- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку Односоставные предложения
Урок по русскому языку Односоставные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Захарчук И.Е. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений .
Цели урока:
дать понятие о видах односоставных предложений;
закрепить умение различать односоставные и двусоставные предложения;
формировать умение находить, характеризовать и употреблять в речи односоставные предложения; относить их к группе глагольных или назывных; развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении;
на примере односоставных предложений показать богатство языковых средств русского языка;
обеспечить развитие у школьников умений анализировать текст, логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать;
воспитывать бережное отношение к русскому языку, содействовать осознанию ценности русского языка.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация по теме; раздаточный материал; учебник
Ход урока
I. Организационный момент.
II Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели урока
-Сегодня очень часто задают вопрос, обозначающий жизненную позицию человека( артиста, учёного, гос. деятеля), вопрос, связанный с правилом, которое нужно выполнять или с девизом, которому хочется следовать.
Вот и я сегодня вам предлагаю определить для себя правило-девиз, которому вы следуете. Выберите его из предложенных вариантов на партах или, если вы не можете определиться с девизом, подберите просто смайлик, который соответствует вашему нынешнему настроению .
(Поместить на доску).
-Ребята, почему же так получается: сколько разных высказываний и такие разные смайлики вы сегодня видите на доске?
-Действительно, эти разные высказывания и смайлики свидетельствуют о том, что вы люди разные по характеру.
А что объединяет эти разные высказывания с точки зрения их структуры?
(Если учащиеся затрудняются с ответом на вопрос, нужно предложить обозначить грамматические основы)
-Значит в этих предложениях отсутствует подлежащее, т.е. действующее лицо.
Как же называются предложения с 1 главным членом предложения?(Односоставные)
-Ребята, о чём сегодня будем говорить?
Слайд 1
Учитель: А теперь, посмотрите на тему нашего урока и постарайтесь сформулировать цели сегодняшнего урока.
Ответы учащихся:
1) будем говорить о видах односоставных предложений;
2) учиться различать односоставные и двусоставные предложения;
3) учиться употреблять их в речи.
Слайд 2
Учитель: Да, ребята, сегодня на уроке мы должны закрепить понятие об односоставных предложениях, учиться отличать их друг от друга, находить их в тексте, на примере односоставных предложений покажем богатство языковых средств в русском языке.
III Изучение нового материала
Слайд 3
Учитель: Итак, вы уже знаете, что в любом предложении есть грамматическая основа, она может состоять из двух главных членов предложения, а может только из одного: или подлежащего, или сказуемого.
Следовательно, по характеру грамматической основы предложение может быть двусоставным или односоставным.
-
Работа с учебником (упр. 150-теория)
-
«Лингвистическая разминка»(по группам)
Задание: выразительно прочитать предложенный текст в карточках , подчеркнуть грамматические основы, определить, односоставные или двусоставные предложения
(подготовлены карточки, в карточках подчеркнуть)
Работа в группах: сильные ученики помогите слабым; выберите, кто у вас будет отвечать.
а)Учись у них - у дуба, у берёзы,
Кругом зима. Жестокая пора!
б)Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Слайды 4,5
Вывод: на какие группы делятся односоставные предложения по форме выражения главного члена?
(С главным членом -сказуемым и главным членом- подлежащим)
СЛАЙД 6
Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие бывают односоставные предложения.
(По значению и форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы)
Учитель: Как вы думаете, почему односоставные предложения с одним главным членом предложения - сказуемым так называются?
Порассуждайте!
Определенно-личные - очень легко определить лицо по форме сказуемого. На первый план выдвигается действие.
Неопределенно-личные - действие важно само по себе, не имеет значение, кто его совершил.
Обобщенно-личные - действие имеет отношение к любому лицу.
Безличные - нет указания на действующее лицо.
Назывные - один главный член предложения - подлежащее, выраженное сущ. в И.п.(называет лицо)
- Каждую конкретную группу мы будем рассматривать на последующих уроках.
IV. Закрепление.
1) Объяснительный диктант.
- Запишите предложения, выделите грамматические основы, постарайтесь определить вид (гл., наз.) односоставного предложения и его группу.
СЛАЙД 7
1. Снегом замело дорогу.
(Нет указания на действующее лицо, сказуемое обозначает состояние природы, окружающей среды) Без участия лица, как называются такие предложения?
2. Иду и дышу ароматом и мяты, и зреющей ржи.
(На 1-й план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает на то, что его производит сам говорящий; можно определить лицо глагола)
3. Что посеешь, то и пожнёшь (поговорка)
(Действие имеет отношение к любому лицу)
4. В огне облака.
(главный член предложения - имя сущ.)
2) Конструирование предложений.
СЛАЙД 8 (групповое задание, кто быстрее выполнит?)
Учитель: из строительного материала сложите три предложения, и вы получите отрывок из стихотворения К. Бальмонта. Подсказка: первое слово- недвижный.
(Словарная работа: осока-?)
СЛАЙД 9
Проверка. Учитель:
- Охарактеризуйте полученные предложения по характеру грамматических основ, попытайтесь определить вид и группу односоставного предложения.
- Как вы думаете, нужны ли по смыслу в 1 и 3 предложении глаголы - сказуемые?
- В какой речи чаще всего употребляются односоставные предложения?
-Для чего они нужны?
(в поэтической речи, художественной для описания чувств человека, состояния окружающей среды, впечатление от пейзажных зарисовок).
- Как вы думаете, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные?
(нужны все предложения)
V. Контроль знаний
Работа с учебником (упр. 148 пис., задание 2)
VI. Итог урока
СЛАЙД № 10
Вот и подходит наш урок к концу. И нам осталось только вспомнить, что вы сегодня узнали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями. Скажите об этом в микрофон. (Посмотрите на слайд: здесь есть подсказка- начало ответа в микрофон)
- Я научилась (лся) …
- Я запомнила (ил)…
- Я вспомнил(а) …
- Мне хочется сказать …
- Теперь я…
-Не умел(а), а теперь умею…
VIII. Домашнее задание.
СЛАЙД № 11
12-10 баллов: написать сочинение - миниатюру «Зимнее утро», используя односоставные предложения.
9-8 баллов: упр.149(письменно)
7 баллов: составить рассказ о видах односоставных предложений с примерами.
5 баллов: упр.151(пис).
СЛАЙД № 12
Учитель: А закончить наш урок хочу словами Веры Шефнер:
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
Давайте и мы с вами будем приглядываться и прислушиваться к нашей речи, учиться удивляться её богатству и красоте. Спасибо!
Учись у них - у дуба, у берёзы,
Кругом зима. Жестокая пора!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Учись у них - у дуба, у берёзы,
Кругом зима. Жестокая пора!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Учись у них - у дуба, у берёзы,
Кругом зима. Жестокая пора!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Учись у них - у дуба, у берёзы,
Кругом зима. Жестокая пора!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Жить хорошо!
Зажигай!
Улыбайся почаще!
Никогда не поздно работать над собой.
Тише едешь - дальше будешь.
Не предавайся унынию.
Правила можно не соблюдать.
Во все времена ищут смысл жизни.
Жить и радоваться!
Не переживать.
Не вешай нос.
Вперёд и только вперёд.
Никогда не сдаваться.
Могло быть и хуже.
Не думай о минутах свысока…
Веселись от души.
Открытый урок по русскому языку
в 8-Аклассе на тему
«Односоставные предложения.
Виды односоставных предложений»
проведён учителем Захарчук И.Е.
30 ноября 2012 года