Дидактический материал по русскому языку Буквы З, С на конце приставок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составила Евсейчик И. Н.,

учитель русского языка и литературы

Дидактический материал

по теме «Буквы З, С в приставках»

Цель: учить находить в словах приставки на -З, -С и писать слова с орфограммой «Буквы З, С в приставках», объяснять условия выбора букв З, С в приставках; развивать логическое и аналитическое мышление; формировать навыки грамотного письма;

1.Объяснительный диктант

Задание: объяснить написание З, С в приставках; графически выделить орфограмму.

Безропотный, воспламенилось, бескорыстный, возделывать, рассыпать, разбег, чрезмерный, чересполосица, известие, исписать, бесконечный, безумный, бесшумный, ниспослать, раздумье.

2. Распределительный диктант

Задание: записать слова в два столбика - 1) с -С в приставке, 2) с -З в приставке.

Разглядывал, вскидывая, рассматривать, беспрестанно, рассмешить, расстояние, растроганный, разметка, вспахать, воззрение, издательство, разведчик, изведать, восклицать, расстегнуть, безвкусный, безбрежный.

3. Выборочный диктант

Задание: прослушав предложение, выписать из него слова с приставками на -З, -С.

Вдали раздался раскат грома. Злая волшебница погрозила в пространство иссохшим кулаком. Оленёнок совсем обессилел от голода и холода. Это человек стал ко всему безучастен. Каждая вспышка молнии отражалась в тысячах капель и струй.

4. Творческий диктант

Задание: заменить словосочетания одним словом с приставкой на -З, -С; графически выделить орфограмму.

Живёт без цели (бесцельный), ничего не делает (бездельник), изучить местность (исследовать), не имеет цены (бесценный), вызвать жалость (разжалобить), был в пользовании (использованный), узнать длину (измерить).

(В скобках слова, которые должны записать ученики вместо словосочетаний.)

5. Осложнённое списывание

Задание: списать, вставляя пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму.

Ра..цветающий, в..лететь, ра..положение, и..править, в..кипеть, бе..смертник, бе..граничный, в..думать, ра..ценка, ра..валенный, и..синя-чёрный, и..чезнуть, ра..гадка.

6. Тренировочные упражнения

1)задание: подобрать к данным словам антонимы с приставками на -З, -С.

Одарённый, толковый, корыстный, честный, порядок, спокойный, жалостливый.

(Ответ: бездарный, бестолковый, бескорыстный, бесчестный, беспорядок, беспокойный, безжалостный.)

2) задание: в данных словосочетаниях слова с приставками заменить синонимами с приставками на -З, -С.

Образец: неспокойный человек - беспокойный человек.

Соль просыпалась, бутоны раскрылись, потратили деньги, мебель поставили, вода закипела, ромашки зацвели.

(Ответ: соль рассыпалась, бутоны раскрылись, истратили деньги, мебель расставили, вода вскипела, ромашки расцвели.)

7. Письмо по памяти (осложнённое)

Задание: прочитать четверостишие, разобрать орфограммы, запомнить и записать по памяти.

Ра..текалась, ра..ливалась

Речка по л..су в..сной

Во..хищалась, любовалась

То б..рёзой, то с..сной.

8. Дидактические игры

*Игра «Прятки».

Задание: найдите в словах приставку на -З, -С.

Заблагорассудится, происшествие, безрассудство, невосполнимый, перераспределение, неиспользованный, небезграничный.

*Игра «Приставка или нет?»

Задание: в каждой группе найти слово без приставки.

1) Расписание, растение, расколоть.

2) Роскошь, росчерк, россыпь.

3) Исследовать, история, истолкование.

4) Воспринимать, восхваляющий, восковой.

(Ответ: растение, история, восковой.)

9.Творческое задание

Задание: записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы; графически выделить орфограмму; с тремя словосочетаниями составить предложения.

Встречаем ра…вет, прои..вести ра..чёт, ра..дать тетради, ра..целовать маму, бе…вёздная ночь, бе…ердечный поступок, ра…читать силы, и..печь пирожки.

10. Самопроверка (мини-тест)

1. Укажите слова с приставкой на -С:

а) бе..предел; в) и..пепелить;

б) во..держаться; г) ни..вергаться.

2. Укажите слова с приставкой на -З:

а) во..противиться; в) во..звание;

б) бе..вестный; г) и..пещрённый.

3. Укажите слова с приставкой на -С:

а) во..главить; в) обе..главленный;

б) во..хвалить; г) ра..косый.

5. Укажите слова с приставкой на -З:

а) во..мездие; в) бе..фамильный;

б) бе..платный; г) бе..людный.

(ключ: 1 - а, в; 2 - б, в; 3 - б, г; 4 - а, г.)

9. Индивидуальные карточки

Карточка № 1

Задание: списать предложение, употребляя нужные приставки на -З, -С. Выполнить разборы под цифрами.

Время от времени налетают песчаные смерчи, (..)жалостно2 вырывая (..)сохшие кустарники, (..)дёргивая затвердевший слой песка и поднимая его вверх1.

Карточка № 2

Задание: списать предложение, употребляя нужные приставки на -З, -С. Выполнить разборы под цифрами.

Но вот опять1 (..)стилаются (..)бесконечные2 пески, опять палит (..)жалостное солнце, (..)гущается (..)калённый воздух.



© 2010-2022