Смысловые отношения в ССП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«ЛИСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА

Республики Крым











Урок русского языка по теме:

"Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения"




Астапова Е. П.,

учитель русского языка

и литературы



2015

ТЕМА : Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения

ВИД УРОКА: урок-путешествие.

Учитель :

*Ребята, есть тема урока, определите, что должны узнать, исходя из темы?

(ответы учеников)

ЦЕЛИ:

1.Расширить знания о ССП.

2.Дать понятие о смысловых отношениях в ССП

3.Работать над умением определять смысловые отношения

между частями ССП

4. Правильно определять границы частей, ставить знаки препинания

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы "Сочинительные союзы", карточки с заданием, учебник

1.Организационный момент

Учитель.

*Тема известна, цели определены, начинаем работу.

Урок необычный, мы совершим виртуальное путешествие в страну "Синтаксис" В пути будут привалы, чтобы выполнить задания, сделать путевые заметки.

Синтаксис - большая страна.

Цель нашего путешествия - город ССП

2.Словарная работа : виртуальный, шлагбаум

Значение слова, примеры словосочетаний и предложений с сочинительными союзами

3.Беседа

*Что знаем о стране"Синтаксис"?

* Какие умения формирует синтаксис?

*Какие синтаксические единицы вы знаете?

4.Тренинг «Синтаксические единицы»

Расположите таблички (слово, словосочетание, предложение, абзац, текст)

согласно логике; по какому принципу карточки разместили именно так.

5. Проверка домашнего задания.

*Что известно о городе ССП , мы поймем, прочитав ССП из стихотворений об осени.

Устный анализ состава предложений.

*С таким багажом мы отправляемся в путь. Запишите тему и… в дорогу.

6.Привал "Перед подъемом"

*Разобрать предложение на доске, построить схему:

Ясная осе…яя ночь, и луна оз…ряет п…редевш…е листья .

*Что является основным средством связи частей ССП?

*Назвать сочинительные союзы по группам .

7. Привал "У шлагбаума"

Вопрос:

* Какие смысловые отношения могут устанавливать сочинительные союзы?

* Обращаемся скорее к шпаргалке /учебнику/

*Самостоятельная работа по таблице на стр учебника

Проверка понимания изученного .

* Показать карточками на доске, какие смысловые отношения устанавливают сочинительные союзы.

8.Привал " Ох, удержаться бы…"

Работа по упражнению на карточке

*Прочитать, соблюдая правильную интонацию, назвать союзы,

определить смысловые отношения между частями ССП;

*Второе предложение записать, поставить знаки, объяснить.

* Построить схему 1 и 3 предложений

* Что соединяет сочинительный союз И в первом предложении, а что в третьем?

9.Привал " Универсальный"

* Перестроить простые предложения с однородными членами в ССП (самостоятельно по вариантам)

Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг

Мы подошли к берегу, но (не) увидели ни лодки , ни лодоч?ника.

То слышны ост…рожные шаги, то чей?то ш…пот

(сходство: одни и те же смысловые отношения, интонации,

группа союзов по значению;

различие: в простом предложении союзы соединяют слова, а

в сложном - предложения)

10. Привал "Развилка"

*Вставьте подходящие по смыслу сочинительные союзы

* Какие смысловые отношения вносит в предложение каждый союз?

Шумели со свистом голые вершины, … скрипела со стоном надломле(н,нн)ая (не)подалеку береза.

….ветер шумит,…дождь барабанит по крыше, …стучит в окно озябшая ветка клена .

Уже давно взошло солнце, … ветер не утихал и волок по небу стаи низких облаков.

….побегут по небу ле..кие облака,…проглянет ненадолго (не)яркое осе(н,нн)ее солнце,…снова надвинутся ни..кие свинц..вые тучи.

11. Привал " Творческий"

Разноуровневое задание.

*Конструирование предложений.

Сегодня всё должно решиться, или мне …

Ветерок лишь приносил запах травы, да …

Осень, но …

* Ввести образные средства, использованные мастерами слова, в собственный художественный текст:

слезливое утро (А. Ч е х ов);

любопытное солнце (А. Блок);

журавлиная тоска сентября (С. Есенин);

унылая пора (Пушкин);

пестрый терем (Иван Бунин);

льется чистая и теплая лазурь (Федор Тютчев);

красою тихою, блистающей смиренно (Пушкин).

12. Привал "Итоговый"

*В походе туристы не только применяют умения и навыки,

но приобретают и новые. Надо ли знать смысловые отношения?

Исполнение песни "Сочинительные союзы" учащимися

13. Домашнее задание

Кто же возвращается домой с пустым рюкзаком?

Запишем задание


© 2010-2022