Контрольные материалы по русскому языку для 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.


Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

(16.09.2015 г.)




Увядание лета.

Кончалось лето, но природа ёще не потеряла могучей силы. Кругом всё радовалось и цвело. В небе плыли прозрачные облака. Леса зеленели с бархатной пышностью.

Чудесен ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой листвою. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.

Было тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание. В широких лугах высились, как сторожевые башни, стога. В сжатых полях желтели снопы. Овёс ждал косы и чуть шелестел.

Вокруг пахло прогретым сеном, полынью. В этих запахах уже ощущалась осень. Листья потеряли шелковую мягкость. Они были словно обрызганы золотистым дождём. Лето увядало.

( По Н. Смирнову)





Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор предложений.

1 вариант. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки.

2 вариант. Овёс ждал косы и чуть шелестел.


  1. Найти во втором абзаце сложное предложение, подчеркнуть его грамматические основы, сделать схему.


  1. Сделать морфемный разбор слов:

1 вариант - березовый, слышится;

2 вариант - шелковую, потеряли.









Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.


Контрольная работа по теме «Действительные и страдательные причастия»

(23.10.2015 г.)

1. Укажите словосочетания со страдательными причастиями:

А) на пестреющем лугу

Б) о движущемся предмете

В) опавшие с тополя

Г) отнятая игрушка

Д) разлившаяся по небу

2. Укажите словосочетания с действительными причастиями:

А) написанная учеником

Б) распиленная плотником

В) ведущая в парк

Г) посаженные весной

Д) опрокинутые котёнком

3. Образовать от данных глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времен, выделить суффиксы.

Стелить, бежать, лечить, гнать, приносить, хмурить, соревноваться.

4. Образовать от данных глаголов страдательные причастия настоящего и прошедшего времен, выделить суффиксы.

Испугать, назвать, рассказать, распахать, представить.

5. Списать предложения, выделяя причастный оборот, обозначая залог причастий.

В окно распахнутое настежь влетела птица.

Птица сидевшая на дереве расправила свои крылья.

На пристани толпились пассажиры ожидающие посадки на катер .

Широко разливаются реки наполняемые талой водой.

6. Вставьте пропущенные буквы.

1. Низко стел…щийся туман, ла…щая на улице собака, леч…щий врач, стро…щиися неподалеку дом, быстро та..щий снег, хлопоч…щая обо всех мама, крас…щее вещество.

2. Изуча…мый школьниками материал, управля…мый на расстоянии аппарат, подгоня…мые теплым течением, гон…мый судьбой странник, хран…мый от всех невзгод,

движ…мый чувством сострадания, вид…мая цель.




Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»

(23.11.2015 г.)

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась широкая площадка, усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной.

Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Берёзы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд. За ними слабо вырисовывались круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зелёную мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали громко и дружно. Казалось, что кричит один кузнечик, но отовсюду: и справа, и слева, и сверху. (По А. Куприну)

Грамматическое задание.

1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1 вариант: «Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали громко и дружно».

2 вариант: «Берёзы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд».

2. Сделайте морфемный разбор слов.

1 вариант: усыпанная, освещенной.

2 вариант: разукрашенный, заглушаемые.

3. Произведите морфологический разбор причастий.

1 вариант: окружившие.

2 вариант: замаскированные.

4. Озаглавьте текст.







Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

(11.12.2015 г.)

По берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры с журчаньем стекала вода.

Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

Медведица тотчас очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.

Грамматическое задание.

1.Обозначить графически все деепричастные обороты в третьем абзаце.

2. Сделать морфемный разбор слов:

1 - й вариант - схватившись, 2-й вариант - вскрикивая.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - шлёпая, 2-й вариант - продолжая.








Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.

Контрольная работа по теме «Наречие»

(05.02.2016 г.)

Вставьте пропущенные буквы.

