Урок литературы на тему Философский смысл поэмы А. Кунанбаева Искандер, постижение нравственных ценностей

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Абай Кунанбаев «Искандер». Философский смысл поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.

Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»; характеристика образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме; Выявление морально-дидактического смысла поэмы, на его основе воспитание моральных и нравственных качеств обучающихся.

Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»;

Задачи:

  1. Дать характеристику образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме;

  2. Формировать навык анализа исторической поэмы,

  3. Развивать критическое мышление через анализ и синтез дополнительной исторической литературы.

  4. Выявить морально-дидактический смысл поэмы, на его основе воспитывать моральные и нравственные качества обучающихся.

План урока.

  1. 1. Приветствие. 2 мин.

  2. Деление на группы. Выбор лидера. Обсуждение обязанностей. 3 мин.

  3. 3. Определение темы и целей урока. 2 мин.

  4. Актуализация знаний. «Тонкие вопросы». 3 мин.

  5. 5. Видео «Александр». 3 мин.

  6. 6. Получение пакета заданий. 1 мин.

  7. 7. Работа по составлению части книги. 10 мин. Учителя работают над титульником.

  8. Презентация групп. 6 мин.

  9. Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». 4 мин.

  10. 10. Рефлексия. Синквейн. 2 мин.

  11. 11. Оценивание. 5 мин.

  12. Домашнее задание. Итоги. 3 мин.

Ход урока.

  1. Вызов. 10 мин.

  • Приветствие класса и гостей. 2 мин. Здравствуйте, ребята и гости! Рада приветствовать вас!!! Сегодня у нас на уроке присутствую гости, и я надеюсь, что вы покажете свое блестящее умение работать и сотрудничать! Почему я говорю «сотрудничать», потому что работать мы будем в группах, для вас это не ново, так вы работать любите и умеете. Поэтому я вас прошу для деления на группы выйти к доске.

  • Деление класса на группы. Метод «Колечки». 2 мин. Учитель: для деления внимательно прослушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, если я хлопну 6 раз, значит, вы объединяетесь в группы по 6 человек и издаете громко боевой клич: «Мы готовы!!!!».

  • Выбор лидера. 1 мин. На группы вы поделены, и следующая задача - выбор лидера группы! Что входит в обязанности лидера? Правильно! Вы должны стать координатором деятельности для всей группы, следить за каждым участником группы, чтобы все были заняты делом, распределять задания в группе по возможностям своих одноклассников, и конечно, давать объективную оценку всем участникам.

  • Технологическая карта. Листы оценивания. 1 мин. Уважаемые координаторы групп, обратите свое внимание и внимание членов групп на технологические карты - это отражение всей вашей работы на уроке, в технологическую карту также входит лист оценивания группы и самооценивания. В завершение урока именно вы постараетесь дать оценку своей группе и каждому из участников групп.

  1. 2. Осмысление.

  • Определение темы урока и целей. 2 мин. Итак, все правила мы определили, и пришло время нам с вами познакомиться с темой урока и определить цели на урок. Ее вы узнаете, если объясните, почему именно эти портреты я вам демонстрирую.

Александр Македонский, Аристотель, Абай Кунанбаев.

- Назовите тему урока и поставьте цели к уроку.

Тема: образ Александра Македонского и Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».

Цели: раскрыть образы исторических личностей: Александра Македонского и Аристотеля в поэме «Искандер».

- Запишите тему урока в технологические карты. На экране вы видите три основных вопроса для исследований, какой вопрос достанется именно вашей группе, вы узнаете позже.

Вопросы для исследований.

- Как показан образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер»?

- Как показан образ древнего философа, ученого Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер»?

- В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?

А сейчас, я думаю, было бы целесообразно вспомнить содержание произведения.

  • Введение в тему урока. Актуализация знаний. «Тонкие вопросы».

Для того, чтобы вспомнить содержание и узнать, насколько хорошо вы подготовились, я предлагаю каждой из групп составить 5 тонких вопросов по тексту поэмы в течение одной минуты. Эти вопросы вы зададите участникам другой группы. Постарайтесь не повторяться, вопрос должен прозвучать только один раз.

