- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья по проблеме формирования культуры общения «Решение проблемы коммуникативной грамотности учащихся на уроках культуры общения»
Статья по проблеме формирования культуры общения «Решение проблемы коммуникативной грамотности учащихся на уроках культуры общения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тютина О.И. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Решение проблемы коммуникативной грамотности учащихся на уроках культуры общения.
«Русский язык - один из развитых языков мира. Русский язык необыкновенно богат». Мы так привыкли произносить эти красивые фразы, будто и не замечаем, что в современном обществе всё меньше и меньше остаётся людей, говорящих грамотно, выразительно, соблюдающих речевой этикет. Мы тешим себя надеждой, что наши назидательные слова доходят до ума и сердца сознательного молодого поколения, остаются в их сердцах, что мы меняем мир к лучшему, точно герой Брэдбери, спасаем планету.
А между тем, в рамках современного образовательного процесса, как снежный ком, нарастает проблема коммуникативной грамотности учащихся.
Всё реже появляется необходимость говорить, отстаивать свою точку зрения, нетрудно справится с тестированием, ещё проще найти готовый ответ, зачитать его или, в лучшем случае, пересказать. Интернет сегодня предлагает решения на все поставленные задачи. Зачем придумывать сочинения самому, когда за тебя давно уже всё сделано, зачем вообще писать, когда для этого есть принтер?
В результате этих нехитрых манипуляций наш «великий, могучий» русский язык незаметно подменяется штампами или, что ещё хуже, сниженной лексикой, потому что говорить почти уже разучились. Исчезли границы общеупотребительного и неуместного. Жаргонная лексика активно вытесняет общеупотребительные слова. И это происходит в языке, где и так формирование юного человека происходит под влиянием диалектизмов и просторечий, повсеместного нарушения морфологических и орфоэпических норм? В средствах массовой информации в изобилии ёмкие словечки сленга, обличающие явления действительности, поступки людей и их самих. Больнее всего то, что это становится модным. Играют свою роль и новые словари, где приобретают право на существование изменённые нормы. Легче признать, бороться труднее. Дёшево как-то уж очень.
А что передадим будущим поколениям? На каком языке они заговорят? Или больше придётся молчать из-за перенасыщения информацией, этой тактики уже сейчас многие придерживаются. Мы должны найти хоть какое-то решение данной проблемы.
На мой взгляд, необходимо прививать любовь к родному языку поэтапно, заставлять вслушиваться в звучание каждого слова, говорить о силе и мощи слова, сделать так, чтобы слова заиграли всеми цветами радуги, чтобы язык действительно стал поистине величайшей ценностью для молодого поколения. Необходимо научить анализировать свою речь и речь окружающих. Но как это сделать? Какие наметить пути? Как заинтересовать?
Я считаю, что обо всех этих насущных проблемах нужно чаще говорить с детьми, необходимо акцентировать внимание на будущем нации. Пропаганда речевой культуры, убеждение от чистого сердца способны сыграть свою положительную роль, способны затронуть ум и душу молодого поколения. На подготовительном этапе предлагаем ребятам проанализировать свою речь. Итак, проблема налицо, причём, это их мнение. Второй шаг для учителя - составляем план будущей продуктивной деятельности: выделяем проблемные вопросы, над которыми будем работать. У нас получилось семь.
-
Просторечья.
-
Жаргонные слова или молодёжный сленг.
-
Нарушение орфоэпических норм.
-
Нарушение морфологических норм.
-
Речевые ошибки и паронимы.
-
Неоправданное употребление иностранных слов.
7. Диалектные слова нашей местности.
Именно эти проблемные вопросы и ставим во главе урока. В начале каждого занятия работаем над словами с нарушением морфологических и орфоэпических норм, с диалектизмами, жаргонизмами. Часто учащиеся испытывают затруднения при классификации, отсюда и случайные ошибки в речи. Бедность словаря, редкое правильное употребление таких слов, как тефтели, сливовый, закупорить, баловаться и других, приводит к закреплению ошибочного произношения. Поэтому как можно чаще приводим примеры, анализируем небольшие тексты, предлагаем специальные упражнения; подбираем сами материал и активно привлекаем к этому учащихся. И пусть на каждом уроке на это отводится совсем немного времени, однако надо отчётливо дать понять ученикам, что это главное.
Конечно, можно предложить ребятам принять участие в общем серьёзном коллективном исследовательском проекте, но уроки культуры общения тем и ценны, что материал на них можно подать исподволь, в игровой, развлекательной форме. Пусть учащиеся приходят на занятия отдыхать: общаться, высказывать свою точку зрения. И вот тут-то в ненавязчивой форме следует преподнести им материал для размышлений. Ученики реально удивляются некоторым орфоэпическим нормам, им нравится выбирать из двух предложенных примеров правильный; ребята не боятся ошибиться, поэтому говорят; не молчат, а предлагают свои варианты, с удовольствием исправляя друг друга. Помогает то, что оценка знаний носит поощряющий характер.
Главное - не перенасыщать информацией, а на каждом уроке целенаправленно вести учащихся к желаемой цели. Работа эта долгая, непростая, но интересная и увлекательная, равнодушных почти не остаётся. И что немаловажно - повышается авторитетность урока. Достигается тот результат, к которому стремится каждый учитель, преподающий культуру общения в школе.
По моим наблюдениям, наиболее серьёзно такую деятельность воспринимают учащиеся девятых классов, так как уже сознательно готовятся к ГИА, а впоследствии и к ЕГЭ, куда ежегодно включаются задания и по лексике, и по орфоэпии. К сожалению, на уроках русского языка на формирование коммуникативной культуры отводится недостаточно времени. Однако пробелы легко восполнить на занятиях по культуре общения, где основная роль, на мой взгляд, всё-таки должна принадлежать культуре речи, потому что именно в этой области проблемы наиболее очевидны.
Таким образом, чтобы уроки культуры общения стали результативными, необходимо привлекать учащихся к такой работе, которая действительно смогла бы их заинтересовать, была бы посильной и актуальной.