- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Корень слова
Конспект урока Корень слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернова Н.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Корень слова
Образовательные: опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова. Проводить морфемный анализ слова.
Развивающие: развивать умения проводить морфемный анализ слова, выделять производящую основу слова и словообразующую морфему.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять любознательность, интерес к изучаемому материалу; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении задач.Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
План урока
Деятельность обучающихся
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Добрый день, ребята!Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу.
Внимательно слушайте - и всё услышите.
Внимательно смотрите - и всё увидите.
Думайте - и всё поймёте.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране, которая называется«Морфемика».
II. Актуализация знаний.
Давайтевозьмем рюкзак, в который положим знания.Эти знания помогут нам в путешествии.
Продолжи предложение:
Морфемика - наука, которая изучает . . . . (морфемы)
Морфема - это. . . (значимая часть слова)
Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)
Молодцы! Страна Морфемикас радостью открывает двери перед вами!
Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
III. Введение в тему урока.
Орфографическая разминка - учебник, стр. 40, п. 11. Продолжим разминку, внимание на слайд.
(Слайд 2.) Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.
Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;
…делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.
(корень слова)
Я, как морфема, очень важна!
Слова не может быть без меня!
Вывод (1-й секрет). Корень - главная значимая часть слова.
IV. Есть у слова корень, ветви и листва.
Ствол как смысл, которым наша речь жива. (Слайд 4)
Лингвистическая сказка.
Жил-был много лет назад корень -земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».
Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня - земл - . Все они похожи на корень, но и своё в каждом есть.
- Работа с деревом корней.
- Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?(земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)
- Что общего у всех слов? (Значение)
- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)
V. Закрепление
«Третий лишний».
Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
= Лес, лестница, лесник.
= Косичка, косить, покос.
= Левый, лев, налево.
= Смешной, смешать, смешить.
Закройте глазки, представьте: лето, солнце, сад, порхают бабочки, цветут цветы…
«Верю - не верю».
- Верите ли вы, что слова лето, полетать - однокоренные? (нет)
- Верите ли вы, что садовый, садовому, садовая - однокоренные? (нет)
- Верите ли вы, что солнце, солнечный, солнышко - однокоренные слова? (да)
- Верите ли вы, что есть омонимичные корни? (да)
= Нам надо положить в рюкзак знаний последний секрет Корня.
- Как вы думаете: однокоренные слова могут быть только одной и той же частью речи или нет?Посмотрите на дерево корней.
Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда.
Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
По выбору:
-
"Найти корень слова ... что зажечь внутри фонаря огонёк" (М.А.Рыбникова). Зажгите такой огонёк, выполняя упр. 81.
-
Кто - то представит себя садоводом и вырастит замечательные деревья, используя слова сиять, чудо.
-
А если кому - то нравится уединение, тот представит себя писателем, сказочником и напишет лингвистическую сказку о корне.
Беседа по вопросам
Отвечают на вопросы
Делают выводы
Слушают, отвечают на вопросы.
Работают устно, выбирают правильный ответ
Делают выводы