Конспект урока русского языка Раздельное написание НЕ с деепричастиями (7 класс)

Конспект урока составлен на основе рабочей программы курса, учебника Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2012. Цель урока: выяснить условия правописания НЕ с деепричастиями, сравнить это правило с правилом правописания НЕ с глаголами. Задачи: -обучающие:отработка правописания НЕ с деепричастиями с опорой на соответствующее правило учебника; -развивающие:совершенствование умения воспринимать н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН -КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Раздельное написание НЕ с деепричастиями»

1. ФИО учителя Узлова Елена Владимировна

2. Место работы ГКООУ РО Санаторная школа-интернат № 28 г. Ростова-на-Дону

3. Должность учитель

4. Предмет русский язык

5. Класс 7

6. Тема и номер урока в теме Раздельное написание НЕ с деепричастиями, 3 (49 в календарно-тематическом планировании)

7. Базовый учебник Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов,

Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2012.

8. Цель урока: выяснить условия правописания НЕ с деепричастиями, сравнить это правило с правилом правописания НЕ с глаголами.

9. Задачи:

-обучающие: отработка правописания НЕ с деепричастиями с опорой на соответствующее правило учебника;

-развивающие: совершенствование умения воспринимать новую информацию в обобщенном виде, формировать коммуникативные навыки, развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, память;

-воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, эстетические чувства, любовь к природе, к родине.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, т. к. дистанционное обучение, в классе 1 ученик.

12. Необходимое техническое оборудование:


  • традиционные: учебник, тетрадь, ручка, карандаш;

  • инновационные: компьютер, инновационные интернет-ресурсы, т.к. дистанционное обучение.

13. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемого ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Презентация,

слайд № 1

Приветствую ученика (в классе 1 ученик, т.к. это дистанционное обучение детей инвалидов) с целью создания доброжелательных отношений и позитивной мотивации к началу урока. Называю тему урока, при этом прошу открыть презентацию.

Приветствует учителя, настраивается на урок.

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

2

Актуализация опорных знаний

Презентация,

слайд № 2










Презентация,

слайд № 3

Сегодня мы продолжим разговор о деепричастии, о его значении, морфологических и синтаксических признаках, о правописании деепричастий.

Прошу открыть слайд № 2 в презентации.

Перед нами строки из рассказа донского писателя Владимира Фоменко «Росное утро».

Лето. Суховей.

Третий день ни на секунду не прекращаясь,не ведая преград, дует донской суховей. Жгучим солнцем залито небо, но оно не голубого, а землисто-стального цвета. Воздух пересушен. Терны в балках, недоумевая, скрутили свои черствые, потемневшие листики. Суховей ровно и настойчиво идет над степью, высасывая из почвы остатки влаги, и оттого травы, и листья, и стебли, сникнув, припали к земле, словно пытаются удержать уходящую влагу. С горячей дороги сдута пыль; крупицы выбитой на колеях земли вырываются ветром и, ударяя по ногам, летят в сторону.

Прошу объяснить лексическое значение слова РОСНОЕ, помогаю найти верное определение. Прошу прочитать текст выразительно, переписать его в тетрадь, выделить цветом деепричастия.

Заостряю внимание ученика на полученном результате.

Как отличить деепричастие от других частей речи?

А сейчас, чтобы вспомнить словообразование деепричастий, мы поиграем. (Прошу открыть презентацию, слайд № 3). Нужно образовать деепричастия от данных существительных, заменив 1 букву:

УДАВ - упав, сдав

ВОЛ - воя

ЛАК - лая

СТОЛ - стоя

ВЕК - вея

Задания подбираю с учетом индивидуальных особенностей ученика, т.к. дети, обучающиеся в ЦДО, являются инвалидами.

Игровая форма опроса позволяет:

  • активизировать деятельность ученика, преодолеть его пассивность;

  • стимулировать умственную деятельность ребенка, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Критериями оценивания для меня являются:

  • активное участие ученика в процессе;

  • умение приводить примеры и делать выводы;

  • применять полученные знания.

Для оценивания использую словесное поощрение: «Хорошо!», « Молодец», «Замечательно!», «Отлично!» и т.д.

В результате такой работы у ученика развивается способность вступать в контакт, высказывая при этом свою точку зрения.



Определяет лексическое значение слова РОСНОЕ.

Готовится к выразительному чтению отрывка, затем читает вслух, списывает текст, выделяет деепричастия.

Называет деепричастия.

Отвечает на вопрос.

Образует деепричастия, объясняя при этом с помощью какого суффикса образовано каждое деепричастие.