Детство и юные годы поэта Тараса Шевченко были тяж...лыми и (не)откуда было ждать ему помощи. Но (ни)какие трудности (не)убили в нем стремления стать живописцем. Долго (не)мог юноша (ни)куда устроит(?)ся. Сначал.. он работал поваренком у помещика, затем комнатным казачком. Занимат(?)ся рисованием было (не)когда. Шевченко ждал случая, когда дома (ни)кого (не)будет и (ни)кто (не)помешает ему рисовать. Раз неожида(н,нн)о вернулся помещик. (Ни)сколько (не)задумываясь, он приказал выпороть Тараса. (Не)сколько лет хлопотал известный художник Брюллов об освобождении талантливого юноши.

А1.В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?

1)добЕла 2)нАдолго 3)нацЕло 4)незадОлго

А2.В каком предложении вместо слова совестно нужно употребить слово совестливо?

1) Димке совестно было от воспоминаний о ссоре с лучшим другом.

2) Ему всегда казалось, что подсматривать совестно.

3) Максим совестливо улыбнулся.

4) Совестно беспокоить воспитателя по такому пустяку.

А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более лучше

2) звонче поют

3) выглядит бледно

4) идет осторожнее

А4.Укажите верную морфологическую характеристику слова в предложении:

Так вот этот мед, собранный с цветов заполярной тундры, коснулся меня больше со стороны человеческого усилия, направленного в сторону небывалого.

1) наречие в краткой форме

2) наречие в превосходной степени

3) качественное прилагательное

4) наречие в сравнительной степени

А5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две НН?

Воспита(1)ица была несомне(2) великолеп(3)о сложе(4)на.

1,2 2)2,3,4 3)3,4 4)2,3

А6. Укажите слово, в котором пишется буква А

1) объяснить доходчив…

2) глядит испуган…

3) посмотреть доверчив…

4) начинать снов…

А7.Укажите слово, которое состоит из одной приставки, корня, суффикса

1) неподвижно

2) необдуманно

3) быстрее

4) справа

А8.В каком словосочетании НЕ пишется слитно?

1)(н…)(к)кому пойти 3)(н…)куда не поедешь

2)(н…)где остановиться 4)(н…)(за)что не берется

В1. Подберите синоним к фразеологизму: при царе Горохе.

В2. Укажите способ образования выделенного слова в предложении:

По-иному слышался шум реки ночью.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.

Контрольная работа по теме «Предлог»

(09.03.2016 г.)


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

1.(В)следстви_ отд_лённости деревенька нах_дилась в ст_р_не от ц_нтральной пр_езжей дороги. 2. (В) течени_ н_дели шли дожди. 3. На ра_свете мимо трактира пр_неслась коляска подн_мая обл_ко пыли быстро рассе_вшейся. 4. Она пр_везла к по_зду упр_вляющего имением находивш_мся (не)далеко от тех мест куда я напр_влялся. 5. Об этом мне сказала хозяйка трактира выгл_нувшая из окна ра_пахнутого настеж_. 6. Когда коляска возвр_щалась обратно я кинулся (на)встречу. 7. Кучер, (не)смотря на (не)большой крюк, который ему пр_дстояло _делать (в)виду разлива реки, согл_сился подвезти меня.

8. (В) продолжени_ всего пути меня переп_лняли уд_вительные чу_ства навеваемые ощ_щениями от быстрой езды. 9. (С)начала мы ехали вдоль извивающейся реки. 10. (В) течени_ реки (по)всюду встр_чались пороги затем полем стел_щимся по обеим ст_ронам дороги. 11. (В) заключени_ пут_шествия мы пересекли листв__ый лесок не так давно посаже__ый. 12. В нём распол_гался выстрое__ый (в) виде стари__ого (средне)векового замка помещичий дом.

2. Выполните задания.

1) Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных, исправьте.

А). Своевременно оплатите за билет.

Б). Укажите спортсмену на недостатки.

