Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику В. Я. Коровиной (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Программа по литературе для 6А класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №24».

Программа предполагает на изучение предмета - 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Целью изучения предмета «Литература» является создание в школе условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.

Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Виды и формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый: письменный ответ на вопрос; зачёт; сочинение на литературоведческую тему; тест; проект

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности смотреть в паспорте кабинета.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 А классе (2014-2015 учебный год)

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Основные виды деятельности

Системное повторение (подготовка к ОГЭ)


Художественное произведение. Содержание и форма.

Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

ОГЭ: 1.1

Устное народное творчество (4 ч.)


Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать


Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора

Определяют понятия «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности; образ­ный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность, меткость и выразительность слога; объ­ясняют смысл и толкование значение пословиц и погово­рок, уместно упот­реблять их в соб­ственной речи

ОГЭ: 1.3


Загадки. В чем красота русского фольклора?

Учатся в собствен­ном высказывании использовать бога­тые возможности русской народной речи, передавать интонационно ма­неру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, пережива­ний, выраженных в них, уместно вклю­чать в собственное речевое высказы­вание малые жан­ры фольклора, создавать иллюст­рации по содержа­нию пословиц и связно рассказы­вать о них

ОГЭ: 1.3


Рр. «Что я знаю о человеке из Древнерусской литературы».

Учатся в собствен­ном высказывании использовать бога­тые возможности русской народной речи

ОГЭ: 1.3


Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе».

Определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказа­ния от произведе­ний устного народ­ного творчества

ОГЭ: 3.2

Из древнерусской литературы. Из литературы XVIII века (2 ч.)


Произведения 18 века. Русские басни.

Понятие басня, структура басни; художественные приёмы, используемые в баснях.

Анализируют басню, определяют проблематику произведения.

ОГЭ: 3.2


И. А. Крылов. «Осел и Соловей»

Понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);

термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих); работать со статьей учебника; определять жанровые признаки басни

ОГЭ: 5.1


Выразительное чтение басен И.А.Крылова.

Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);

термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);

работа со статьей учебника; определять жанровые признаки басни

ОГЭ: 5.1


Басни «Листы и корни», «Ларчик».

Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);

термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);

ОГЭ: 5.1


Вн.чт. И.А.Крылов «Баснописец, каких не было».


Жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.);

термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);

ОГЭ: 5.5

12

А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник»

Изучают историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимают, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; определяют средства художественной выразительности и их роль, находят в стихотворении признаки жанра послания, прослеживают эволюцию чувств лирического героя

ОГЭ: 5.5

13

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Определяют какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа

ОГЭ: 5.5

14

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

А.С. Пушкина: периоды его творчества, история создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

ОГЭ: 5.5

15

А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка»

Определе­ние понятий «эпи­тет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца пред­ложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского от­ражаются не толь­ко картины приро­ды, но и душевное состояние человека, воспринимаю­щего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихотворений, объяс­нять интонацию конца предложе­ния, выразительно читать, передавая интонационно сме­ну чувств, на­строений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы

ОГЭ: 5.8

16

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Осмысление сюжета, событий, поведения геро­ев, их характе­ров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов

ОГЭ: 5.8

17

С/р по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

А.С. Пушкина: периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

ОГЭ: 5.8

18

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Художественные средства, используемые поэтом, при передаче приметы зимнего пейзажа

ОГЭ: 1.6, 1.7

19

Дубровский -старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Определение средств художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

ОГЭ: 1.6, 1.7

20

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, объяс­нять интонацию конца предложе­ния, выразительно читать, передавая интонационно сме­ну чувств, на­строений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы

ОГЭ: 1.6, 1.7

21

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Определять сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от че­ловека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа, антитезы и случая в компо­зиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая харак­тер, чувства героев

ОГЭ: 1.6, 1.7

22

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от че­ловека к человеку, залог дружбы и любви.

ОГЭ: 1.6, 1.7

23

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

История создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды, составление плана в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев

ОГЭ: 1.6, 1.7

24

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Знание истории создания романа; понимание зависимости поведения человека от социальной среды; составление плана в соответствии с рассказом; сравнение образов главных героев, правильно оценивать поведение героев

ОГЭ: 1.6, 1.7

25

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

Знание содержания анализируемых глав; анализ эпизода как части целого, объяснение его роли в романе

ОГЭ: 1.6, 1.7

26

Обобщение по теме «Дубровский».