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Игровой момент (К)

3

Изучение нового материала

Презентация,

слайд № 4










Презентация,

слайд № 5

Целью объяснения является выяснение условий правописания НЕ с деепричастиями, сравнение этого правила с правилом правописания НЕ с глаголами.

Сегодня мы будем говорить о правописании НЕ с деепричастиями. Задача нашего урока - отработать правописание НЕ с деепричастиями на практике.

1. Прошу открыть презентацию, слайд № 4, сравнить написание деепричастий с НЕ в левом и правом столбиках, выявить закономерность слитного и раздельного написания НЕ с деепричастиями, сделать вывод.

Предлагаю сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращаю внимание ученика на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила ученик один раз читает правило про себя, затем рассказывает вслух.

Предлагаю ответить на вопрос:

- Не напоминает ли это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).

Критериями выполнения данной работы является правильность ответов ученика, получение и обобщение полученных результатов проделанной работы.

На этом этапе работы создаю определенные условия для развития умений анализировать, выдвигать предположения, наблюдать и проводить эксперименты через создание конкретной проблемной ситуации.

2. Прошу открыть презентацию, слайд № 5, образовать от данных глаголов деепричастия и записать их, сделать вывод.

(НЕ)НАПИСАТЬ - не написав,

(НЕ)КРИЧАТЬ - не крича,

(НЕ)ИСТОВСТВОВАТЬ-неистовствуя,

(НЕ)ВОЕВАТЬ - не воюя,

(НЕ)ЗАНЯТЬ - не заняв,

(НЕ)ГОДОВАТЬ - негодуя.

На данном этапе урока ставлю перед учеником цель научиться использовать полученные знания для решения практических задач. Моя цель создать условия для систематизации полученных знаний, проверить уровень усвоения учебного материала, выявить имеющиеся пробелы, создать условия для ликвидации пробелов в знаниях.

Критериями определения уровня внимания и интереса ученика на данном этапе урока является умение решать поставленные задачи, получение результата и умение делать соответствующие выводы.



Отвечает на поставленные вопросы



Читает, затем рассказывает правило.

Отвечает на вопрос. Выдвигает и аргументирует собственные предположения.




Выполняет задание, делает вывод: НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ не употребляются ( как и глаголы).

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)
Самоопределение (Л)

4

Физминутка

Провожу физкультминутку для снятия утомления с глаз и с рук ученика.

Выполняет упражнения.

5

Закрепление изученного материала

Работа с учебником.

Чтобы лучше запомнить правописание НЕ с деепричастиями, предлагаю выполнить упражнения 170 и 172.

При выполнении упражнений комментирует написание НЕ с деепричастиями.

Контроль (Р)

Классификация (П)

6

Рефлексия

Презентация,

слайд № 6




Презентация,

слайд № 7

Прошу открыть презентацию, слайд №6. Обобщаю всё сказанное о правописании НЕ с деепричастиями в виде алгоритма:

Употребляется ли деепричастие без НЕ?

Конспект урока русского языка Раздельное написание НЕ с деепричастиями (7 класс)Конспект урока русского языка Раздельное написание НЕ с деепричастиями (7 класс)

ДКонспект урока русского языка Раздельное написание НЕ с деепричастиями (7 класс)Конспект урока русского языка Раздельное написание НЕ с деепричастиями (7 класс)А НЕТ

Пиши РАЗДЕЛЬНО Пиши СЛИТНО

(не зная, не сделав) (негодуя,ненавидя)

Прошу открыть слайд №7 в презентации и выполнить устно задание, используя алгоритм.

(НЕ)ЛЮБЯ, (НЕ)НАВИДЯ, (НЕ)ДОМОГАЯ, (НЕ)РАБОТАЯ.

Подводя итог урока, предлагаю ученику дать самооценку своей деятельности: что нового сегодня узнал (а), чему научился (ась), что удивило, что получилось,что дал урок для жизни, при этом я даю свою оценку работе ученика. Таким образом, ученик ставит перед собой задачу, которую предстоит решить на следующем уроке.

Анализирует алгоритм




Выполняет устно задание, объясняя правописание НЕ с деепричастиями, используя при этом алгоритм.


Дает самооценку.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

7

Домашнее задание

Презентация,

слайд № 8

Ставлю для ученика цель: повторить теоретический материал, уметь применять данные теоретические знания на практике и решать лингвистические задачи.

ВЫПОЛНИТЬ УПР. 171.

Задание подобрано с учетом индивидуальных особенностей ученика, т.к. ребенок, обучается в ЦДО и является инвалидом.

Записывает д/з.

Индивидуальное задание (Л)


© 2010-2022