- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Система уроков по теме: «Комедия «Ревизор»
Система уроков по теме: «Комедия «Ревизор»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Варава И.М. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система уроков по теме «Комедия «Ревизор»
учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ « ЛЦО»
Всеволожского района Ленинградской области
Музяевой Антонины Васильевны
Урок №1. Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.
Цели: углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; раскрыть идейный замысел комедии; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Методические приемы: повторение изученного; рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам, зрительное восприятие материала.
Словарная работа: афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.
Теория: драматическое произведение, комедия.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, «Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах» (под ред. А.М. Докусова); иллюстрации к «Ревизору», презентация, произведения Н.В. Гоголя различных изданий.
Эпиграф:
«Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья».
(Н.А. Некрасов)
Ход урока
-
Слово учителя.
Николай Васильевич Гоголь - один из значимых фигур в литературе первой половины XIX века.
Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности.
Ребята, а можете вы с ходу «опознать», что это именно гоголевское произведение?
(Гоголь умеет так мастерски описывать самую обычную вещь, обычное явление, в его произведениях присутствуют элементы фантастики явной, а порой и неявной.)
- Какие произведения Гоголя вам знакомы?
(Учащиеся называют «Ночь перед Рождеством», «Сорочинскую ярмарку», «Майскую ночь», «Тараса Бульбу», «Повесть о том, как поссорились…» и называют литературных героев.)
-
Просмотр презентации «Н.В. Гоголь».
-
Чтение статьи учебника «Н.В. Гоголь» (с.260 - 262) и ее обсуждение
(Опираемся на вопросы учебника, с.262)
Дополнительный вопрос:
- Как вы понимаете эпиграф к уроку - слова Н.А. Некрасова: «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья"?
IV. Сообщение учителя об истории создания «Ревизора»
Как драматург Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. В 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.
Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).
Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин.
Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841, 1842.
V. Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» (с.262- 265) и ее обсуждение
(Опираемся на вопросы учебника, с.265)
- К какому роду литературы относится комедия? (К драме.)
- Чем отличается драма как род литературы? (Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь в драме присутствует лишь в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. Драма находится на стыке двух искусств - литературы и театра.)
- Каков был актерский опыт Гоголя? Как возник у будущего писателя интерес к театру?
Отец будущего писателя, В.А. Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра, в них Гоголь играл вместе с родителями; сам писал пьесы для гимназического театра, рисовал декорации, выступал на сцене гимназии в Нежине. Особенно ему удавались роли старух; большим успехом он пользовался в роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».
Гоголь был театральным завсегдатаем, пересмотрел все пьесы, шедшие в столичных театрах. В поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.
- Почему А.С. Пушкин называл себя крестным отцом комедии «Ревизор»?
- С какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев?
«Театральный разъезд после представления новой комедии» Гоголь создал в 1836 году под впечатлением премьеры «Ревизора». Кроме подробного авторского комментария, важной мыслью работы было утверждение права автора на определенную свободу сюжета: до Гоголя считалось, что в каждой пьесе непременно должна быть любовная интрига. Мы увидим, что намек на такую интригу в комедии все же есть, но как оригинально Гоголь ее спародировал!
Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь»).
Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию, помочь увидеть ее как бы глазами автора.
Необычными были и подробные «Замечания для господ актеров», которые следуют за афишей и дают обстоятельную характеристику героев пьесы.
Прочитав список действующих лиц, мы обнаружим, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем?
Разберемся по порядку.
VI. Комментированное чтение афиши и «Замечаний для господ актеров» (Характеры и костюмы»)
Задания и вопросы:
- Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт. (Пять действий, в каждом от шести до шестнадцати явлений.)
- О чем может рассказать афиша, до знакомства с комедией?
(25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации - городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)
VII. Чтение I действия комедии
Читают по ролям заранее подготовленные ученики.
VIII. Беседа по вопросам
- Какую роль играет первая фраза комедии? (Первой же фразой Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд для них - «пренеприятное известие». Дальше следуют испуганные реплики чиновников и упоминание о символическом страшном сне городничего («две необыкновенные крысы»). Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввел «ситуацию ревизора». А суть этой ситуации состоит в особого рода игре, построенной на обоюдном обмане двух ее участников - ревизора и ревизуемого. Один хочет «найти и наказать», другой «скрыть» и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не являются секретом цели и тактика «противника». Таким образом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия даже для благополучных его участников (вот почему ревизора боятся даже не служащие Бобчинский и Добчинский. Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой, запускающей.)
- Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?
- Какова роль этого персонажа? (Этот персонаж - внесценический, он не появляется перед зрителями, даже не упоминается больше. Но его роль очень важна: из письма Чмыхова городничий узнает о приезде ревизора, и начинаются действия городских чиновников по предотвращению грозящей им опасности. Из письма мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов» и «пусканию пыли в глаза». Муки совести незнакомы этим людям. Не ожидание справедливого возмездия, а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.)
- Как характеризуют чиновников советы городничего?
- Какова самохарактеристика чиновников?
- Какие должностные преступления совершал почтмейстер?
- Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Бобчинского и Добчинского о ревизоре?
- Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал? (События начинают разворачиваться быстро, активно развивается действие. Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, чтобы скорее распознать, что за человек приезжий чиновник: молодого человека «скорее пронюхаешь, - убежден городничий - беда, если старый черт…»
О состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремарки: «в страхе», «схватился за голову». Ремаркой «в сторону» драматург подсказывает читателю и актеру, что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих не слышит. Это самые сокровенные чувства и мысли действующих лиц. В пьесе ремарки «в сторону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с мнимым ревизором, стремясь скрыть истинное положение дел в городе.
Отвергнув предложение Земляники и Ляпкина-Тяпкина, почитавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», то есть частным образом, неофициально, «для прогулки».)
- Можем ли мы сказать, где и когда происходит действие? Какое значение имеют время и место действия? (Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Время действия - 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет.
Скорее всего, действие охватывает двое суток, так как Хлестаков во 2-м явлении IV действия говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то за завтраком: в голове до сих пор стучит». В 6-м явлении IV действия он спрашивает Артемия Филипповича: «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?» В этот же день Хлестаков уезжает.
Гоголь пишет о современном ему обществе, но в то же время, проблемы, поднятые им, вечны. Пьеса актуальна и сейчас. Не так важно место действия, оно условно. Это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства. Важно, что это типичный российский город, олицетворение России.)
Уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
Домашнее задание
-
Подготовить характеристики действующих лиц ( по группам).
-
Подготовить выразительное чтение сцен комедии по ролям.
3. Ответить на вопросы учебника (с. 354)
Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения
Цели: углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, навыки выразительного чтения; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматургическому роду литературы, умение пользоваться ими; развивать творческие способности учеников.
Методические приемы: комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы.
Словарная работа: страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.
Оборудование: иллюстрации к комедии, презентация.
Эпиграф: «… добродушные жулики из «Ревизора»».
(В. Набоков)
Ход урока
-
Просмотр презентации
(Словарные слова, элементы композиции записываются в тетради).
-
Выборочное комментированное чтение сцен комедии по ролям
Читаем те явления, которые наиболее ярко характеризуют чиновников. Класс рецензирует исполнение чтецов.
-
Характеристика персонажей
-
Слово учителя.
К.С. Станиславский советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу - это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. При характеристике героев следует обратить внимание на замечания самого автора, на говорящие фамилии персонажей, их речевую характеристику, а также на внесценические персонажи.
2. Беседа.
- В «Замечаниях для господ актеров» внимание уделено далеко не всем персонажам. Почему?
- Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе?
- Почему почтмейстера автор характеризует всего одной фразой: «простодушный до наивности человек». Обратить внимание на ироничность характеристики.
3. Работа с таблицей.
Задание: начать составление таблицы «Характеристика чиновников уездного города»; дополнять ее по мере работы над пьесой.
Пример таблицы:
Имя чиновника
Сфера городской жизни, которой он руководит
Информация о положении дел в этой сфере
Характеристика героя по тексту
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства
Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются
«Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь?
Аммос Федорович Ляпкн-Тяпкин
Судья
Занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Заседатель вечно пьян.
«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку - а! только рукой махну»
-
Беседа по вопросам учебника (№1-8 с. 354-355)
Дополнительные вопросы:
- Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора? (Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия чиновников направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).
- С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу? (Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные ситуации» да еще и благодарности получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник - ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю.
Появляясь в гостинице как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах - в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих.
Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)
-
Развитие драматического конфликта
С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна, « «Ревизор» - это целое море страха».
Задание
- Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.
Примеры:
Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть…
Бобчинский. … так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.
Лука Лукич. Я, признаюсь, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.
Амос Федорович. Ну, все конечно - пропал! Пропал!
Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва- ва- ва- … ва…
- Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?
- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?
- Какие детали указывают на то, что взятки - обычное дело для чиновников? (Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.
Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.
Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», - так считает Артемий Филиппович (1-ое явление, IV действия).)
- Перечитайте 1-е и 2-е явления и обратите внимание на поведение городничего. (Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженны им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)
- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2-е явление V действия). В чем комизм ситуации?
(Жестокость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)
« Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… Он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали…».
В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.
- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?
(Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками - это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)
В.Г. Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство с отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их - взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством, ломаньем и скотская грубость перед низшим.
Домашнее задание
-
В.В. Набоков отмечал, что в «Ревизоре» фон для действия создают так называемые внесценические персонажи, то есть герои, которые не появляются на сцене, но о которых в той или иной форме сообщают действующие лица. Например, в 1-ом акте пьесы городничий говорит о судебном заседателе, об учителях и т.д. В 3-ем акте Хлестаков, наряду с лицами, принадлежащими к близкой ему среде (кухарка Маврушка), повествует о князьях и графах, которые якобы толкутся у него в передней, об иностранных посланниках, с которыми он якобы играет в карты и т.д.
Перечитывая пьесу, найдите упоминания и рассказы действующих лиц о внесценических персонажах. Какое значение, по -вашему, эти персонажи имеют для понимания замысла комедии?
-
Подготовить характеристику Хлестакова (задание для 1-ой группы); подготовить характеристику городничего (задание для 2-ой группы).
-
Выписать в тетрадь незнакомые слова из 3-го действия.
-
Подготовить выразительное чтение сцен по ролям.