Знание содержания анализируемых глав; анализ эпизода как части целого, объяснение его роли в романе

ОГЭ: 1.6, 1.7

27

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Знание содержания анализируемых глав; анализ эпизода как части целого, объяснение его роли в романе

ОГЭ: 1.6, 1.7

1 четверть-27часов


М.Ю. Лермонтов (5ч.)

М.Ю. Лермонтов (5ч.)

28

М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в творчестве поэта.

М.Ю. Лермонтов, периоды его творчества, , определение понятия «эпитет»; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

ОГЭ: 5.10

29

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Осуждение истории появления стихотворения «Тучи», определе­ние понятий «эпи­тет», «художест­венное сравне­ние», «антитеза», «инверсия», «лек­сический повтор»; понимать: в чем поэт находит сход­ство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется ха­рактер отношения лирического героя к тучам; каковы осо­бенности компози­ции стихотворения, настроение и ком­позицию стихотво­рения; уметь связно рас­сказывать о поэте, выразительно чи­тать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тек­сте.

ОГЭ: 5.10

30

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Определе­ние понятий «ком­позиция», «поэти­ческий образ», «образ-символ», «эпитет», «олице­творение», «анти­теза», «аллего­рия», «художест­венное сравне­ние», «инверсия»; понимать на­строение стихотво­рений, уметь определять средства художе­ственной вырази­тельности в тексте, объяснять их роль в композиции сти­хотворения, сопос­тавлять черновые варианты стихотворения с его окончательной ре­дакцией и стихо­творением другого поэта, выявляя в них общие и свое­образные черты

ОГЭ: 5.10

31

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Определе­ние понятий «лиро-эпическое произ­ведение» (началь­ные представле­ния), «сюжет», «тема», «компози­ция», «инверсия», «эпитет», «олице­творение», «алли­терация», «поэти­ческая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпи­ческое изображе­ние событий с ли­рическим пережи­ванием, основную мысль стихотво­рения, проникнутую глубоким фило­софским смыслом: разрушение красо­ты и гармонии че­ловека с миром природы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических инто­наций стихотворе­ния, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоцио­нальное своеобра­зие, личное отно­шение к событиям каждого эпизода стихотворения

ОГЭ: 5.10

32

Самостоятельная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Художественные особенности стихотворения. Понимание идейного смысла стихотворения. Анализ лирического произведения

ОГЭ: 5.10

И.С. Тургенев (5 час)

33

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Историю создания сборника «Записки охотника»;

Выстраивать монологическое высказывание; анализировать эпизоды

ОГЭ: 6.2

34

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С.Тургенева «Бежин луг».

Исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержа­ние рассказа «Бе­жин луг»; понимать автор­ское отношение к героям; уметь связно рас­сказывать о героях, характерах, опи­сывать их по иллю­страциям и вооб­ражению, выбороч­но пересказывать эпизоды, коммен­тировать их.

ОГЭ: 6.2

35

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Пересказ содержания рассказа,сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст

ОГЭ: 6.2

36

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст

37

Вн.чт. по рассказам из цикла «Записки охотника»

Составление словесного описания портрета, составлять портретную характеристику

ОГЭ: 6.3, 1.7, 1.8

Ф.И. Тютчев (3 час)

38

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление Тютчева остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Тютчева, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

ОГЭ: 6.3, 1.7, 1.8

39

Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

Определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление Тютчева остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Тютчева, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

ОГЭ: 6.3, 1.7, 1.8

40

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Определе­ние понятий «эпи­граф», «фантасти­ка», «пейзаж», «по­этическая интона­ция», «риториче­ский вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический по­втор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабу­лы» (экспозиция, завязка, кульмина­ция, развязка, эпи­лог); определять средства художе­ственной вырази­тельности, элемен­ты фабулы.

