Конспект урока

Конспект урока по дисциплине «Русский язык», 5 класс по программе М.М.Разумовской и др., «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков«Задачи урока:1. Развитие навыка различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, непроизносимые и удвоенные согласные.2. Формирование умения безошибочно писать согласные в корнях слов.В материале систематизирован в графической форме теоретический материал на усвоение орфограмм «Правописание сог...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина «Русский язык»,

5 класс по программе М.М.Разумовской и др.,

преподаватель Кабакова В.В.

(г. Норильск, Красноярского кр.,

МБОУ «СОШ № 39»,

[email protected])


Конспект урока

«Орфограммы в корнях слов.

Правила обозначения буквами согласных звуков»


Задачи урока:

1. Развитие навыка различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, непроизносимые и удвоенные согласные.

2. Формирование умения безошибочно писать согласные в корнях слов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение правила обозначения буквами гласных звуков.

2.1. Орфографический диктант.

Примерить платье, примирить врагов, увлекательный рассказ, поласкать котенка, полоскать белье, интересный маршрут, хоккейный матч, рассказывать сказку, отдаленный участок, колючий еж, запах сирени, разгадать ребус, угодить подарком, серьезное жюри, честный поступок, вести за руку, везти на машине.

Взаимопроверка.

2.2. Беседа по вопросам:

- Какие написания в словах являются орфограммами? (Написания, где имеется выбор букв.)

- Как называются приметы в словах, по которым мы можем найти орфограммы? (Опознавательный признак орфограмм.)

- По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»? (Безударная позиция в слове.)

2.3. Практическое задание:

На доске:

Земля, звезда, деревья, тропа, снопы, поля, гроза.

- Списать слова, обозначить знаком v опознавательный признак орфограммы - гласной буквы, проверить написание гласной (задание выполняется у доски (по цепочке) с комментированием).

3. Изучение нового материала.

3.1. Объяснительно-иллюстративная беседа.

- У орфограмм - согласных букв существует свой перечень опознавательных признаков. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них и повторим уже известное об орфограмме «Согласные буквы в корне слова».

- Проанализируем слова:

На доске:

Хлеб, луг, косьба, грядка.

- Подумайте, какие места в данных словах вызывают орфографические затруднения. Почему?

(При написании первых двух слов («хлеб», «луг») затруднение вызовет конец слова, так как и звонкие и глухие согласные в этой позиции произносятся как глухие.

В двух следующих словах («косьба», «грядка») произношение согласных, стоящих перед другими согласными буквами, тоже расходится с написанием и, следовательно, место согласного перед другим согласным является «опасным» с орфографической точки зрения.)

- Вывод: выявленные места в данных словах - это конец и стечение согласных - самые яркие приметы, или опознавательные признаки, орфограммы - согласной буквы.

3.2. Работа с таблицей «Алгоритм определения и проверки орфограммы-согласной в корне слова»

- Сегодня мы вспомним 4 вида орфограмм на правописание согласной в корне слова:

1) правописание согласного в конце слова;

2) правописание согласного в середине слова;

3) правописание непроизносимых согласных;

4) правописание удвоенных согласных.

- Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила проверки написания данных орфограмм.

Таблица

«Алгоритм определения и проверки

орфограммы-согласной в корне слова»


Орфограмма - согласная

1. Определяем позицию согласной в слове

А) после гласной

Б) в конце слова или после согласной

Вывод: не требует проверки

Вывод: требуется проверка

2. Проверяем согласную, изменив форму слова или подобрав однокоренное таким образом, чтобы согласная слышалась четко:

А) проверяемые:

Б) непроверяемые

- согласный в конце слова:

Лу… - луг (луга),

лук (луковка)

- стечение согласных (удвоенные согласные):

Территория, программа - запоминаем

(словарные слова)

- согласный в середине слова:

Сколь…ко - скользить

- непроизносимый согласный:

Со…нце - солнышко, солнечный

3.3. Выполнение практических заданий.

А) - Вставьте пропущенную букву, объясните правописание орфограммы (устно).

На доске:

Пло… - (рвать) плоды,

пло… - (строить) плоты,

пру… - (чистые) пруды,

пру… - (ломать) прутья,

гри… - (болеть) гриппом,

гри… - (собирать) грибы.

Б) - Приведите примеры на правописание согласного в середине слова. Запишите любые три, обозначьте орфограмму.

В)- Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему? (устно).

На доске:

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

Г) - Выпишите из словаря все слова с удвоенной согласной, выделите орфограмму.

4. Закрепление изученного материала - выполнение упр. 65, стр. 28 (по заданию учебника), проверка выполнения (комментирование с места).

- Кто быстрее и правильнее?

5. Итог урока.

- Назовите виды орфограмм-согласных в корне слова.

- Приведите примеры.

6. Домашнее задание - упр. 71 на стр. 30 учебника.

© 2010-2022