Презентация по литературе на тему Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17.09.2014

Урок 7

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

- выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин.

Задачи урока:

Образовательная:

- на примере текста былины раскрыть отношения народ - противник - власть; разобрать стилистический строй и образ мышления человека Древней Руси.

Развивающая:

- формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями.

Воспитательная:

- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

- формирование восприятия текста как произведения искусства.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные:

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

- пользоваться словарями, справочниками.

- осуществлять анализ и синтез.

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Оборудование:

1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./В.Я. Коровина. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 319 с.: ил.

2. Мультимедийная презентация «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

3. Доска.

4. Ноутбук.

5. Мультимедийный проектор.

6. Сообщения учащихся (Приложение 1, 2).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

(2 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Подготовка к уроку.


II. Актуализация знаний

(7 мин.)

Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве, былине.

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить материал, который был изучен на предыдущих уроках. Для этого обратите, пожалуйста, внимание на схему, в центре которой помещено слово «Фольклор», а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы) (Слайд 1).



- Обратите, пожалуйста, внимание на схему. Почему одна стрелочка осталась пустой?





- Действительно. На предыдущих уроках мы говорили о таком жанре фольклора, как былина.





- Дайте, пожалуйста, определение этому жанру.









- Назовите два основных цикла былин.

- С какими былинами мы сталкивались на предыдущих уроках и к каким циклам былин они относятся?

- Я предлагаю вам прослушать фрагмент из нового произведения (Слайд 4), а вы подумайте, к какому жанру фольклора оно относится и как называется.

Определение темы, целеполагание.

- Исходя из этого сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Слайд 5)

- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока, т.е. то, чего мы ходим добиться на уроке.

- Хорошо, ребята! Попробуйте оформить высказывания в единую цель урока. (Слайд 6).

- Откройте рабочее поле - рабочую тетрадь. Запишите число, классная работа, тема урока. (Слайд 7)

Работа со схемой.























- Данная схема показывает, какие жанры относятся к фольклору. Оставшаяся стрелочка относится к жанру былина.













- Былина - это произведение устного народного творчества; героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской земли (Слайд 2).



- Киевский, Новгородский (Слайд 3).

- Ответы учащихся.

- Слушают фрагмент произведения, формулируют высказывания.



- Формулируют тему, цель урока.





- Выполняют записи в тетради.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

III. Изучение нового материала

(26 мин.)

1. Анализ текста былины.

-Ребята, переходим к анализу былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

- Главными героями былин являются народные герои - богатыри.

- Ребята, что входило в обязанности богатырей на Руси?



- Какие богатыри вам известны? (Слайд 8)

(Слайд 9)

- Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным.

- Давайте постараемся выяснить кто же такой Илья Муромец. Это нам поможет сделать Степанов Кирилл (Слайд 10).

- Ребята, запишите в тетради, кто такой Илья Муромец.

- Илья́ Му́ромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

- Ребята, каким перед вами предстает образ Ильи Муромца?



- Реального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево-Печерском монастыре (Слайд 11).

- Какими чертами русского национального характера наделен былинный герой Илья Муромец?



- Какой пример патриотизма Ильи Муромца вы можете привести, обращаясь к тексту?



Фикультминутка (Слайд 12)

- Ребята, давайте прочтем эпизод былины, где описывается встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником (Засвистал-то Соловей да по-соловьему,…Мимо гнездышка повез да соловьиного.) (Слайд 13)

- Ребята, кто же такой Соловей-разбойник?

Об этом нам поведает Джумашева Сабина (Слайд 14).

- Каким вы представляете себе Соловья-разбойника?

-Ребята, запишите в тетради, кто такой Соловей-разбойник.

- Солове́й-разбо́йник - противник героя, поражающий врагов страшным посвистом.

- Как проявил себя во время битвы с Соловьем-разбойником богатырь? (Слайд 15)

- Кем представлена власть города Киева в былине? (Слайд 16)

- Каким изображен князь Владимир в былине? Найдите в тексте слова, передающие описание облика князя. (Слайд 17)

- Ребята, на предыдущих уроках, мы говорили об особенностях поэтики былин.

- Что характерно для поэтики былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?







- Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу.

- Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Илья Муромец.





- Выступление учащегося (Приложение 1).

- Записывают в тетрадь определение героя под диктовку учителя.



- Выходец из народной среды, бесстрашный. Илья Муромец - воплощение духа русского народа, в частности - крестьянства.





- Любовь к родной земле, милосердие, физическая сила и сила духа, бесстрашие, мощь, смелость. Свой патриотический долг Илья ставит выше всех других забот, стремится освободить Русскую землю от всякой нечисти.

- Чтение отрывка учащимися от слов «Он подъехал-то под славный под Чернигов-град…» до слов «Я не йду к вам во Чернигов воеводою.»



- Чтение отрывка учащимися.



- Выступление учащегося (Приложение 2).

- Ответы учащихся.

- Записывают в тетради определение.



- Ответы учащихся.



- В былине власть Киева представляет князь Владимир.

- Чтение фрагмента учащимися от слов «То Владимир-князь-от стольно-киевский…» до слов «Посмотреть на Соловья-разбойника».



- «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одна из самых распространённых былин, записанная в большом числе вариантов. В цикле об Илье Муромце занимает центральное место. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи.

Личностные:

- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

- формирование восприятия текста как произведения искусства.

Познавательные:

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

IV. Подведение итогов урока

(5 мин.)

- Подводя итог урока, я хотела бы предложить вам поразмыслить над художественными особенностями былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

- Ребята, у вас на партах находятся схемы. (Слайд 18). Заполните их, перечислив художественные особенности, характерные для данной былины. Для выполнения этой работы используйте тексты былины, обязательно приводите примеры на каждую особенность былины.







- Фронтальный опрос учащихся, не проявивших активность в ходе урока.



- Работа со схемами в парах.

1. Гиперболы (художественное преувеличение): «С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму стал перемахивать…».

2. Повторы (повторение какого-то слова, образа): «Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын…», «И от его ли то от посвиста соловьего, И от его ли то от покрика звериного…».

3. Постоянные эпитеты: травушки-муравы, силушку великую, добрый молодец, дорожка прямоезжая, на сыру землю, лазоревы цветочки, стремечко булатное.

4. Сравнения: черным-черно, как черна ворона.

- Устные ответы учащихся.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.


V. Рефлексия

(3 мин.)

- Ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, которая поможет определить наши планы на последующие занятия. (Слайд 19).

Таблица состоит из трех колонок: Знал, Узнал, Хочу узнать.

- Заполнение таблицы учащимися. Анализ написанного.



Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VI. Домашнее задание

(2 мин.)

- Перед вами находятся листы с домашним заданием. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите его. Вам необходимо найти из различных источников информацию, которую вы выберете для себя, тем самым расширив кругозор в разделе устного народного творчества.

Задание разноуровневое.

Для того, чтобы получить оценку «5» необходимо Подготовить художественный пересказ былины, сообщение об истории создания картины В.М. Васнецова «Богатыри» и работе художника над деталями полотна.

Для того, чтобы получить оценку «4» необходимо Подготовить сообщение о «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Для того, чтобы получить оценку «3» необходимо подготовить художественный пересказ былины.

- Ребята, я благодарю вас за хороший урок и хотела бы оценить вашу работу на уроке.

- Комментирование оценок учащихся.

(Слайд 20)

- Благодарю за урок. До свидания.

- Запись домашнего задания в дневники.









- Выставление оценок в дневники.

15


© 2010-2022