ОГЭ: 6.4, 1.7, 1.8

41

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…»

Определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

ОГЭ: 6.4, 1.7, 1.8

42

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

Определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

ОГЭ: 6.4, 1.7, 1.8

43

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Факты биогра­фии Некрасова, литературная деятельность; определение понятий «сюжет», «фабула», понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им авто­ра; уметь связно рас­сказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8

44

Народ - созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Определе­ние понятий «эпи­граф», «фантасти­ка», «пейзаж», «по­этическая интона­ция», «риториче­ский вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический по­втор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабу­лы» (экспозиция, завязка, кульмина­ция, развязка, эпи­лог); определение средств художе­ственной вырази­тельности, элемен­ты фабулы.

ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8

45

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Определе­ние понятий «эпи­граф», «фантасти­ка», «пейзаж», «по­этическая интона­ция», «риториче­ский вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический по­втор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабу­лы» (экспозиция, завязка, кульмина­ция, развязка, эпи­лог); определение средств художе­ственной вырази­тельности, элемен­ты фабулы

ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8

46

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Определе­ние понятий «эпи­граф», «фантасти­ка», «пейзаж», «по­этическая интона­ция», «риториче­ский вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический по­втор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабу­лы» (экспозиция, завязка, кульмина­ция, развязка, эпи­лог); определение средств художе­ственной вырази­тельности, элемен­ты фабулы

ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8

47

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Определе­ние понятий: «сто­па» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «ана­пест», «амфибра­хий»;

уметь структури­ровать основные положения статьи учебника, опреде­лять размер стихо­творений

ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8

48

Самостоятельная работа по произведениям поэтов XIX века.

Дача крат­кого и развернутого ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в не­большом сочине­нии-рассуждении

ОГЭ: 6.5, 1.7, 1.8

49

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.

Изучение фактов его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сказ» (начальное представление), «эпическое повест­вование», содер­жание рассказа «Левша»; понимать, как со­четается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Пла­тов), заковыристы­ми намеками (Лев­ша) и доверитель­ной таинственно­стью;

ОГЭ: 1.7, 1.8

2 четверть - 22

Н.С. Лесков (6 час)

50

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

12.01

12.01

Содержание сказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к геро­ям, роль образа повествователя в сказе

ОГЭ: 1.6, 1.7

51

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Понимать сходство и разли­чия между сказом Лескова и вол­шебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, глав­ные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбур­ных слов и оборо­тов в сказе, свое­образие его сюже­та и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, оп­ределять их роль в произведении

52

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Определение понятия «народная этимология»; осознавать и видеть комическое в произведении

ОГЭ: 1.6, 1.7

53

Сказовая форма повествования.

Определение сказа; определение особенности сказа

ОГЭ: 1.6, 1.7

54

Самостоятельная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Крат­кий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в не­большом сочине­нии-рассуждении

ОГЭ: 1.6, 1.7

55

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.

Изучение фактов биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним».

ОГЭ: 1.6, 1.7

56

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Понимать смысл названия рассказа; Наблюдение над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

ОГЭ: 1.6, 1.7

57

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

Понимание смысла названия рассказа; наблюдение над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

ОГЭ: 1.6, 1.7, 6.10

58

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…»

Определе­ние понятий «эпи­тет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца пред­ложения»; понимать, что в стихотворении Я.Полонского от­ражаются не толь­ко картины приро­ды, но и душевное состояние человека, воспринимаю­щего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, объяс­нять интонацию конца предложе­ния, выразительно читать, передавая интонационно сме­ну чувств, на­строений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы

ОГЭ: 1.6, 1.7, 6.10

59

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».

Определе­ние понятий «эпи­тет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца пред­ложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского от­ражаются не толь­ко картины приро­ды, но и душевное состояние человека, воспринимаю­щего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихотворений, объяс­нять интонацию конца предложе­ния, выразительно читать, передавая интонационно сме­ну чувств, на­строений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы

ОГЭ: 1.6, 1.7, 6.10

60

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Определе­ние понятий «эпи­тет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца пред­ложения»; понимать, что в стихотворении А.К.Толстого от­ражаются не толь­ко картины приро­ды, но и душевное состояние человека, воспринимаю­щего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, объяс­нять интонацию конца предложе­ния, выразительно читать, передавая интонационно сме­ну чувств, на­строений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

61

Самостоятельная работа по стихотворениям поэтов 19 века

Анализ лирического произведения, создание связного текста

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

62

А.И.Куприн «Чудесный доктор».

