Реферат Символика светил в романе Мастер и Маргарита м. Булгакова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

_____________________________________

Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

____________________________________________________________________________


Направление: Литературоведение





Тема: Символика светил в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»











Учреждение: МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара

выполнила: Шестакова Влада Сергеевна, ученица 10 класса

руководитель: Гайтанова Ирина Юрьевна

2015


Самара, 2015


Оглавление


  1. Цели, задачи ,актуальность работы

  2. Роль солнца и луны в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

  3. Заключение

  4. Библиография






  1. Введение

Цели, задачи, актуальность работы

Роман «Мастер и Маргарита» был начат М. Булгаковым в конце 1928- начале 1929 годов. Первоначально он назывался «Инженер с копытом». Чистовой вариант был завершён в 1938 году, но и после этого писатель много в нём перерабатывал, дополнял, шлифовал. Всё, что пережил Булгаков на своём веку - и счастливого, и тяжёлого - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь свой талант отдавал он этому роману. И родилось творение необыкновенное…

Наш реферат - попытка понять замысел художника, попытка заглянуть в творческую мастерскую писателя.

Цель нашей работы - выявление семантики лейтмотивов солнца и луны в романе Булгакова.

Задачи реферата:

  • Выявить традиционную символику светил в фольклоре и литературе, проанализировать литературоведческие источники, в которых рассматриваются данные вопросы;

  • Проанализировать роль светил в трактовке персонажей произведения;

  • Определить значение луны и солнца для раскрытия основной идеи романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Поставленные задачи мы можем решить, используя определённые методы:

  • Поисковый

  • Аналитический

  • Исследовательский

Проблемы, поднятые писателем в своём любимом детище, являются актуальными всегда, ибо относятся к разряду вечных. Проблема истинной свободы и несвободы, проблема ответственности за свои поступки, проблемы человеческих отношений - это только часть нравственных вопросов, затронутых Булгаковым.

Семантика лейтмотивов солнца и луны играет большую роль в художественной ткани произведения. Она помогает раскрыть основную идею романа, понять его глубинный смысл. Поэтому, как нам кажется, тема нашего реферата является очень значимой.

Наша работа носит исследовательский характер: мы анализируем собранную литературу по роману Булгакова, анализируем текст самого произведения, выявляем значения луны и солнца в художественной организации произведения.

Реферат может иметь практическое применение при анализе художественного произведения на уроках литературы, а также как пособие в работе литературного кружка.

Объект исследования - роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Предмет исследования - выявление семантики лейтмотивов солнца и луны в романе.







Анализ критической литературы

Творчеству М. Булгакова посвящено много работ современных литературоведов, это монография М. Чудаковой, где рассматривается жизненный путь писателя, история создания произведений, анализируются проблемы, художественные особенности романов, драматических произведений мастера. В исследовании Л.А. Трубиной дается анализ творчества писателя, рассматриваются самые значительные произведения автора: романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман» и др.

Анализу романа «Мастер и Маргарита» посвящают свои статьи такие видные литературоведы, как В.Лакшин, М. Голубков, И. Золотоносов.

Такой литературоведческий приём, как лейтмотив рассматривается в работе Б. М. Гаспарова. Автор показывает функции лейтмотивов в разных литературных произведениях, их значение в раскрытии основной идеи произведения.

Собственно роли солнца и луны в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящена статья Е. И. Ляховой. Она исследует особенности этих лейтмотивов и отличие их трактовки в романе писателя от общепринятой.

Такова литература, которую мы нашли и изучили в ходе работы над своим рефератом.


  1. Символика солнца и луны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Интерес к семантике лейтмотивов солнца и луны в романе Булгакова пробудился сразу же, как только текст его стал доступен профессиональному обсуждению. Это естественно, поскольку, как отметил одним из первых

В. Лакшин, «все главные сцены, действия, разговоры, картины сопровождают в романе два немых свидетеля» - лунный и солнечный свет, который «представляет как бы масштаб вечности, позволяющий легче перебросить мост» от Ершалаима до Москвы.1

На символику светил обращают внимание многие пишущие о булгаковском шедевре. Так, солнце в прочтении В. Лакшина - «первичный символ жизни, радости, подлинного света», что является традиционным для фольклора и литературы, а луна - обманчивое светило «мира теней, загадок, призрачности», царства Воланда и его свиты.2

Исследовательница Е. И. Ляхова считает, что этому истолкованию явно противоречит описание казни, длящейся под «безжалостным» и «невыносимым» солнцем на Лысой Горе, где «от мух и солнца» сходит с ума распятый рядом с Иешуа Гестас. А выходка Маргариты, превращающая традиционную луннопоэтическую семантику в объект иронической игры (голая Маргарита села на окно, «подняла голову к луне и сделала задумчивое и поэтическое лицо», после чего грустно поздоровалась с сидящим внизу на скамейке Николаем Ивановичем), «побуждает к большей осмотрительности в разгадывании внутритекстуальных значимостей интересующих нас мотивов».3 Нам более близкой кажется позиция Е. И. Ляховой. Обратимся к тексту романа.

