Урок по русскому языку Односоставные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений .

Цели урока:

дать понятие о видах односоставных предложений;

закрепить умение различать односоставные и двусоставные предложения;

формировать умение находить, характеризовать и употреблять в речи односоставные предложения; относить их к группе глагольных или назывных; развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении;

на примере односоставных предложений показать богатство языковых средств русского языка;

обеспечить развитие у школьников умений анализировать текст, логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать;

воспитывать бережное отношение к русскому языку, содействовать осознанию ценности русского языка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: презентация по теме; раздаточный материал; учебник

Ход урока

I. Организационный момент.

II Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели урока

-Сегодня очень часто задают вопрос, обозначающий жизненную позицию человека( артиста, учёного, гос. деятеля), вопрос, связанный с правилом, которое нужно выполнять или с девизом, которому хочется следовать.

Вот и я сегодня вам предлагаю определить для себя правило-девиз, которому вы следуете. Выберите его из предложенных вариантов на партах или, если вы не можете определиться с девизом, подберите просто смайлик, который соответствует вашему нынешнему настроению .

(Поместить на доску).

-Ребята, почему же так получается: сколько разных высказываний и такие разные смайлики вы сегодня видите на доске?

-Действительно, эти разные высказывания и смайлики свидетельствуют о том, что вы люди разные по характеру.

А что объединяет эти разные высказывания с точки зрения их структуры?

(Если учащиеся затрудняются с ответом на вопрос, нужно предложить обозначить грамматические основы)

-Значит в этих предложениях отсутствует подлежащее, т.е. действующее лицо.

Как же называются предложения с 1 главным членом предложения?(Односоставные)

-Ребята, о чём сегодня будем говорить?

Слайд 1

Учитель: А теперь, посмотрите на тему нашего урока и постарайтесь сформулировать цели сегодняшнего урока.

Ответы учащихся:

1) будем говорить о видах односоставных предложений;

2) учиться различать односоставные и двусоставные предложения;

3) учиться употреблять их в речи.

Слайд 2

Учитель: Да, ребята, сегодня на уроке мы должны закрепить понятие об односоставных предложениях, учиться отличать их друг от друга, находить их в тексте, на примере односоставных предложений покажем богатство языковых средств в русском языке.

III Изучение нового материала

Слайд 3

Учитель: Итак, вы уже знаете, что в любом предложении есть грамматическая основа, она может состоять из двух главных членов предложения, а может только из одного: или подлежащего, или сказуемого.

Следовательно, по характеру грамматической основы предложение может быть двусоставным или односоставным.


  1. Работа с учебником (упр. 150-теория)


  1. «Лингвистическая разминка»(по группам)

Задание: выразительно прочитать предложенный текст в карточках , подчеркнуть грамматические основы, определить, односоставные или двусоставные предложения

(подготовлены карточки, в карточках подчеркнуть)

Работа в группах: сильные ученики помогите слабым; выберите, кто у вас будет отвечать.

а)Учись у них - у дуба, у берёзы,

Кругом зима. Жестокая пора!

б)Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Слайды 4,5

Вывод: на какие группы делятся односоставные предложения по форме выражения главного члена?

(С главным членом -сказуемым и главным членом- подлежащим)

СЛАЙД 6

Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие бывают односоставные предложения.

(По значению и форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы)

Учитель: Как вы думаете, почему односоставные предложения с одним главным членом предложения - сказуемым так называются?

Порассуждайте!

Определенно-личные - очень легко определить лицо по форме сказуемого. На первый план выдвигается действие.

Неопределенно-личные - действие важно само по себе, не имеет значение, кто его совершил.

Обобщенно-личные - действие имеет отношение к любому лицу.

Безличные - нет указания на действующее лицо.

Назывные - один главный член предложения - подлежащее, выраженное сущ. в И.п.(называет лицо)

- Каждую конкретную группу мы будем рассматривать на последующих уроках.

IV. Закрепление.

1) Объяснительный диктант.

- Запишите предложения, выделите грамматические основы, постарайтесь определить вид (гл., наз.) односоставного предложения и его группу.

СЛАЙД 7

1. Снегом замело дорогу.

(Нет указания на действующее лицо, сказуемое обозначает состояние природы, окружающей среды) Без участия лица, как называются такие предложения?

2. Иду и дышу ароматом и мяты, и зреющей ржи.

(На 1-й план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает на то, что его производит сам говорящий; можно определить лицо глагола)

3. Что посеешь, то и пожнёшь (поговорка)

(Действие имеет отношение к любому лицу)

4. В огне облака.

(главный член предложения - имя сущ.)

2) Конструирование предложений.

СЛАЙД 8 (групповое задание, кто быстрее выполнит?)

Учитель: из строительного материала сложите три предложения, и вы получите отрывок из стихотворения К. Бальмонта. Подсказка: первое слово- недвижный.

(Словарная работа: осока-?)

СЛАЙД 9

Проверка. Учитель:

- Охарактеризуйте полученные предложения по характеру грамматических основ, попытайтесь определить вид и группу односоставного предложения.

- Как вы думаете, нужны ли по смыслу в 1 и 3 предложении глаголы - сказуемые?

- В какой речи чаще всего употребляются односоставные предложения?

-Для чего они нужны?

(в поэтической речи, художественной для описания чувств человека, состояния окружающей среды, впечатление от пейзажных зарисовок).

- Как вы думаете, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные?

(нужны все предложения)

V. Контроль знаний

Работа с учебником (упр. 148 пис., задание 2)

VI. Итог урока

СЛАЙД № 10

Вот и подходит наш урок к концу. И нам осталось только вспомнить, что вы сегодня узнали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями. Скажите об этом в микрофон. (Посмотрите на слайд: здесь есть подсказка- начало ответа в микрофон)

- Я научилась (лся) …

- Я запомнила (ил)…

- Я вспомнил(а) …

- Мне хочется сказать …

- Теперь я…

-Не умел(а), а теперь умею…

VIII. Домашнее задание.

СЛАЙД № 11

12-10 баллов: написать сочинение - миниатюру «Зимнее утро», используя односоставные предложения.

9-8 баллов: упр.149(письменно)

7 баллов: составить рассказ о видах односоставных предложений с примерами.

5 баллов: упр.151(пис).

СЛАЙД № 12

Учитель: А закончить наш урок хочу словами Веры Шефнер:

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Давайте и мы с вами будем приглядываться и прислушиваться к нашей речи, учиться удивляться её богатству и красоте. Спасибо!








Учись у них - у дуба, у берёзы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Учись у них - у дуба, у берёзы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Учись у них - у дуба, у берёзы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Учись у них - у дуба, у берёзы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Жить хорошо!

Зажигай!

Улыбайся почаще!

Никогда не поздно работать над собой.

Тише едешь - дальше будешь.

Не предавайся унынию.

Правила можно не соблюдать.

Во все времена ищут смысл жизни.

Жить и радоваться!

Не переживать.

Не вешай нос.

Вперёд и только вперёд.

Никогда не сдаваться.

Могло быть и хуже.

Не думай о минутах свысока…

Веселись от души.

Урок по русскому языку Односоставные предложения

Урок по русскому языку Односоставные предложения




Открытый урок по русскому языку

в 8-Аклассе на тему

«Односоставные предложения.

Виды односоставных предложений»



проведён учителем Захарчук И.Е.

30 ноября 2012 года















© 2010-2022