
-
Втирать очки
-
Делать из мухи слона
-
В зубах завязло
-
Найти дорогу к сердцу
-
Сесть в лужу
(Подведение итогов первого испытания)
Задание 2. «Пословицы и поговорки».
Ведущий. Остроумие и изящество вашей речи смогут придать русские пословицы и поговорки, особенно если он произносятся к месту. Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о речи и языке. Произносите их по очереди, проиграет команда, которая первой не сможет вспомнить пословицу или поговорку.
(Команды по памяти называют пословицы и поговорки. Подведение итогов.)
Язык острее бритвы.
Ради красного словца не пожалует отца.
Язык до Киева доведёт
Язык без костей, что хочет, то и лопочет
Ты ему по секрету, а он всему свету
Ты ему слово, а он тебе два
Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами
Говори, да не заговаривайся
Когда больше двух, говорят вслух
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь
Из песни слов не выкинешь
Язык мой - враг мой
Мели, Емеля, твоя неделя
Ветер рушит горы, а слово - дружбу
Слово - серебро, а молчание - золото
Умные речи и слушать приятно
С умным разговаривать - ума набираться.
Задание 3. «За кем последнее слово».
Ведущий. Оратору необходимо обладать умением быстро и точно подбирать эпитеты. Например, осень можно назвать золотой, ранней, поздней, дождливой, нарядной, разноцветной и так далее. Давайте посмотрим, как велик ваш словарный запас...
(Команды выстраиваются друг против друга. Ведущий вместе с мячом «бросает» первому члену команды какое - либо слово (например, друг). Задача игрока - передать мяч в другую команду, дав определение к этому слову (верный друг). Главное условие: мяч должен пройти через всех игроков, а определение нельзя повторять. Поигрывает команда, оставившая у себя мяч. Предлагаю использовать слова «солнце», «город»)
Подведение итогов.
Ведущий. Хороший оратор - человек эрудированный Эрудиция - это широкая и многосторонняя осведомлённость о многих вещах, явлениях, то есть обо всём. Но зачастую оратору приходится полагаться на свою находчивость. Он должен не растеряться в трудной ситуации, найти выход, уметь применять не только знания, но и воображение.
Задание 4. «Агнонимы»
Ведущий. Термин «агнонимы» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю. То есть, агнонимы - это слова, которые мы употребляем не в настоящем значении, а в том, которое мы им - по незнанию - приписываем.
Например, персонаж романа Михаила Шолохова «Поднятая целина» дед Щукарь, не отличавшийся ни грамотностью, ни эрудицией, так объяснял значение слова «акварель»: «Это красивая девка». Попробуйте, подобно деду Щукарю, объяснить значение некоторых слов и придумать с ними предложения.
Карточки со словами получают обе команды.
-
Атараксия (невозмутимость)
-
Баггинг (подслушивание при помощи электронных устройство)
-
Перлюстрировать (просмотреть почтовое отправление с целью надзора)
(Ребята на листочках пишут значения этих слов, которые сами придумали)
Ведущий. А теперь найдите правильное значение этих слов
(Команды находят значения данных слов в словарях и зачитывают их).
Подведение итогов.
Ведущий. Следующий конкурс называется «Слова на одну букву». Ваша задача - написать за три минуты рассказ, где все слова будут начинаться на одну и ту же букву.
(Через три минуты команды зачитывают свои рассказы, подведение итогов.)
Ведущий. Когда человек говорит, его речь условно можно разделить на две составные части. Первая - это содержание речи: слова и предложения. Вторая - это интонация, с которой произносятся эти слова и предложения.
Задание 5. Возьмите алфавит и прочитайте его с разной интонацией:
-
Признание в любви,
-
Приговор суда,
-
Репортаж с футбольного матча.
(Подведение итогов)
Ведущий. А теперь мы подошли к самому главному. Попытаемся произнести настоящую речь. Вот несколько советов, которыми необходимо руководствоваться во время выступления
-
Будьте последовательны в своей речи, Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
-
Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец случайное и второстепенное.
-
Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
-
Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.
-
Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса.
-
В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.
Темы для выступления:
-
Осенние каникулы слишком коротки.
-
Молоко пить полезно.
-
Море - лучший доктор.
-
Память можно развивать.
(Командам даётся 5 минут на подготовку, затем представители команд зачитывают речи.)
Подведение итогов.
Ведущий. Итак, хороший оратор должен уметь говорить правильно, использовать в своей речи такие приёмы, как употребление цитат, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок. Оратору необходимо обладать широкой эрудицией и находчивостью. Ему нужно соблюдать определённую логику изложения. Это всего лишь некоторые из тех правил, которым обязан следовать человек, чтобы грамотно и чётко выстроить любое выступление перед аудиторией.