В). Спросил сына, интересуясь о результатах в спорте.

Г). Юноша чувствовал уверенность в победу.

Д). До парка необходимо поехать на трамвае.

2) Укажите предложения, в которых есть производные предлоги.

A). Стадо потянулось мимо дома.

Б). Дева глядит вокруг изумлёнными глазами.

B). Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г). Поперек дороги уложили брёвна.

Д). Впереди шли самые стойкие.






Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз»

(04.04.2016 г.)

Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.

Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.

Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой тишине они очень хорошо понимают друг друга.

В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит рядом. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней. (По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1) Обозначьте грамматическую основу в выделенных предложениях, начертите их схему.

2) Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.




Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.

Контрольная работа по теме «Частица»

(06.05.2016 г.)


Вариант 1

1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.

1) «А видел ли слона? Каков собой на взгляд?

Я чай, подумал ты, что гору встретил?» -

«Да разве там он?» - «Там». -

«Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

2) «Послушай-ка, дружище. Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

3) «Расселись, начали квартет, он все-таки на лад нейдёт».

2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.

1) Родители радуются спортивным успехам сына.

2) Мы гордимся своей школой.

3) Я несколько раз улыбнулся, читая это письмо.

3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.

1) Цветы (не, ни) поливали, и они засохли. - Увядшие розы вновь (не, ни) расцветут, как (не, ни) поливай их.

2) Кто (не, ни) принимал участия в читательской конференции. Все остались довольны. - Кто (не, ни) принимал участие в конференции, очень сожалел об этом.

3. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.

4) Путники шли безостановочно. Дорога была утомительна. ( как ни)

5) Он не отказывался помочь мне. Я обращался к нему за помощью. (когда бы ни)

5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

1) Какая (то) сила бесшумно влекла его куда (то). (А. П. Чехов).

2) Песня над домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою.

3) Порой не (то) дрёма, не (то) забытье овладевали ими (А.П. Чехов).

4) А зачем же было самой (то) трудиться?

5) Кайся, да опять за (то) не принимайся (Поговорка).

6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.

1) Дождь сейчас (же) перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце.

2) Мать усмехнулась, Николай то (же) сконфуженно улыбнулся

3) Ветер неожиданно начинал шуметь в голых акациях и так (же) неожиданно затихал.

4) Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

5) Как (бы) ни был мал дождь, он всегда вымочит до нитки.

7. Закончите предложения:

1) Узнают (ли) меня друзья, когда ……

2) Этот пример решается так (же), как ……

3) Что (бы) такое сделать, что (бы) порадовать….

8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.

1) Скоро придёт долгожданная весна. (вопрос, сомнение)

2) Весна - чудесное время года. (усиление, радость)

3) Ели кажутся лиричными. (выделение, отрицание)

9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.

11) Бабушка говорила убедительно и просто.

12) Я просто ослеп от весеннего солнца.




Контрольная работа по теме «Частица»

(06.05.2016 г.)


Вариант 2

1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.

1) «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

2) «Какой-то смолоду Скворец так петь щеглёнком научился,

Как будто бы щеглёнком сам родился?»

3) «Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит….»

4) «И тут же выпустил на волка гончих стаю».

2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.

1) Ребята восхищаются видом падающих звезд.

2) Собеседник согласился с моим мнением.

3) Я отвечу на это письмо.

3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.

1) Сколько бы (не, ни) читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. - Сколько я еще (не, ни) прочитал Пушкина!

2) Все хвалили бригадира, кто бы с ним (не, ни) работал. - Кто (не, ни) работал с бригадиром, тот не имеет представления о его умении общаться с людьми.

4. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.

