Конспект урока Корень слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Корень слова

Образовательные: опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова. Проводить морфемный анализ слова.

Развивающие: развивать умения проводить морфемный анализ слова, выделять производящую основу слова и словообразующую морфему.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять любознательность, интерес к изучаемому материалу; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении задач.Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

План урока

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Добрый день, ребята!Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу.

Внимательно слушайте - и всё услышите.

Внимательно смотрите - и всё увидите.

Думайте - и всё поймёте.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране, которая называется«Морфемика».

II. Актуализация знаний.

Давайтевозьмем рюкзак, в который положим знания.Эти знания помогут нам в путешествии.

Продолжи предложение:

Морфемика - наука, которая изучает . . . . (морфемы)

Морфема - это. . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Молодцы! Страна Морфемикас радостью открывает двери перед вами!

Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

III. Введение в тему урока.

Орфографическая разминка - учебник, стр. 40, п. 11. Продолжим разминку, внимание на слайд.

(Слайд 2.) Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.

Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;

…делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.

(корень слова)

Я, как морфема, очень важна!

Слова не может быть без меня!

Вывод (1-й секрет). Корень - главная значимая часть слова.

IV. Есть у слова корень, ветви и листва.

Ствол как смысл, которым наша речь жива. (Слайд 4)

Лингвистическая сказка.

Жил-был много лет назад корень -земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».

Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня - земл - . Все они похожи на корень, но и своё в каждом есть.

- Работа с деревом корней.

- Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?(земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)

V. Закрепление

«Третий лишний».

Я слова читаю вам.

Вы прислушайтесь к словам.

Может, лишние попали?

Докажите, как узнали.

= Лес, лестница, лесник.

= Косичка, косить, покос.

= Левый, лев, налево.

= Смешной, смешать, смешить.

Закройте глазки, представьте: лето, солнце, сад, порхают бабочки, цветут цветы…

«Верю - не верю».

- Верите ли вы, что слова лето, полетать - однокоренные? (нет)

- Верите ли вы, что садовый, садовому, садовая - однокоренные? (нет)

- Верите ли вы, что солнце, солнечный, солнышко - однокоренные слова? (да)

- Верите ли вы, что есть омонимичные корни? (да)

= Нам надо положить в рюкзак знаний последний секрет Корня.

- Как вы думаете: однокоренные слова могут быть только одной и той же частью речи или нет?Посмотрите на дерево корней.

Одной или разных частей речи слова

Помогут вам корень найти всегда.

Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

По выбору:

  1. "Найти корень слова ... что зажечь внутри фонаря огонёк" (М.А.Рыбникова). Зажгите такой огонёк, выполняя упр. 81.

  2. Кто - то представит себя садоводом и вырастит замечательные деревья, используя слова сиять, чудо.

  3. А если кому - то нравится уединение, тот представит себя писателем, сказочником и напишет лингвистическую сказку о корне.



Беседа по вопросам







Отвечают на вопросы





Делают выводы



Слушают, отвечают на вопросы.







Работают устно, выбирают правильный ответ













Делают выводы



© 2010-2022