Чаще всего дневное светило упоминается в первых двух главах романа Мастера («Понтий Пилат» и «Казнь»). Движение сюжета в названных главах явственно соотносимо с движением солнца. Причём часть событий описываемого Мастером одного дня из жизни римского прокуратора (до гибели Иешуа) освещена солнечным, а другая часть (после его смерти) - лунным светом.

Допрос арестованного Га-Ноцри прокуратором начинается «ранним утром», ещё при «невысоком солнце». Дальнейшие события допроса происходят под палящими лучами неуклонно поднимающегося вверх - по мере приближения Пилата к роковому приказу - солнца. Именно при набирающем силу солнце к Пилату приходит мысль о возможности казни. Во время допроса солнечные лучи приносят мучение как страдающему от головной боли прокуратору, так и его пленнику, который заслоняется рукой и «сторонится от солнца», подбирающегося к его ногам. Приказ о смертной казни Га-Ноцри отдаётся Пилатом, когда солнце «с какою-то необыкновенной яростью сжигавшее в эти дни Ершалаим», приближается «к своей наивысшей точке». Наконец, беседа Пилата с первосвященником Каифой, в котором утверждается смертный приговор для Иешуа и отклоняется попытка спасти его, происходит, когда раскалённый шар солнца находится почти над самой головой Пилата.

Вынесение приказа о казни человека, отрицающего всякую власть, а следовательно, и власть великого кесаря, является долгом римского прокуратора. Солнце освещает следование долгу, оказывающееся в данном случае столь же губительным, как и действие палящих солнечных лучей (не только дающих жизнь, но и отбирающих её). Исполнение прокураторского долга завершается провозглашением смертного приговора Га-Ноцри перед толпами народа. В этот момент солнце достигает своей высшей точки - оно сжигает отвесными лучами обращённое в небо лицо прокуратора: «Пилат задрал голову и уткнул её прямо в солнце».

Необходимо помнить, что Пилат внутренне отнюдь не совпадает со своею ролью в миропорядке и следует своему долгу с немалым внутренним сопротивлением. Не этим ли объясняется, что и сам казнящий страдает от тех же солнечных лучей, какие вскоре будут губительно палить казнимых? Монументально верному служебной роли, не ведающему сомнений относительно своей «должности» Марку Крысобою солнце «не причиняло никакого вреда», в то время как другим «глаза выедал ослепительный блеск как бы вскипавшего на солнце серебра» его одежды. Солнце безопасно для исполняющего приказ, тогда как оно же терзает произносящего этот приказ Пилата: «Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши».

И в московских главах романа основная функция солнца - «освещение» ролевых границ личности, освещение действий, связанных с осуществлением определённой роли в миропорядке. Именно при свете «восходящего солнца» занимается следствием по делу Воланда и его шайки «одно из московских учреждений». Солнце освещает и ревностное выполнение своего долга «гражданами в штатском» - поимку «древнего и неприкосновенного животного»: «Вмиг руки вцепились в гардину и сорвали её вместе с карнизом, отчего солнце хлынуло в затенённую комнату». Однако здесь этот лейтмотив большей частью сопутствует «гражданам», подвергающимся осмеянию, иронической издёвке. Так, помещение варьете, в котором происходил скандально разоблачительный «сеанс чёрной магии», освещено яркими лампами - шарами, напоминающими солнце.

Истинная роль солнца в миропорядке - это судьба, предопределение. Именно такова глубинная семантика беспощадности солнечного жара.

Не случайно последний вечер жизни М. А. Берлиоза сопровождается «небывало жарким закатом» солнца. Закатное, «изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце» оказывается провозвестником гибельной судьбы Берлиоза.

Непосредственная связь солнца с судьбой прочитывается и в главах о Мастере. Так, действие главы «Судьба Мастера и Маргариты определена» происходит при закатных лучах вечернего солнца. Заходящее солнце вновь соотносится с последним пределом человеческой судьбы. Символическую аналогию судьбы Мастера являет «изломанное солнце», которое видит герой, навеки прощаясь с городом. Уже в иной жизни, или, точнее, в вечности небытия на миг возникает перед Мастером покинутый город «с разбитым вдребезги солнцем в стекле». «Потухает» и исколотая этим солнцем память Мастера.

