Программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Данная программа представляет собой целостный документ,  включающий  пояснительную записку; основное содержание; учебно -тематический план с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся; перечень рекомендуемой литературы и материально – технических средств обучения; календарно – тематическое планирование учителя. Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федеральн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена Утверждена

на заседании ШМО приказом директора

протокол №___ МБОУ СОШ №3

от «____»______2014 г. №____от «___»________2014 г.

Рекомендована

к утверждению МС

протокол №___

от «___»_______2014 г.





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г. Моршанска

Тамбовской области







Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

для 10 класса


на 2014-2015 учебный год











Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783;

- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);

- Законом Тамбовской области от 04.06.2007 №212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

- Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

-Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

-Рабочей программой по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), из них 5 часов на развитие речи и 3 часа на контрольные работы.

Сведения о программе

Данная программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; основное содержание; учебно -тематический план с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся; перечень рекомендуемой литературы и материально - технических средств обучения; календарно - тематическое планирование учителя. Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы под редакцией Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Цели обучения:

- воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о русском языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, овладение культурой межнационального общения;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

воспитание обучающихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений;

формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.



Место и роль учебного курса

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей развития ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально - культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа рассчитана на 35 часов, из которых 5 часов - развитие речи. Планирование предусматривает проведение письменных контрольных работ в полном объёме (3 диктанта, 4 сочинения, 1 изложение).

Формы организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является классно - урочная система. В качестве дополнительных форм организации учебного процесса в гимназии используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. В процессе изучения курса русского языка обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно - исследовательской работе.

Виды и формы контроля

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы по русскому языку.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за симестр;

- аттестация по итогам года;

- формы учёта достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение, частично - поисковый, исследовательский.

Планируемый уровень подготовки обучающихся, заканчивающих 10 класс.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

- слова с различными видами орфограмм;

- виды простых и сложных предложений

-стили речи;

-морфологические признаки частей речи;

уметь

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать словарные слова и слова с изученными орфограммами;

-находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами;

-ставить знаки препинания в сложных предложениях , при обособленных второстепенных членах, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении; выделять вводные слова и вводные предложения;

-ставить тире в нужных случаях;

-производить синтаксический разбор сложных предложений;

-составлять сложные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;

-пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

-определять тип и стиль текста;

-подробно, кратко и выборочно излагать тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников;

-писать сочинения - описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения - рассуждения на морально - этическую и дискуссионную темы;

-совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью, стилем; находить и исправлять речевые ошибки;

-создавать тексты публицистического стиля;

-уметь просто и доступно выступать перед слушателями по общественно важным темам;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебник Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Содержание курса программы 10 класса

Раздел 1. Введение(1ч)

Слово о русском языке.

Русский язык среди языков мира. Норма и культура речи. Функциональные стили.

Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.(8ч)

Тема 1. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Тема 2. Изобразительно - выразительные средства русского языка.

Тема 3. Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.

Тема 4. Сочинение - рассуждение.

Тема 5. Происхождение лексики современного русского языка.

Тема 6. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Тема 7. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление..

Тема 8. Лексикография.

Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. (5ч)

Тема 1. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

Тема 2. Орфоэпия.

Раздел 4. Морфемика и словообразование. (5ч)

Тема 1. Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор. Формообразование. 2 ч.

Тема 2. Изложение с творческим заданием.

Раздел 5. Морфология и орфография. (14ч)

Тема 1. Принципы русской орфографии.

Тема 2. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Тема 3. Употребление гласных после шипящих и Ц.

Тема 4. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых и двойных согласных.

Тема 5. Гласные и согласные в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок.

Тема 6. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Тема 7. Самостоятельные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

Тема 8. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных.

Тема 9. Правописание сложных имен существительных.

Тема 10. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Тема 11. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Тема 12. Правописание сложных имен прилагательных.

Тема 13. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

Тема 14. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных.

Тема 15. Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

Тема 16. Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. .

Тема 17. Правописание глаголов.

Тема 18. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.

Тема 19. Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия.

Тема 20. Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий.

Тема 21. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

Тема 22. Служебные части речи. Предлог. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов.

Тема 23. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. Правописание союзов.

Тема 24. Частица. Морфологический разбор частицы. Частицы НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Раздел 6.Междометие и звукоподражание. (2ч)

Тема 25. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Учебно-тематический план

35 часов

Разделы курса

Количество часов

Контроль

Раздел 1. Введение

1

Диктант(1)

Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография.

8

Сочинение(1)

Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

5

Изложение(1), диктант(1)

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

5

Сочинение(1)

Раздел 5. Морфология и орфография.

14

Сочинение(2)

Раздел 6.Междометие и звукоподражание.

2

Диктант(1)

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

1. связь языка и истории, культуры русского народа;

2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

3. основные единицы языка, их признаки;

4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устное и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  2. проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

  1. использовать основные виды чтения; |

  2. извлекать необходимую информацию из различных источников;

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  4. соблюдать нормы речевого поведения;

  5. использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами Литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Г'ольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус ское слово, 2010.

  2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

  4. Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.

  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.

  6. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцо ва, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.

  7. Меркин, Б. Г. Русский язык : подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.

Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008








Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе

Тема

Количество часов

Дата по плану

Факт.

Вид контроля

11

Введение

Слово о русском языке

1

1.09

2

2

Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография.

Лексика. Слово и его значение

1

8.09

33

Изобразительно-выразительные лексические средства языка

1

15.09

44

Изобразительно-выразительные синтаксические средства языка

1

22.09

55

Контрольный срез по изученному в 9 классе

1

29.09

тест

56

Омонимы. Паронимы.

1

6.10

77

Синонимы. Антонимы

1

13.10

88

Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

1

20.10

тест

99

Фразеология. Лексикография

1

10.11

110

Р. Сочинение - рассуждение по заданному тексту

1

17.11

тест

111

Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Звуки и буквы.

1

24.11

112

Фонетический разбор слова

1

1.12

113

Р. Изложение с творческим заданием

1

8.12

Изложение

14

Орфоэпия.

1

15.12

тест

15

Орфоэпические нормы

1

22.12

Диктант

16

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

Состав слова.

1

29.12

Самостоятельная работа

17

Р.Сочинение по картине

1

Сочинение

18

Словообразование. Формообразование

1

19

Принципы русской орфографии

1

20

Контрольный диктант

1

Тест

21

Раздел 5. Морфология и орфография.

Самостоятельные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

1

22

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Самостоятельная работа

23

Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

1

Тест

24

Р.Сочинение - рассуждение по заданному тексту

1

Сочинение

25

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

1

26

Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных

1

тест

27

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений

1

Самостоятельная работа

28

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола

1

29

Правописание глаголов

1

Самостоятельная работа

30

Р.Сочинение - рассуждение по заданному тексту

1

Сочинение

31

Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий

1

32

Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия

1

Тест

33

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий

1

Тест

34

Контрольный диктант по изученному в 10 классе

1



35

Раздел 6.Междометие и звукоподражание.

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Междометие.

1

Самостоятельная работа

Всего - 35 часов. Контрольных диктантов - 3,сочинений - 4, изложений - 1


© 2010-2022