Конспект урока Не с глаголами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мелехина Алёна Мирославовна г.Сыктывкар МАОУ СОШ №35

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание НЕ с глаголами. (изучение нового материала).

Цель: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с глаголами.

Ход урока:

  1. Добрый день, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает

много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. Сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, а также обсудим вопрос. Какой? Вы определите сами.

  1. Проверка домашнего задания (нет)

  2. Объяснение нового материала.

Обратите внимание на доску. Выпишите слова с пропущенными орфограммами. (ЗА УСЕР..НОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СВ..ЕГО ДОЛГА БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК В…ЗНАГР..ЖДАЕТ СЕБЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, КОТОРОЕ ОН ПРИ ЭТОМ И..ПЫТЫВАЕТ, И (НЕ) ЗАБОТИ…Я О ПОХВ..ЛАХ, ПОЧЕТЕ И ПРИЗВАНИ, В КОТОРЫХ ЕМУ ПОДЧАС ОТКАЗЫВАЮТ)

На доске выделено слово ДОЛГ. Что значит это слово? (Долг - обязательство либо обязанность перед кем-либо, чем-либо)

Как это слово связано с вами? С дисциплиной? (ребята отвечают)

Пока класс работает с учителем, 1 ученик у доски заполняет дерево, выписывает из предложения все глаголы, и подбирает к ним морфологические яблоки.( Прошедшее время, неопределенная форма, настоящее время, будущее время, 3 лицо, единственное число, 2е лицо, множественное число и т.д.)

Конспект урока Не с глаголами

Какое слово из этих предложенных глаголов имеет при себе частицу? (не заботиться) Как будет звучать данная орфограмма? (правописание Не с глаголами)

Сможем ли мы правильно написать данную орфограмму? (нет)

Давайте с вами обратимся к табличке З-Х-У (у каждого ребенка распечатана на парте)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Ответы детей

Как пишется Не с глаголом

Для того, чтоб узнать как пишется Не с глаголом, давайте обратимся с вами к лингвистической сказке(распечатана одна на парту)

Читают. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко, ведь почти всегда она пишется от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

Сказка поможет нам сформулировать правило. Для этого, используя сказку, сделайте вывод.

Употребляется ли глагол без не?

Конспект урока Не с глаголами

А теперь проверим как вы усвоили правило. Соедините 2 части.

Конспект урока Не с глаголами

Что объединяет эти глаголы? Как мы их запишем? Почему? А знаете ли вы их лексическое значение?

НЕГОДОВАТЬ - испытывать чувство негодования по отношению к кому-либо, чему-либо.

НЕЗДОРОВИТЬСЯ - состояние здоровья, недомогание, испытываемое кем-либо.

НЕВЗЛЮБИТЬ - почувствовать к кому-то, чему- либо сильное нерасположение, непрязнь.

А сейчас мы с вами поговорим еще об одном слове, которое без не не употребляется. НЕЛЬЗЯ. Скажите, чего нельзя делать на уроке ученику? Заполните кластер.

На уроке ученик

Конспект урока Не с глаголамиКонспект урока Не с глаголами

Что объединяет все эти глаголы? (3лицо, ед.число, не с глаголом пишутся раздельно)

А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом (Верное и неверное утверждение)

  1. глагол - это самостоятельная часть речи?(да)

  2. Глагол отвечает на вопрос: какой?чей?(нет)

  3. глагол обозначает действие предмета? (да)

  4. глагол изменяется по времени (да)

  5. глагол изменяется по падежам?(нет)

  6. не с глаголом всегда пишутся отдельно?(нет)

  7. глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?(нет)

  8. глагол в предложении является сказуемым?(да)

1

2

3

4

5

6

7

8

Да

+

+

+

+

Нет

+

+

+

+

Давайте подведем итог нашего урока, вернемся к нашей таблице З-Х-У, которую мы заполняли в начале урока. Какую колонку мы не заполнили? На какой вопрос нам осталось ответить? Сможем ли мы ответь на него?

Теперь посмотрите на доску и отметьте тот остров, на который вы готовы встать. (карта острова на доске. 1й остров - все понял и вопросов не осталось, 2й остров - понял не все, есть ряд вопросов, 3й остров - не понял тему вовсе)

Домашняя работа у вас необычная. Вам предоставляется выбор, если вы желаете получить 5 и уверены в своих силах, то берете красную карточку(там д.з. составить сказку про не с глаголами не менее 10 предложений)

Если уверены в 4ке - то берите зеленую( д.з. найти 7-10 пословиц с правописанием НЕ с глаголом)

Если 3 - (д.з. вставить пропущенные орфограммы).

На следующем уроке у нас будет не менее интересная теми - это какова роль глаголов в русском языке!!!

Всем удачи, спасибо за урок!

© 2010-2022