- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Дидактический материал по русскому языку Буквы З, С на конце приставок
Дидактический материал по русскому языку Буквы З, С на конце приставок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евсейчик И.Н. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Составила Евсейчик И. Н.,
учитель русского языка и литературы
Дидактический материал
по теме «Буквы З, С в приставках»
Цель: учить находить в словах приставки на -З, -С и писать слова с орфограммой «Буквы З, С в приставках», объяснять условия выбора букв З, С в приставках; развивать логическое и аналитическое мышление; формировать навыки грамотного письма;
1.Объяснительный диктант
Задание: объяснить написание З, С в приставках; графически выделить орфограмму.
Безропотный, воспламенилось, бескорыстный, возделывать, рассыпать, разбег, чрезмерный, чересполосица, известие, исписать, бесконечный, безумный, бесшумный, ниспослать, раздумье.
2. Распределительный диктант
Задание: записать слова в два столбика - 1) с -С в приставке, 2) с -З в приставке.
Разглядывал, вскидывая, рассматривать, беспрестанно, рассмешить, расстояние, растроганный, разметка, вспахать, воззрение, издательство, разведчик, изведать, восклицать, расстегнуть, безвкусный, безбрежный.
3. Выборочный диктант
Задание: прослушав предложение, выписать из него слова с приставками на -З, -С.
Вдали раздался раскат грома. Злая волшебница погрозила в пространство иссохшим кулаком. Оленёнок совсем обессилел от голода и холода. Это человек стал ко всему безучастен. Каждая вспышка молнии отражалась в тысячах капель и струй.
4. Творческий диктант
Задание: заменить словосочетания одним словом с приставкой на -З, -С; графически выделить орфограмму.
Живёт без цели (бесцельный), ничего не делает (бездельник), изучить местность (исследовать), не имеет цены (бесценный), вызвать жалость (разжалобить), был в пользовании (использованный), узнать длину (измерить).
(В скобках слова, которые должны записать ученики вместо словосочетаний.)
5. Осложнённое списывание
Задание: списать, вставляя пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму.
Ра..цветающий, в..лететь, ра..положение, и..править, в..кипеть, бе..смертник, бе..граничный, в..думать, ра..ценка, ра..валенный, и..синя-чёрный, и..чезнуть, ра..гадка.
6. Тренировочные упражнения
1)задание: подобрать к данным словам антонимы с приставками на -З, -С.
Одарённый, толковый, корыстный, честный, порядок, спокойный, жалостливый.
(Ответ: бездарный, бестолковый, бескорыстный, бесчестный, беспорядок, беспокойный, безжалостный.)
2) задание: в данных словосочетаниях слова с приставками заменить синонимами с приставками на -З, -С.
Образец: неспокойный человек - беспокойный человек.
Соль просыпалась, бутоны раскрылись, потратили деньги, мебель поставили, вода закипела, ромашки зацвели.
(Ответ: соль рассыпалась, бутоны раскрылись, истратили деньги, мебель расставили, вода вскипела, ромашки расцвели.)
7. Письмо по памяти (осложнённое)
Задание: прочитать четверостишие, разобрать орфограммы, запомнить и записать по памяти.
Ра..текалась, ра..ливалась
Речка по л..су в..сной
Во..хищалась, любовалась
То б..рёзой, то с..сной.
8. Дидактические игры
*Игра «Прятки».
Задание: найдите в словах приставку на -З, -С.
Заблагорассудится, происшествие, безрассудство, невосполнимый, перераспределение, неиспользованный, небезграничный.
*Игра «Приставка или нет?»
Задание: в каждой группе найти слово без приставки.
1) Расписание, растение, расколоть.
2) Роскошь, росчерк, россыпь.
3) Исследовать, история, истолкование.
4) Воспринимать, восхваляющий, восковой.
(Ответ: растение, история, восковой.)
9.Творческое задание
Задание: записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы; графически выделить орфограмму; с тремя словосочетаниями составить предложения.
Встречаем ра…вет, прои..вести ра..чёт, ра..дать тетради, ра..целовать маму, бе…вёздная ночь, бе…ердечный поступок, ра…читать силы, и..печь пирожки.
10. Самопроверка (мини-тест)
1. Укажите слова с приставкой на -С:
а) бе..предел; в) и..пепелить;
б) во..держаться; г) ни..вергаться.
2. Укажите слова с приставкой на -З:
а) во..противиться; в) во..звание;
б) бе..вестный; г) и..пещрённый.
3. Укажите слова с приставкой на -С:
а) во..главить; в) обе..главленный;
б) во..хвалить; г) ра..косый.
5. Укажите слова с приставкой на -З:
а) во..мездие; в) бе..фамильный;
б) бе..платный; г) бе..людный.
(ключ: 1 - а, в; 2 - б, в; 3 - б, г; 4 - а, г.)
9. Индивидуальные карточки
Карточка № 1
Задание: списать предложение, употребляя нужные приставки на -З, -С. Выполнить разборы под цифрами.
Время от времени налетают песчаные смерчи, (..)жалостно2 вырывая (..)сохшие кустарники, (..)дёргивая затвердевший слой песка и поднимая его вверх1.
Карточка № 2
Задание: списать предложение, употребляя нужные приставки на -З, -С. Выполнить разборы под цифрами.
Но вот опять1 (..)стилаются (..)бесконечные2 пески, опять палит (..)жалостное солнце, (..)гущается (..)калённый воздух.