1) Нельзя злоупотреблять спортивными упражнениями. Спорт полезен. (как ни)

2) Всюду восхищались игрой наших артистов. Они выступали за рубежом. (где ни)

5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

1) Не видали вы настоящих-то плясуний. (М. Горький)

2) Соня то (же) держалась за его руку и вся сияла. (Л. Толстой)

3) На заре Петя почувствовал, что кто (то) тянет его холодной рукой. (В. Катаев)

4) Что не складно, то и не ладно. (Пословица)

5) То ветер поднимется буйный, то вал зашумит штормовой. (А. Прокофьев).

6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.

1) Дней через пять мы с отцом пришли опять на то (же) место. (И. Тургенев)

2) Охота не удалась. Обед в поле под палаткою так (же) не удался. (А. С. Пушкин)

3) Что (бы) домоседы мне не пели, я все равно за город укачу. (С. Васильев)

4) На то и щука в море. Что (бы) карась не дремал. (Пословица)

5) Как (же) мне быть?

7. Закончите предложения:

1) Как (бы) не растеряться, когда….

2) Могу (ли) я отказаться, если сам…..

3) Все были в окопах, командир так (же)….

8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.

1) Скоро придет долгожданная весна. (усиление, радость)

2) Быстро растет снег. (сомнение, вопрос)

3) Небо какое голубое, высокое. (указание, усиление)

9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.

20) Маленькие дети значения многих слов воспринимают буквально.

21) От усталости путники буквально валились с ног.




Русский язык. 7 «А» класс

2015 - 2016 учебный год.

Контрольный тест за год.

(16.05.2016 г.)

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.

2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.

3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.

4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть.

2. В каких предложениях на месте обоих пропусков пишется НН?

1) Дно в запруде чистое, песча...ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа...ый сухим желтым песком.

2) Из окон низеньких белых домов кое-где струился тума...ыми прямыми полосами свет и дли...ыми косяками ложился на желто-бурую блестящую землю.

3) Электрические лампочки, подвеше...ые на углах штаба, освещали сухой и гладко вымоще...ый квадрат двора.

4) Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза...а запряжё...ая в пролетку серая в пятнах лошадь.

3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) От уха к уху бежит по цепи шёпот переданный от передового.

2) Распорядитель охоты разводит и ставит на, обозначенные им, номера участников охоты.

3) После выстрела, прозвучавшего в лесу одиноко, зверь опустился на снег.

4) Задневавший в долине, шакал выскочил из-под наших ног и стрелою помчался в горы.

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)решённая, а списанная задача

2) (не)причёсанный ребёнок

3) (не)умытое лицо

4) (не)выученные правила

5. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я?

1) беле...щий парус

2) вер...щий в справедливость

3) дремл...щий щенок

4) бре...щийся человек

6. Укажите предложение с сочинительным союзом:

1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение.

2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было.

3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы.

4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.

7. В каком наречии пропущена буква О?

1) насух...

2) досух...

3) досыт...

4) искос..

8. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.

1) надеть плащ...

2) суп горяч...

3) невтерпёж... сидеть

4) увлеч...ся спортом

9. Какое слово пишется через дефис?

1) (по) немногу

2) (по) прежнему

3) (в) двоем

4) (по) просту

10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

1) За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море НЕСПОКОЙНО.

2) Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО.

3) В городе было НЕСПОКОЙНО.

4) Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи.

11. Укажите частицу.

1) тоже

2) ни

3) когда

4) несмотря на

12. В окончании какого причастия пропущена буква И?

1) в строящ...мся цехе

2) у плещущ...гося моря

3) в рокочущ...м шуме

4) с выдающ...мся ученым

13. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие:

1) Было тихо, в окно веяло запахом накаленных крыш. (Ю.Бондарев)

2) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора.

3) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра.

4) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон.

14. Найдите предложение с причастным оборотом.

1) Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.

2) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.

3) Море гладко выковано из синего металла.

4) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.

15. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:

1) услышать - услышанный;

2) застрелить - застрелянный;

3) понять - понятый;

4) засеять - засеятый;

5) запаять - запаянный

16. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:

1) Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.

2) Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.

3) Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.


© 2010-2022