Рабочая программа по письму и развитию речи для 9 класса СКОУ VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

«Рассмотрено»



на заседании МО

учителей_коррекционного обучения__________

Протокол № __ от ____

Руководитель МО

______ _____________


«Согласовано»



Заместитель директора по УВР МКОУ «Охочевская СОШ»

________ А.Л.Бышкина

«__» ____ 2015___ г.


«Утверждено»



Директор МКОУ «Охочевская СОШ»

________ Л.Ю. Севостьянова


«Введено в действие»



Приказ № ____

от «__» _____ 2015__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по __письму и развитию речи

II ступень обучения

9 класс



Федосовой Галины Ивановны

(первая квалификационная категория)

Год составления программы 2015-2016 учебный год

Срок реализации программы 1 год.



д. 1-я Семеновка Щигровского района Курской области

Структура рабочей программы:

  • титульный лист (название программы);

  • содержание;

  • пояснительная записка;

  • содержание тем учебного курса;

  • календарно-тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • перечень учебно - методического обеспечения;

  • список литературы (основной и дополнительный)




9 КЛАСС

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Учебного плана образовательного учреждения

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших классах (5-9) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном понятийном материале.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.

Изучение состава слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

В процессе работы с предложением формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения.

Уделяется внимание формированию связной письменной речи. В связи с этим ведется работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

Учащиеся должны:

  • Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Социальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Данная программа учитывает психофизические особенности развития обучающегося 9 класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников.

Цель: посредством уроков русского языка и чтения создать условия для социализации и реабилитации с последующей интеграцией их в общество.

Задачи: 1. Обучение грамматике и правописанию, выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, формирование навыка беглого, осознанного чтения.

2. Развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической), коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.

3. Расширять знания об окружающем мире, воспитывать интерес к языку, умение пользоваться им в необходимых ситуациях с помощью содержания программного материала, основанного на связи с окружающей действительностью.

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.

Грамматика

Задачи.

Дать законченный круг по грамматике.

На основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки.

Продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса.

Учить осознанно употреблять различные типы предложений.

Совершенствовать умение пользоваться связной письменной и устной речью.

Коррекция высших психических функций с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Всего на изучение курса русского языка в 9 классе отводится 68 часов - по 2 часов в неделю


Содержание тем учебного курса

№ раздела

Содержание

Знания

Умения

1.

Повторе

ние.

4 часа

Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом И и без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами.

Виды предложений по интонации. Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Правила пунктуации при обращении; в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО; с союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА.

Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами.

2.

Предложение

5 часов

3. Звуки и буквы

12 часов

Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки.

Алфавит. Группы гласных и согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные согласные. Правила написания мягкого и твердого знаков в словах. Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов.

Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемословах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.

4. Имя существительное

11 часов

Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце.

Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки. Три склонения имен существительных. Правило правописания имен существительных с шипящей на конце; правило правописания безударных падежных окончаний.

Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий.

5. Имя прилага

Тельное

8 часов

Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного.

Грамматические признаки имени прилагательного. Правило правописание окончаний имен прилагательных.

Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного.

6. Местоимение

7 часов

Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение.

Грамматические признаки местоимения Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений 3 лица.

Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом.

7. Глагол

10 часов

Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на -СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение.

Грамматические признаки глагола. Род, число и лицо глаголов. Спряжение глаголов. Повелительная форма глаголов единственного и множественного числа. Правила правописания глаголов неопределенной формы; частица НЕ с глаголами. Правила правописания глаголов 1 и 2 спряжения. Правило правописания Ь в глаголах.

Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот.

8. Наречие

3 часа

Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению.

Грамматические признаки наречия. Значение наречий. Правило правописания наречий с А и О на конце.

Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия.

9. Имя числи

тельное

3 часа

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах.

Грамматические признаки имени числительного. Правописание числительных. Правила написания чисел в доверенности, расписке, объявлении, телеграмме.

Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность.

10. Части речи.

1 час

Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения.

Части речи. Грамматические признаки частей речи.

Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения.

11. Предло

жение.

5 часов

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности однородных членов. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи.

Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов, тем.

Дата по плану

Тип урока

Вводимые понятия

Примечания

1

Повторение. Предложение. Однородные члены предложения.

Повторение.

Однородные члены

2

Обращение.

Комбинированный.

Обращение

3

Сложное предложение.

Комбинированный.

Сложное предложение

4

Предложения с союзами и союзными словами (но, что, где, когда, который, потому что)

Комбинированный.

Союзы и союзные слова

5

Звуки и буквы.

Изучение нового материала

Звуки и буквы

6

Гласные и согласные звуки. Разделительный ь и ъ знаки.

Комбинированный.

Гласные и согласые звуки

7

Ударные и безударные гласные.

Комбинированный.

8

Звонкие и глухие согласные звуки. Письмо по памяти.

Комбинированный.

Звонкие и глухие согласные

9

Непроизносимые согласные звуки.

Р/Р. Объявление.

Повторение.

Непроизносимые согласные

10

Состав слова.

