Открытый урок по русскому языку по теме: Комплексная подготовка к ЕГЭ

Цели урока: закреплять знания,развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления. обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, но...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Комплексная подготовка к ЕГЭ.

Цели:

Повторение сложных случаев постановки ударения.

Повторение словарных слов.

Повторение пунктуационных правил.

Совершенствование навыков анализа текста.

Ход урока.

1.Организационный момент. Определение целей урока, основных этапов.

2. Разминка.

А. Орфоэпическая разминка. На экране проецируются слова: СЛАЙД

ЗНАМЕНИЕ,СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАРКЕТИНГ,УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ,ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР,ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, КАТАЛОГ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ,МЫТАРСТВО, БАРМЕН,РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.

Проецируются ответы: СЛАЙД

знАмение, сосредотОчение, обеспЕчение, мАркетинг, упрОчение, Иконопись,танцОвщица,договОр,газопровОд,столЯр,исповЕдание,изЫск,каталОг,тУфля,жалюзИ,мытАрство,бАрмен,разновремЕнность.

Б.Орфографическая разминка. Класс делится на 2 варианта. 1 вариант- выписывает из предложенных слов, слова с пропущенной Е, 2 вариант- с пропущенной И. СЛАЙД

АККОМПАН..МЕНТ,Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС, Д..ЛЕТАНТ,ДИСКР..МИНАЦИЯ,Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ,ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ,ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕОЛОГИЯ,МАН..ПУЛЯЦИЯ,ЭКСП..Р..МЕНТ.

Проецируются ответы: СЛАЙД

аккомпанЕмент, бЕфстроганов, делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм,перифЕрия,прЕтендент,прИвилегия,прЕзидент, иждИвение,интЕллигенция,гЕниалогия,манИпуляция,экспЕрИмент.

3. Актуализация знаний морфологических норм.

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд

  1. любимые профессора

  2. ярче солнца

  3. более пятьсот (пятисот) миллионов

  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям

  2. едьте поездом

  3. ихними детьми

  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд

  1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом

  2. Не ихними детьми, а их детьми

  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. СЛАЙД

  1. пара сапог

  2. пара носков

  3. салат из помидоров

  4. занавески из тюли (тюля) Ответ: 4

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены Слайд

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс Ответ: 3

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения Слайд

  1. Не трое подруг, а три подруги.

  2. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.

  3. Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.

4.Пунктуационный разбор . Учащийся выполняет у доски, на которой предложение уже записано.( у доски 3 человека)

Не должно быть слепых к красоте глухих к слову и настоящей музыке черствых к добру беспамятных к прошлому а для этого нужны знания нужна интеллектуальность дающаяся гуманитарными науками.( По Д.С. Лихачеву.)

А. Дать характеристику предл.

Б.Начертить схему.

5.Параллельно с этими учениками ,класс работает с карточками.

Правописание Н и НН. Вспомнить правила.

Карточки всему классу.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

1.Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Федора Васильевича « Мокрый луг «, они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы,невида(3)ый свет, легкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.

Ответ:

2. Хрупкий точе(1)ый силуэт изображе(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне беле(4)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

3.Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.

Ответ:

4.На праздничном вечере было сказа(1)о немало теплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

Ответ:

6.Проверка карточек. Слайд с ответами.

7.Ответы учащихся ,работающих у доски.

8.Проверка домашнего задания

Как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина?

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

-А к мнению Гоголя?

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

Разрешите это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.

-Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»

1. Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.

2.- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует - они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда - то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

3.Пушкин имел великолепное образование. Чтобы понять, не надо вырывать строфу из контекста, а прочитать весь отрывок. Так как он был душой истинно русским человеком, думаю, он имел в виду то, что речь простого русского мужика, с неправильными ударениями или

другими ошибками, существующими в простонародном русском языке, ему милее, чем надменная нарочито грамотная речь некоторых представителей образованной части населения. Это не значит, что он поощряет безграмотность или сам делает ошибки, разговор о таком понятии, как "русская душа", которой, как известно, не прикажешь.


4.Пушкин хотел сказать, что язык должен быть живым. А живого без ошибок не бывает. Ошибка это признак жизни. Не ошибаются роботы. компьютеры, автоматы.

Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

9. Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь» Слайд

- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

(1 уч-ся выразительно читает стихотворение наизусть)

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.



Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.



Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.



Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

Групповая, индивидуальная работа .(5 мин.).

На уроке работают три группы: Слайд

«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

Задание "Оратор".

Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

10.Работа учителя с учащимися базового уровня.Слайд

В то время, как работают три группы с комплексным анализом текста, учитель проводит тест с учащимися базового уровня («3»).

Тест по заданию ЕГЭ.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания (на 3 слайдах).

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить - овладеть, довести до состояния годности. Усваивать - 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

11. Устные высказывания учащихся: «литературоведов», «языковедов», «лингвистов».

1 ученик называет ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

2 ученик

Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет

подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.

3 ученик подводит итог.

Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни».

3. Группа «языковеды» (исследование художественных средств)

Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ

устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.

4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)

1 ученик.

Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни..

глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.

2 ученик

Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.

3 ученик

Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.

«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.

Задание "Оратор" реализует сильный уч-ся (1 мин.)

12.Физминутка.

13.Самостоятельная работа. Упражнение с учебника.

Параллельно с классом две группы выполняют задание (7) на карточках.

Карточка 1.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложение Грамматические ошибки

А)О первом космонавте Земли 1)неправильное употребление падежной формы

Рассказывает Л.Обухова в статье

« Любимце века».

Б)Ноги спортсмена должны быть 2)нарушение связи между подлеж. и сказуемым

слегка согнуты, держась за бук-

сирную веревку.

В)Благодаря имеющихся источников 3)нарушение в построении предл.с несогл.

литературоведы пришли к выводу о приложением

реальном факте награждения 4)ошибка в построении предл.с однородн.

М.Ю.Лермонтова боевой наградой членами

за участие в бою при Валерике.

5)неправильное построение предлож.

Г)Один из фактов биографии А.П.Чехова, с деепричастным оборотом

ставшие недавно известными,- строительство 6)нарушение в построении предложения

им на свои средства четырех сельских школ. с причастным оборотом

Д)Каждый из тех, кто побывал на 7)неправильное построение предложения

Международном кинофестивале в Москве. с косвенной речью

увидели лучшие отечествен. и зарубежные

кинофильмы года.

Ответ: А Б В Г Д

Карточка 2.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения Грамматические ошибки

А)Готовясь к походу, многое 1)неправильное употребление

зависит от организаторов. падежной формы

б)Биолог Малышев провел интнресные 2)нарушение связи между подлежащим

наблюдения, результаты которых изложил и сказуемым

через несколько лет в своей статье 3)нарушение в построении предл. с

« Топографических способностях насекомых». несогласованным приложением

В)Благодаря понимания со стороны родителей 4)ошибки в построении предложения с

И друзей мне удалось преодолеть трудности. однородными членами

Г)Андрюшин долго оставался на террасе, 5)неправильное построение предлож.с

любовавшийся ослепительными вспышками деепричастным оборотом

молний над садом.

Д)После выступления весь состав 6)нарушение в построении предл. с

Ансамбля спустился со сцены. причастным оборотом

7)неправильное построение предложения

с косвенной речью

Ответ: А Б В Г Д

14.Расставить знаки препинания. Слайд

1. Утки(1)испуганные внезапным появлением охотников(2) шумно поднялись и(3) кувыркаясь в воздухе(4) медленно и тяжело полетели прочь.

Ответ: 1,2,3,4.

2.Старый сад(1) казалось(2) один освежал эту(3) когда-то(4) оживленную деревню и был живописен в своем запустении.

Ответ:1,2.

3.Поэзия А.С.Пушкина(1) по произведениям(2) которого(3) П.И.Чайковский создал лучшие свои оперы(4) более всего вдохновляла композитора.

Ответ: 1,4.

4.После замечаний инструктора(1) ребята зашагали быстрее(2)и(3) когда стало смеркаться(4) до места ночлега оставалось всего три километра.

Ответ: 2,3,4.

5. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой(1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир(2) и(3) свято верившей(4) в свою музу.

Ответ:1.

6.На каменной террасе одного из самых красивых зданий города(1) находились двое(2) и(3) пока тени неуклонно удлинялись(4) они смотрели(5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Ответ: 2,3,4,5.

Слайд с ответами.

15.Подведение итогов урока. Домашняя работа.

© 2010-2022