- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Дефис между частями слова в наречиях
Дефис между частями слова в наречиях
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галиуллина .И. |
Дата | 28.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по теме
«Дефис между частями слова в наречиях» 7 класс
Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».
Тип урока: урок - объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Базовый учебник:
Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2008.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, дети! Добрый день!
II. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать наречия. Давайте, познакомимся с целями нашего урока.
Цели урока:
-
Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.
-
Знакомство с условиями написания наречия через дефис.
-
Формирование:
-
умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;
-
умения отличать наречия от других частей речи.
Задачи урока.
Учебные:
а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;
б) познакомить учащихся с условиями написания наречия через дефис;
в) научить делать выбор в написании наречий.
Развивающая - развитие логического мышления, внимания, орфографической зоркости.
Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культуры, трудолюбия, аккуратности.
Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем?
Ученик: Наречие.
Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Наречие» и сегодня узнаем о дефисном написании этой части речи.
А что мы знаем об этой части речи, кто расскажет нам …….(Ответ ученика: Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.) Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например, К уроку русского языка я подготовился основательно.
Подготовился как? Основательно, основательно - это наречие, отвечает на вопрос как?
обозначает признак действия, и в предложении является обстоятельством.) (Учитель оценивает ответ). Молодцы, хорошо знаете правило.
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов?
Ученик: Изучением правописания слов занимается орфография.
(Число, классная работа, тема «Дефис между частями слова в наречиях» на доске и слайде).
Учитель: Поэтому, Словарная работа. (на местах, у доски)
Выписать данные слова в 2 столбика, рассказать о них, объяснить правописание.
Нежно-голубой, юго-запад, кое-кто нежданный, русско-английский, кто-нибудь, желто-синий, что-либо недосягаемое, кто-либо, горько-соленый огурец. СЛАЙД
Прилагательные Неопределенные местоимения
Нежно-голубой кое-кто нежданный
горько-соленый огурец кто-нибудь
русско-английский что-либо недосягаемое
желто-синий кто-либо
Учитель: У вас есть возможность проверить правильность ваших работ. СЛАЙД
Ученик: (объясняет у доски) Сложные прилагательные и неопределенные местоимения
Учитель: Какие слова мы записали?
Ученик: Прил. и местоимения, которые пишутся через дефис.
Учитель: А тема нашего урока? Дефис между частями слова в наречиях.
3. Подведение учащихся к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, а что же такое дефис в русском языке?
Ученик: Орфограмма.
Учитель: Но на этом уроке перед нами стоит задача - познакомиться с написанием через дефис частей слов в наречиях. И сейчас давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Внимание, на экран.
Какая значимая часть слова (морфема) участвует в образовании наречий, которые пишутся через дефис?
Ответы учеников (приставка, суффикс, приставка и суффикс, повтор слов и т.д.)
Определили способы образования слов.
Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Когда наречия пишутся через дефис? (ответы учеников) Сравниваем ответы со слайдом.
4. Закрепление материала.
Учитель: Обратите внимание, на с.117 помещены слова в рамочке. Что это за слова?
Ученик: Словарные. СЛАЙД
Учитель прикрепляет магнитом на доску словарные слова. (раздать каждому ученику).
Словарные слова
давным-давно
волей-неволей
видимо-невидимо
мало-помалу
точь-в-точь
точка в точку
бок о бок
Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо?
Ученик: Правописание большинства объяснимо.
Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить?
Ученик: Давным - давно, волей- неволей, видимо - невидимо, мало - помалу, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь.
Учитель дает задание классу: по учебнику из упр. 251на стр. 118 выбираете по два примера и выполняете в тетрадях.
Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых детей.
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам слова-наречия, используя которые вы должны будете составить небольшое сочинение на тему «Любите и берегите природу!» ,буквально 4-5 предложений.
Закончили. Слушаем вас, отвечаем, объясняем правописание наречий.
Молодцы! Постарались.
Далее, учащиеся получают тестовое задание, которое выполняют сразу на карточках. Закончили, проверяем работы друг друга, ставим оценки.
Заготовки таблиц уже есть у каждого. СЛАЙД ПРОВЕРИТЬ РАЗДАТЬ
Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)
-
Укажите, какое слово надо писать через дефис:
а) (в)трое; в) (в)троем;
б) (в)третьих; г) (в)третьей.
-
В каком предложении выделенное слово - наречие?
а) Солнце светит по-весеннему.
б) По весеннему небу плывут облака.
3. Как пишутся данные наречия?
(едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)
а) слитно; б) раздельно; в) через дефис.
-
1.
2.
3.
Работу выполнил(а) ___________________________________
Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)
-
Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на -ых (-их), пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?
а) (в)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)даль.
б) (в)третьих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых.
2. Наречия, образованные приставкой по и заканчивающиеся на -ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.
а) (по)больше, (по)короче, (по)дальше.
б) (по)царски, (по)боевому, (по)нашему.
3. Найдите правильный разбор наречий по составу:
а) по-весеннему; б) по-весеннему;
в) по-весеннему; г) по-весеннему.
4. В каких предложениях выделенное слово - наречие?
а) (По)весеннему шумит лес.
б) (По)зимнему лесу двигались подводы.
в) (По)летнему лесу приятно идти.
г) Настроение было (по)осеннему грустное.
-
1.
2.
3.
4.
Работу выполнил(а) ____________________
На выполнение теста отводится 3 минуты.
Ученики сами оценивают свои работы.
Учитель: Проверяем себя сами, сверяемся со слайдом.
Следующий этап работы. На доске написан текст (на партах учеников этот текст имеется) РАЗДАТЬ
(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.
Учитель: Назвать наречия, объяснить правописание. Ребята работают в тетрадях и выписывают наречия с вновь изученной орфограммой.
Учитель, обращаясь к отвечающему: Почему ты решил, что по зимнему это прилагательное предлогом? (ответ ученика).
Учитель магнитом прикрепляет распечатанные словосочетания по зимнему (насту) и по-зимнему (одет) Ученик объясняет, используя для примера словосочетания, прикрепленные учителем на доску, что наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному.
Учитель: Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?
Ученик: Для определения части речи. (Учитель оценивает ответ учащегося)
Ученик: Действительно, важно определить часть речи, прежде чем делать вывод о написании слова.
Учитель: 3, 4 группы начинают работать с упр. 251 с первой парой предложений, а 1,2 группы, внимание на экран.
Учитель заслушивает варианты предложений и показывает на слайде свой вариант предложений.
-
Подведение итогов.
Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:
-
С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)
-
Когда наречия мы пишем через дефис? (ответы учеников и слайд «Дефис между частями слова в наречиях» см. выше и в презентации)
-
Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).
Учитель: Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде дети отвечают утвердительно).
Цели урока достигнуты?
-
Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?
-
Познакомились с условиями написания наречия через дефис?
-
Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?
-
Умеем отличать наречия от других частей речи?
-
Домашнее задание. Слайд.
Упр. 253 (5 предложений) - объяснить
Желающим - дополнительные задания-карточки
Учитель объявляет оценки за урок.
-
Рефлексия.