Изучение нового материала

Прставка, корень суффикс, основа, окончание.

11

Разбор слова по составу.

Комбинированный.

Значимая чать слова, главная значимая часть слва.

12

Самостоятельная работа по теме

«Состав слова»

Самостоятельная работа.

13

Правописание приставок. Р\р Письмо по памяти (Упр.43)

Изучение нового материала.

14

Правописание приставок раз-, рас-, без-, бес-, из-, ис-, воз-, вос-.

Изучение нового материала.

15

Повторение темы «Правописание приставок»

Р/Р. Диалог (упр. 51)

Закрепление.

16

Самостоятельная работа. Разбор слов по составу.

Повторение.

17

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Проверка знаний.

18

Работа над ошибками. Повторение темы «Состав слова».

Повторение, самостоятельная работа.

19

Сложные слова.

Изучение нового материала.

Сложные слова

20

Сложносокращенные слова.

Изучение нового материала.

Сложносокращённые слова

21

Обобщающие упражнения.

Р/Р. Расписка.

Закрепление, обобщение.

22

Имя существительное.

Повторение

23

Значение предметности. Кто? Что?

Комбинированный.

24

Грамматические признаки имени существительного.

Изучение нового материала.

25

26

Склонение имен существительных.

Изучение нового материала.

Склонение существительных

27

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Изучение нового материала.

28

Правописание падежных окончаний имён существительных

Закрепление изученного.

29

Существительные с шипящей на конце.

Изучение нового материала.

30

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Проверка знаний по теме «Имя существительное»

31

Работа над ошибками.

Р/Р. Заметка.

Комбинированный.

32

Повторение.

Повторение.

33

Имя прилагательное.

Комбинированный.

Имя прилагательное

34

Признаки, свойства, качества предмета.

Изучение нового материала.

Признак предмета

35

Род, число, падеж прилагательного.

Изучение нового материала.

36

Безударные окончания прилагательных.

Изучение нового материала.

37

Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи.

Комбинированный.

38

Обобщающие упражнения.

Обобщение, закрепление.

39

Р\Р Работа по картине П. Корина «Александр Невский»

Развитие речи.

40

Работа над ошибками. Р\Р Объяснительная записка.

Комбинированный.

41

Личные местоимения.

Комбинированный.

Личные местоимения

42

Лицо и число местоимений.

Комбинированный.

43

Склонение личных местоимений.

Комбинированный.

44

Личные местоимения с предлогами.

Комбинированный.

45

Правописание личных местоимений 3-го лица.

Р/Р. Рассказ по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина»

Комбинированный.

46

Повторение «Письмо»

Развитие речи.

47

Глагол.

Изучение нового материала.

48

Различие глаголов по значению.

Комбинированный.

49

Грамматические признаки глагола.

Комбинированный.

50

Неопределенная форма глагола.

Повторение.

Неопределённая форма глагола

51

Контрольный диктант.

«Голубые глаза апреля»

Проверка знаний

52

Повторение темы «Глагол». Работа над ошибками.

Комбинированный.

53

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глагола.

Изучение нового материала.

54

55

1 и 2 спряжение глаголов.

Комбинированный.

Спряжение глагола

56

Повелительная форма глагола.

Р/Р. Анкета.

Изучение нового материала.

Повелиельное наклонение глагола

57

Наречие.

Объяснение нового материала.

наречие

58

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

Комбинированный.

наречие

59

Правописание наречий с а и о на конце.

Комбинированный.

60

Имя числительное.

Объяснение нового материала.

Имя числительное

61

Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 да 900.

Объяснение нового материала.

62

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Р/Р. Доверенность.

Комбинированный.

63

Части речи.(Повторение)

Комбинированный.

64

Предложение (Повторение)

однородные члены предложения, обращение.

Сложное предложение

Комбинированный.

Однордные члены, обращение.

65

Диктант. «Чудо природы»

Комбинированный.

66

Прямая речь.

Комбинированный.

67

Итоговый контрольный диктант.

«Глухарь на гальке»

Проверка знаний

68

Повторение изученного за год.

Повторение.


Требования к уровню подготовки обучающихся .

учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение;

- оформлять деловые бумаги;

- пользоваться школьным орфографическим словарем;

учащиеся должны знать:

- части речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.




Перечень учебно-методического обеспечения

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дополнительная литература

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида В.В. Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Экк, допущеннаяМинистерством образования Российской Федерации

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации

Учебник «Русский язык» 9-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской

изд. «Просвещение, 2015г..


  • Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.;

  • Т.И.Томарова .Русский язык конспекты уроков, Волгоград, 2009 г.;

  • И,Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.;.

  • Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе,

  • М.Е.Прокопенко. Русский язык. Чтение. Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения. Волгоград, 2009 г.

  • О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.;

  • И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;

  • О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.

  • Т.А. Ладыженская. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках

  • Наглядное пособие «Лето в картинках»

  • Наглядное пособие «Осень в картинках»

  • Грамматика в картинках «Антонимы», «Говори правильно»

  • Демонстрационный материал «Наши эмоции и чувства», «Подбери слова к рассказу»



© 2010-2022