Доклад: Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы по формированию общих компетенций на уроках общеобразовательного цикла

(русский язык и литература)



2013 год



Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения.

В настоящее время привычной стала такая картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с плеером, телевизионной приставкой, учащийся у компьютера. Дети сегодня проводят с техникой 5-6 часов в день. Это время пролетает для них незаметно, когда они усаживаются поиграть один на один или группой возле «мыслящего», но бессловесного и бесчувственного игрока. Посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца или года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным фактором в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
Современное общество вступило в новую фазу развития, в которой широко используются информационные технологии. Этот факт требует изменений и в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам приходят новые, предполагающие использование компьютера, который становится средством расширения интеллекта обучаемых, их развития.
Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, у учащегося оказывается невостребованным такой компонент обучения, как коммуникативная компетенция, без которой невозможно развитие современной личности, готовой реализовать себя в профессиональной, социальной и других областях современной жизни.
Огромную роль в создании и воспитании такой личности играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь ребёнок имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению. То есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга, так как первая из них базируется на двух других. Они определены рядом документов, в частности - «Стратегией модернизации содержания общего образования»

Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать определение данному понятию.

Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетенция - возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации (педагогический словарь под редакцией Мижериковой В.А.)

Дмитрий Николаевич Ушаков в «Толковом словаре русского языка» даёт такие определения: «Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом», «Компетентность - осведомлённость, авторитетность».

Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:

  1. При освоении современной техники и технологии;

  2. Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

  3. В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя;

  4. При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

  5. При необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения.

Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые или межпредметные компетенции; общепредметные; предметные компетенции.

Ключевые - самые общие понятия

Общепредметные, касающиеся нескольких предметов

Предметные, касающиеся одного предмета

Овладение ключевыми компетенциями учащимся возможно только при соблюдении целого ряда требований.

1. Диагностические требования:

- четкое формирование общеобразовательных задач

-определение оптимального содержания урока

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

- выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля

- реализация на уроке дидактических принципов

2. Психологические требования:

-определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

- особенности самоорганизации учителя

- организация познавательной деятельности

- организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

- организация учащихся

- учет возрастных особенностей

3. Требования к проведению урока:

- урок должен быть эмоциональным

- тема и ритм урока должен быть оптимальным

- полный контакт учителя и учащихся

- атмосфера доброжелательности и активного творческого труда

- смена видов деятельности

- обеспечение активного учения каждого ученика

Компетенции формируются, если

1. Обучение носит деятельный характер

2. Идет ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экпериментального характера)

3. Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели

4. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, рефератный подход, исследовательский, проблемный, методы дифференцированного обучения, развивающее обучение)

5. Усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы)

6. Учитель умело управляет обучением и деятельностью учащегося

Какие же общеучебные компетенции обучающихся совершенствуются на уроках русского языка и литературы?

  • извлечение основного содержания прочитанного или услышанного

  • точная формулировка мыслей

  • построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме

  • сотрудничество с другими ( учащимися и учителем) при выполнении задания

  • планирование действий и времени

  • оценка результатов своей деятельности

Анализ особенностей содержания русского языка и литературы и возможностей учащихся, уровня их развития позволяет выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции:

- учебно-познавательную

- коммуникативную

- информационную

- личного самосовершенствования

Что же включают в себя названные компетенции?

Учебно-познавательная компетенция определяет цель и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция предполагает сотрудничество, оказание помощи другим, участие в работе команды, способность обмениваться информацией.

Информационная компетенция предполагает самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Компетенция личного самосовершенствования предполагает анализирование своих достижений и ошибок, обнаруживание проблем и затруднений в сообщениях других учащихся, осуществление взаимной помощи и поддержки в затруднительных ситуациях, критическое оценивание и переоценивание результатов своей деятельности.

Так что же может сделать учитель русского языка и литературы в процессе преподавания своих предметов, чтобы сформировать у ученика нужные компетенции?

Для этого я на своих уроках использую следующие виды работ: самостоятельный анализ художественного текста и его интерпретацию, написание рецензий, эссе, составление текстов различных стилей и жанров.


Так как языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции взаимосвязаны, я на своих уроках использую принцип: «Обучаться нужно, общаясь». Причём, общение должно происходить на двух уровнях: «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Поэтому нередко использую работу в парах и групповую. Такая работа очень эффективна в процессе дискуссий и соревнований. учащиеся учатся не только высказывать свою точку зрения, но и получают навыки умения работы в группе. Главное - учащиеся свободно говорят, спорят, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Формирование коммуникативной компетенции успешно проходит на уроках литературы, так как именно здесь ученик приобретает практику публичного выступления. Поэтому учащиеся часто готовят сообщения о писателях, участвуют в уроках-диспутах, дискуссиях. Важным моментом на уроках литературы я считаю то, что ученик не должен бояться неправильно ответить на поставленный вопрос. Боязнь ошибиться часто не позволяет высказать своё мнение. Поэтому на уроке должна быть доброжелательная обстановка, чтобы ученики свободно высказывались и сообща находили правильный ответ.
Литература тесно связана с другими видами искусства. Это позволяет проводить интегрированные уроки, на которых формируется коммуникативная компетенция учащихся. Так, на уроке по произведению М.А. Булгакова «Собачье сердце», например, учащиеся познакомились и с одноимённым фильмом, а затем высказали своё мнение о повести и киноверсии, сделали вывод о том, что хотел сказать писатель читателям.

Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание учениками сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Интересны в этом плане такие темы: «Чацкий. Победитель или побеждённый?», «Можно ли оправдать Раскольникова?», «Современны ли произведения И.С. Тургенева?» и т.д. Такие задания побуждают перечитать текст, поработать со справочной литературой, увидеть ассоциации, а также учат выражать свои мысли в письменной форме. Таким образом, мы отказываемся от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащаем школьника способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, преобразуем ученика как объекта воздействия в субъекта интеллектуального труда.
На уроках русского языка, приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова) заинтересовывает учащихся, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что слова «кольцо», «колодец» и «колобок» исторически родственные («коло» означало «круг»). А когда мы изучаем правописание слов «багряный», «багровый» и «бордовый», ученикам интересно будет узнать, что на Руси красная краска называлась «багр», и поэтому первые два слова надо писать с буквой А, а третье - с буквой О.
В старших классах уместно предлагать детям задания следующего характера: подготовка сообщений об учёных-лингвистах, написание сочинений на лингвистическую тему, в предложенных отрывках из литературных произведений найти примеры языковых явлений и т.д.


Выводы.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать их уровень умений работы с учебным материалом, реализовать творческие возможности, учить детей самостоятельно получать информацию. Говоря другими словами, современная школа должна использовать компетентностный подход к формированию у учащихся образовательных компетенций, в том числе - коммуникативной, языковой и лингвистической, которые являются одними из главных. Это необходимо, чтобы нынешние школьники смогли реализовать себя в динамичных условиях, сумели адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.

Список литературы
1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М., 2003.


© 2010-2022