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

63

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Осознают качество и уровень усвоения. Проявляют внимание к личности другого. Уважение ценностей семьи.

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

64

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Знакомство с автором, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были.

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

65

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

Отмечают сказочные и реаль­ные моменты пове­ствования, сравни­вать сказку-быль А.Платонова с на­родными литера­турными сказками, определяют их об­щее и отличное

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.2

66

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Объясняют смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.2

67

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Объясняют смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений

ОГЭ: 1.6, 1.7

68

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

Составляют тезисный план, прочитанной ста­тьи, находят в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­руют авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор

ОГЭ: 1.6, 1.7

69

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Факты биогра­фии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств -от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину

ОГЭ: 1.6, 1.7

70

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств -от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину

ОГЭ: 1.6, 1.7

71

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Определение поня­тий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отноше­ние к героям рас­сказа;

выборочно рассказывают о детстве героев, анализируют эпизоды, просле­живают развитие действия, отбирают наиболее яркие эпизоды, отвечают на проблемные во­просы

ОГЭ: 1.6, 1.7

72

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Определение поня­тий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отноше­ние к героям рас­сказа;

выборочно рассказывают о детстве героев, анализируют эпизоды, просле­живают развитие действия, отбирают наиболее яркие эпизоды, отвечают на проблемные во­просы


73

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Понимать смысл произведения, мотивы поведения бабушки; уметь сопостав­лять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, на­ходить черты сход­ства

ОГЭ: 7.10

74

Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Уметь давать крат­кий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в не­большом сочине­нии-рассуждении

ОГЭ: 7.10

75

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализиро­вать и сопостав­лять эпизоды, де­лать выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роя

ОГЭ: 7.9

76

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия; уметь сопостав­лять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, на­ходить черты сход­ства

ОГЭ: 7.9

77

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия; уметь сопостав­лять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, на­ходить черты сход­ства

ОГЭ: 7.9

3 четверть-28 ч.

ОГЭ: 7.9

78

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Содержание сказки-были; смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча», от­ношение рассказ­чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реали­стические моменты повествования, анализировать предложенные эпи­зоды произведе­ния, выборочно выразительно чи­тать их и переска­зывать

ОГЭ: 7.9

79

Человек в окружающем мире в сказке-были «Кладовая солнца».

Определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализи­ровать их с учетом поставленного во­проса;

ОГЭ: 7.9

80

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и челове­ка - кладовая солнца, если сущ­ностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализи­ровать их с учетом поставленного во­проса; делать вы­вод о роли в худо­жественном произ­ведении описаний природы, пере­дающих настрое­ние человека, связанных с вос­приятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит чело­века жизни, то, че­му человек при всем его могущест­ве и разуме должен поклоняться

ОГЭ: 7.9

81

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Оп­ределение понятий «лирический ге­рой», «эпитет», «художественный образ», «антите­за»; понимать, как ли­рика А.Блока пере­дает трагическое мироощущение человека начала 20 века; находить в стихотворениях поэта художест­венные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключе­вые слова, харак­теризующие миро ощущение героя (печаль, сожале­ние, забота и проч.), вырази­тельно читать сти­хотворения, инто­национно переда­вая настроение и чувства лирическо­го героя

ОГЭ: 7.9

82

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,

близость стихотво­рений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь по ключе­вым словам стихо­творений опреде­лять, какие фразы показывают лю­бовь поэта к «чахленькой местно­сти», находить фольклорные об­разы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразитель­но читать стихо­творения, интона­ционно передавая мотив грусти, оп­ределять особен­ности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мело­дичность)

83

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Основные мотивы его творче­ства (родина, при­рода, русская ду­ша), постоянные образы (свет, звез­да, огонек); понимать, что ти­хо произнесенные, сокровенные, вы­разительные чув­ства поэта сильны искренней любо­вью к родине; ка­кие чувства испы­тывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонаци­онно передавать песенные напевы лирики: задушев­ность, мелодич­ность; устно опи­сывать образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы, помогаю­щие передавать эмоции лирическо­го героя

ОГЭ: 1.2, 1.6

84

Самостоятельная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Художественные особенности стихотворения. Идейный смысл стихотворения, анализ лирического произведения

ОГЭ: 1.2, 1.6

85

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».

