Конспект урока литературы на тему Н. А. Некрасов. Стихотворение На Волге (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 5 классе

Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге»

Цели урока:

познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге»; проанализировать содержание стихотворения, раскрыть его социально-нравственную проблематику;

воспитывать чувство любви к Родине, к великой реке; чувство сострадания к судьбе русского народа;

развивать творческое мышление, используя прием устного словесного рисования, технологию « шести шляп».

Ход урока:

I.

Учитель:

-Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Н.А.Некрасова:

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке?

-Верно! Урок посвятим разговору о великой русской реке Волге, которую поэт воспел в своем стихотворении «На Волге», написанном в 1860 году. Однако оно посвящено не только величавой Волге, но и судьбе русского народа.

(формулируются цели урока)

II.Рассказ о поэте (может быть подготовлен заранее одним из учеников).

Учитель (расширит сведения о жизни Некрасова):

-Н.А.Некрасов обладал сентиментальной, страстной, чувствительной и сострадательной душой. Он ненавидел крепостное право и всякого рода насилие. Поэтический дар Некрасова пробуждался в тот момент, когда, столкнувшись с человеческим страданием, он стремился выразить свою боль и тревогу за человека, сочувствие ему.

Волгой поэт был покорен с детства, и эту любовь к великой русской реке он пронес через всю свою жизнь.

-А что вы знаете о Волге? (ответы учеников)

III.Работа с текстом стихотворения

1.Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учитель:

-Ребята, работу по содержанию стихотворения «На Волге» мы проведем, используя прием «6 шляп мышления», который позволит вам разобраться в непростом тексте.

Итак, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

-Какие чувства вы испытали, когда я читала это стихотворение? Предлагаю надеть красную шляпу (не требуется давать обоснование - только чувства).

Ученик:

-Я испытал противоречивые чувства: с одной стороны, восхищение великой рекой, с другой - жалость к изображенным бурлакам.

Учитель:

-Ребята, рассказ ведется, как вы заметили, от первого лица. Лирический герой (в нем мы угадываем черты самого Некрасова) стоит на берегу родной реки и любуется ею:

Не торопись, мой верный пес!

Зачем на грудь ко мне скакать?

Еще успеем мы стрелять.

Ты удивлен, что я прирос

На Волге; целый час стою…

-Предлагаю надеть белую шляпу. Скажите, какой информацией мы обладаем? что узнаем о герое, его жизни?

Ученик:

-Герой рассказывает, что он рос «у берегов большой реки», затем покинул родные места, а теперь вновь оказался на Волге. Также он рассказывает о своем детстве, о том, как впервые увидел бурлаков. С ними он вновь встретился на берегах Волги.

Учитель:

-Ребята, данное стихотворение имеет довольно сложную композицию, в нем два временных плана, перед нами и настоящее, и прошлое лирического героя. Первая встреча с бурлаками произошла у героя еще в детстве и глубоко поразила его. Найдите в тексте слова, передающие потрясение мальчика.

Ученик:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!

Учитель:

-Какими вы представляете себе бурлаков? Опишите их, используя слова из текста.

Теперь я предлагаю вам познакомиться с репродукцией картины И.Репина «Бурлаки на Волге» ( проводится ассоциативная связь произведения живописи с текстом стихотворения).

Предлагаю надеть черную шляпу. Скажите, как вы думаете, Некрасов сумел правдиво изобразить изможденных бурлаков, их невыносимо тяжелый труд?

Как вы считаете, правильно ли то, что русскому народу довелось пройти через такие страдания? правильно ли устроено было русское общество?

Ученик:

-Некрасов показал судьбу бурлаков и народа в целом. Конечно, поэт возмущен, не должно быть такого рабства в жизни.

Учитель:

-Наденьте желтую шляпу и ответьте на вопрос: почему же лирический герой ,несмотря на свою первую встречу с бурлаками именно на берегах Волги, приезжает сюда снова?

Ученик:

-Он смог побывать в родных местах, ведь это человеку необходимо. Герой снова смог полюбоваться волжскими пейзажами.

Учитель:

-Верно! Герой передает чувство восторга и восхищения великой русской рекой.

Подумайте и скажите, как могла бы сложиться судьба бурлаков? Что значат слова, обращенные к сыну бурлака:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

(надевают зеленую шляпу)


Ученик:

-Если б народ не терпел, сын бурлака мог бы и не повторить судьбу своего отца.

IV.Подведение итогов

-Стихотворение «На Волге» эмоционально насыщено. Н.А.Некрасов передал в нем и всю свою любовь к великой Волге, и всю свою боль за судьбу русского народа.

V.Рефлексия

(надевают синюю шляпу)

-Чего мы достигли? Что нужно сделать еще?

VI. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос:

Какие чувства я испытал при чтении стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»?








© 2010-2022