  • Работа по теме урока. Просмотр видео-трейлера «Александр Македонский». Для того, чтобы проникнуться образом, эпохой, в которой жили исторические герои, чтобы увидеть, как создали их образы режиссеры современного кинематографа, мы посмотрим трейлер к фильму «Александр». 3 мин.

  • Задания для групп. Распределение вопросов. Свою тему для исследования вы сможете определить, если соберете пазлы картинки, лежащей на вашем столе. Затем от меня получите пакет с заданиями для группы. Итогом работы всех групп станет иллюстрированная книга по теме урока. Какие требования вы предъявляете к книге в книжном магазине? (Красочность, содержательность, оригинальность оформления).

  • Распределение пакетов с заданиями. Работа по исследованию проблемных вопросов.

  • Выступление групп с презентацией. Во время выступления ваших одноклассников, я прошу быть внимательными и успевать заполнять технологическую карту урока.

  • Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». Теперь, когда мы с вами проанализировали произведение, мне хотелось бы понять, насколько глубоко вы поняли смысл поэмы. Для этого я предлагаю вам в течение 1 минуты составить для соседних групп «Толстые вопросы».

Если успеем. Творческое задание. Реклама книги. Вы верно проанализировали произведение, раскрыли образы героев, определили идею произведения и получили продукт своего труда - книгу. Но в наше время вы должны уметь применить свои знания так, чтобы получить доход от этих знаний. Следующее задание - творческое. Я предлагаю вам продать, полученную книгу. Вы должны организовать рекламу нашего продукта так, чтобы нашим гостям захотелось ее купить.

  1. 3. Рефлексия. Вот наш урок подошел к концу, и нам необходимо провести небольшой анализ всего урока. Лидерам групп предстоит заняться оцениванием своих одноклассников, а всем остальным я предлагаю составить синквейн.

  • Синквейн. Посмотрите пример, чтобы вспомнить, как составлять синквейн. Я составила для вас следующий:

Название - Существительное

Ученики

Описание - 2 прилагательных

Любимые, умные

Действия - 3 глагола

Выясняют, обсуждают, применяют

Суть темы - одно предложение

Мои ученики самые умные.

Эмоция - одно предложение

Мои пощники.

  • Итог урока ролик об Александре и Аристотеле.

  • Оценивание работы лидерами групп.

  • Домашнее задание. Подумать над смыслом ролика. Написать эссе на тему.

Технологическая карта урока. ФИО ___________________________________

Тема урока_________________

Цель урока__________________

Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

____________________

Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

___________________Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.

_____________________

Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.

Толстые ?

Тонкие ?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?

Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?

Синквейн по теме урока.

Название - Существительное

Описание - 2 прилагательных

Действия - 3 глагола

Суть темы - одно предложение

Эмоция - одно предложение

Критерии для оценивания работы групп: баллы выставлять от 0 до 3.

Группа

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

Эмоциональность

Итоговый балл

1 Александр

2 Аристотель

3 Моральный вывод

Технологическая карта урока лидера группы. ФИО

Тема урока_______________________

Цель урока_______________________

Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

_____________________________

Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

_________________________________

Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.

________________________________

Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.

Толстые ?

Тонкие ?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?

Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?

Таблица оценивания участников группы. Индивидуальную оценку выставлять по 5 бальной системе.

Члены группы

Определил цели урока

Раскрыл свой вопрос

Участвовал в презентации проекта

Заполнил карту урока

составил тонкий и толстый вопрос

Составил синквейн

Вносил идеи

Индивидуальная оценка

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования «Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».

Задания:

  1. Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Александра Македонского.

  2. Представить историческую справку об Александре Македонском.

  3. Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ исторической личности в поэме «Искандер».

  4. Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.

  5. Проиллюстрировать, созданную часть книги.

Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования: образ Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».

Задания:

  1. Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Аристотеля.

  2. Представить историческую справку об Аристотеле.

  3. Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ Аристотеля в поэме «Искандер».

  4. Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.

  5. Проиллюстрировать, созданную часть книги.

Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема: В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?

Задания.

  1. 1. Выразительно прочитать отрывок из поэмы, в котором раскрывается морально-философский смысл.

  2. 2. Раскрыть личность Абая Кунанбаева.

  3. 3. Определить морально-философский смысл поэмы.

  4. 4. Составить «Палитру тюркских жизненных ценностей ». Доказать утверждения словами из текста.

  5. 5. Проиллюстрировать, созданную часть книги

© 2010-2022