Дефис между частями слова в наречиях

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать наречия. Давайте, познакомимся с целями нашего урока.   Цели урока:1. Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.2. Знакомство с условиями написания наречия через дефис.3. Формирование:- умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;- умения отличать наречия от других частей речи.Задачи урока.Учебные:а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;б...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме

«Дефис между частями слова в наречиях» 7 класс

Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».

Тип урока: урок - объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Базовый учебник:

Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2008.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, дети! Добрый день!

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать наречия. Давайте, познакомимся с целями нашего урока.

Цели урока:

  1. Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.

  2. Знакомство с условиями написания наречия через дефис.

  3. Формирование:

  • умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;

  • умения отличать наречия от других частей речи.

Задачи урока.

Учебные:

а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;

б) познакомить учащихся с условиями написания наречия через дефис;

в) научить делать выбор в написании наречий.

Развивающая - развитие логического мышле­ния, внимания, орфографической зоркости.

Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культу­ры, трудолюбия, аккуратности.

Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем?

Ученик: Наречие.

Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Наречие» и сегодня узнаем о дефисном написании этой части речи.

А что мы знаем об этой части речи, кто расскажет нам …….(Ответ ученика: Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.) Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например, К уроку русского языка я подготовился основательно.

Подготовился как? Основательно, основательно - это наречие, отвечает на вопрос как?

обозначает признак действия, и в предложении является обстоятельством.) (Учитель оценивает ответ). Молодцы, хорошо знаете правило.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов?

Ученик: Изучением правописания слов занимается орфография.

(Число, классная работа, тема «Дефис между частями слова в наречиях» на доске и слайде).

Учитель: Поэтому, Словарная работа. (на местах, у доски)

Выписать данные слова в 2 столбика, рассказать о них, объяснить правописание.

Нежно-голубой, юго-запад, кое-кто нежданный, русско-английский, кто-нибудь, желто-синий, что-либо недосягаемое, кто-либо, горько-соленый огурец. СЛАЙД

Прилагательные Неопределенные местоимения

Нежно-голубой кое-кто нежданный

горько-соленый огурец кто-нибудь

русско-английский что-либо недосягаемое

желто-синий кто-либо

Учитель: У вас есть возможность проверить правильность ваших работ. СЛАЙД

Ученик: (объясняет у доски) Сложные прилагательные и неопределенные местоимения

Учитель: Какие слова мы записали?

Ученик: Прил. и местоимения, которые пишутся через дефис.

Учитель: А тема нашего урока? Дефис между частями слова в наречиях.

3. Подведение учащихся к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята, а что же такое дефис в русском языке?

Ученик: Орфограмма.

Учитель: Но на этом уроке перед нами стоит задача - познакомиться с написанием через дефис частей слов в наречиях. И сейчас давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Внимание, на экран.

Какая значимая часть слова (морфема) участвует в образовании наречий, которые пишутся через дефис?

Ответы учеников (приставка, суффикс, приставка и суффикс, повтор слов и т.д.)

Определили способы образования слов.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Когда наречия пишутся через дефис? (ответы учеников) Сравниваем ответы со слайдом.

4. Закрепление материала.

Учитель: Обратите внимание, на с.117 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

Ученик: Словарные. СЛАЙД

Учитель прикрепляет магнитом на доску словарные слова. (раздать каждому ученику).

Словарные слова

давным-давно

волей-неволей

видимо-невидимо

мало-помалу

точь-в-точь

точка в точку

бок о бок

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо?

Ученик: Правописание большинства объяснимо.

Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить?

Ученик: Давным - давно, волей- неволей, видимо - невидимо, мало - помалу, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь.

Учитель дает задание классу: по учебнику из упр. 251на стр. 118 выбираете по два примера и выполняете в тетрадях.

Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых детей.

Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам слова-наречия, используя которые вы должны будете составить небольшое сочинение на тему «Любите и берегите природу!» ,буквально 4-5 предложений.

Закончили. Слушаем вас, отвечаем, объясняем правописание наречий.

Молодцы! Постарались.

Далее, учащиеся получают тестовое задание, которое выполняют сразу на карточках. Закончили, проверяем работы друг друга, ставим оценки.

Заготовки таблиц уже есть у каждого. СЛАЙД ПРОВЕРИТЬ РАЗДАТЬ

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)

  1. Укажите, какое слово надо писать через дефис:

а) (в)трое; в) (в)троем;

б) (в)третьих; г) (в)третьей.

  1. В каком предложении выделенное слово - наречие?

а) Солнце светит по-весеннему.

б) По весеннему небу плывут облака.

3. Как пишутся данные наречия?

(едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)

а) слитно; б) раздельно; в) через дефис.

1.

2.

3.


Работу выполнил(а) ___________________________________

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)

  1. Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на -ых (-их), пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

а) (в)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)даль.

б) (в)третьих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых.

2. Наречия, образованные приставкой по и заканчивающиеся на -ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

а) (по)больше, (по)короче, (по)дальше.

б) (по)царски, (по)боевому, (по)нашему.

3. Найдите правильный разбор наречий по составу:

а) по-весеннему; б) по-весеннему;

в) по-весеннему; г) по-весеннему.

4. В каких предложениях выделенное слово - наречие?

а) (По)весеннему шумит лес.

б) (По)зимнему лесу двигались подводы.

в) (По)летнему лесу приятно идти.

г) Настроение было (по)осеннему грустное.

1.

2.

3.

4.


Работу выполнил(а) ____________________

На выполнение теста отводится 3 минуты.

Ученики сами оценивают свои работы.

Учитель: Проверяем себя сами, сверяемся со слайдом.

Следующий этап работы. На доске написан текст (на партах учеников этот текст имеется) РАЗДАТЬ

(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

Учитель: Назвать наречия, объяснить правописание. Ребята работают в тетрадях и выписывают наречия с вновь изученной орфограммой.

Учитель, обращаясь к отвечающему: Почему ты решил, что по зимнему это прилагательное предлогом? (ответ ученика).

Учитель магнитом прикрепляет распечатанные словосочетания по зимнему (насту) и по-зимнему (одет) Ученик объясняет, используя для примера словосочетания, прикрепленные учителем на доску, что наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному.

Учитель: Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?

Ученик: Для определения части речи. (Учитель оценивает ответ учащегося)

Ученик: Действительно, важно определить часть речи, прежде чем делать вывод о написании слова.

Учитель: 3, 4 группы начинают работать с упр. 251 с первой парой предложений, а 1,2 группы, внимание на экран.

Учитель заслушивает варианты предложений и показывает на слайде свой вариант предложений.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

  1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

  2. Когда наречия мы пишем через дефис? (ответы учеников и слайд «Дефис между частями слова в наречиях» см. выше и в презентации)

  3. Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).

Учитель: Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде дети отвечают утвердительно).

Цели урока достигнуты?

  1. Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

  2. Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

  3. Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

  4. Умеем отличать наречия от других частей речи?

  1. Домашнее задание. Слайд.

Упр. 253 (5 предложений) - объяснить

Желающим - дополнительные задания-карточки

Учитель объявляет оценки за урок.

  1. Рефлексия.



© 2010-2022