Смысл названия произведения, уметь анализиро­вать характер Гле­ба Капустина, под­тверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонаци­онно передавая чувства героев рассказа

ОГЭ: 1.2, 1.6

86

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М.Шукшина.

Рассказ «Срезал».

Понимать автор­ское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персо­нажей, интонаци­онно подчеркивая простодушие, на­ивность, непосред­ственность героев, формулировать собственное отно­шение к персона­жам

ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.2

87

Контрольная административная работа

Создание связного текста

ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.2

88

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Знакомство с сюжетом рассказа; смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии

ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.4

89

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Понимание смысла названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии

ОГЭ: 1.7, 1.8, 7.10

90

Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Понимать сюжет рассказа; смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии

ОГЭ: 1.7,1.8

91

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Понимание основных мотивов творче­ства Г.Тукая (родина, при­рода),уметь интонаци­онно передавать песенные напевы лирики: задушев­ность, мелодич­ность; устно опи­сывать образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы, помогаю­щие передавать эмоции лирическо­го героя

ОГЭ: 7.7

92

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, англий­ского поэта и ми­фолога; понимать смысл мифов, образ иде­ального героя: му­жественного, вы­носливого, изобре­тательного, уважающего волю богов; мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать ха­рактеристику ге­рою, анализиро­вать его поступки

ОГЭ: 7.7

93

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, англий­ского поэта и ми­фолога; понимать смысл мифов, образ иде­ального героя: му­жественного, вы­носливого, изобре­тательного, уважающего волю богов; мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать ха­рактеристику ге­рою, анализиро­вать его поступки

94

Геродот. «Легенда об Арионе».

Определе­ние понятий «Ле­генда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты ре­альности (путеше­ствие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, возне­сение на небо в виде созвездия и др.); уметь состав­лять художествен­ный рассказ о ге­рое

ОГЭ: 1.2, 7.9

95

А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

Определе­ние понятий «Ле­генда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты ре­альности (путеше­ствие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, возне­сение на небо в виде созвездия и др.); уметь состав­лять художествен­ный рассказ о ге­рое;

Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений

ОГЭ: 1.2, 7.9

96

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Понятие «героического эпо­са» (начальные представления), признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет», «гекзаметр», «ан­тичная мифоло­гия»;

понимать, как со­четается в эпосе Гомера восхвале­ние богов, покло­нение им - с юмо­ром, смехом, ко­мизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, оп­ределять их роль, давать характери­стику героям, ана­лизировать их по­ступки; вырази­тельно читать, ин­тонационно пере­давая торжествен­ность, плавность звучания стиха

ОГЭ: 1.2, 7.9

97

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Изучение биогра­фии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский ро­ман»;

уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутрен­нее сходство и не­похожесть; соотно­сить содержание прочитанных глав романа со стихо­творением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и ил­люстрацией Е.Моисеенко «Ла­манч»; выражать авторское отноше­ние к героям и свое собственное

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

98

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Чтение сведений о био­графии и творче­ской деятельности; определение поня­тия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать пробле­мы, поставленные поэтом в балладе (благородство, дос­тоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особен­ности повести, рас­сказа и баллады и определять жанр произведения; со­относить содержа­ние баллады с ил­люстрацией худож­ника, сравнивать переводы баллады и выявлять свое­образие каждого

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

99

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Сведения о его жизни, творческой деятельности; оп­ределение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказы­вать о героях, ана­лизировать их по­ступки и поведение

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

100

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Изучение фактов биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния);

понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей; уметь определять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки

ОГЭ: 1.6, 1.7, 1.8

101

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Вечные истины в сказке

Оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния);

понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей; уметь определять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки

ОГЭ: 8.1

102

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Определяют по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечать на вопрос проблемного ха­рактера, оформ­лять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения

ОГЭ: 1.1





1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

Всего

27

22

28

25

102

Количество сочинений

2

1

3

Количество самостоятельных работ

2

2

2

1

7

Административная контрольная работа


1

1



© 2010-2022