В сюжетной линии Маргариты солнце также очевидным образом знаменует судьбу. Предчувствуя, «что она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда», героиня глядит «на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем». Происходит это в самом начале трёх последних дней её земного существования, в пятницу, прозрачно соотносимую со Страстной пятницей: на третий день ей с Мастером суждено умереть и воскреснуть. Мысленно разговаривая с Мастером на их памятной скамейке, Маргарита «щурилась на яркое солнце», не ведая, что в сущности она здесь поджидает того самого дьявола, которому готова «заложить душу» за известие о возлюбленном. И дьявол ей является в «пламенно-рыжем» (солнечном) облике Азазелло, опять-таки исполняющем (весьма неохотно) некий приказ свыше.

Всякая человеческая судьба конечна, а потому и неизбежно гибельна. Вероятно, по этой причине солнце в булгаковском романе скорее предстаёт символом гибели, чем расхожим и тривиальным символом жизни. «Я погибаю из-за любви! - и, стукнув себя в грудь, Маргарита глянула на солнце». Предначертанная судьбой встреча поражает главных героев («так поражает молния, так поражает финский нож!») при посредстве «отвратительных, тревожных жёлтых цветов» - первых весенних цветов солнечного цвета. «Майское солнце светило нам», - говорит об их встрече Мастер, однако место их подлинной, но тайной, внеролевой жизни, личной близости - «две комнаты в подвале особнячка, в которых были всегда сумерки из-за сирени и забора».

Не только солнечный, но и лунный свет сопутствует всем ведущим героям булгаковского романа. Так, например, внутреннее преображение Ивана Бездомного сопровождается изменениями в небесной сфере: происходит движение от солнца (ироническое освещение «ролевой» судьбы поэта, пишущего бездарные стишки) - к луне, в свете которой «ветхий» Иван преобразуется в «нового», обретающего подлинное «я».

Аналогичный переход от подсолнечного бытия к подлунному претерпевает и Понтий Пилат. Солнечный свет, освещающий допрос, вынесение приговора, казнь (ролевое поведение прокуратора, диктуемое долгом), сменяется лунным освещением личного раскаяния и прозрения, безысходной тоски от непоправимой ошибки, совершённой при свете солнца. В праздничную ночь, оставшись на балконе один, Пилат глядит в тоске «на луну, которая висела ещё выше пятисвечий» Антониевой башни. Два гигантских пятисвечия зажигаются в праздничную ночь в страшной высоте над храмом и освещают его золотой чешуйчатый покров, являя в ночи некое подобие солнечного света, олицетворяя власть и заданный ею незыблемый распорядок жизни (вспомним, что, угрожая Каифе и его народу, Пилат указывал на пылающий в высоте храм). С этим пятисвечиями властного миропорядка и спорит свет «единственной лампады, которая всё выше поднималась над Ершалаимом, - лампады луны». Возрастающая тоска прокуратора связывается с «оголённой луной». Он засыпает, пытаясь спрятаться от луны (оголённая совесть), но во сне сразу же видит луну, лунную дорожку, на которой встречается с тем, без кого теперь не мыслит своей жизни, с бродячим философом, казнь которого представляется «немыслимой», а страх, приведшей к ней, - «самым страшным пороком». Лунами измеряется страдание прокуратора, длящееся «двенадцать тысяч лун».

Лунный свет постоянно сопровождает измученного болезнью, страдающего Мастера, который впадает, подобно Пилату, «в тоску и беспокойство», заламывая руки, бормочет, « обращаясь к далёкой луне»: «И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги!» (Эту же фразу, «И ночью при луне мне нет покоя. О, боги!» - произносит в Ершалаиме прокуратор). Глядя на ту же луну, Мастер говорит Ивану о своей душевной болезни, о впечатлении от первых мгновений встречи с Маргаритой; упоминание о луне появляется в рассказе Мастера о последней его встрече с возлюбленной (Это были её последние слова в моей жизни. - Тсс! - вдруг сам себя прервал больной и поднял палец, - беспокойная сегодня лунная ночь»), и далее, шепча о случившемся с ним после ухода Маргариты, «рассказчик указывал рукой куда-то в сторону луны». Наконец, в лунном освещении Мастер предстаёт перед своей возлюбленной и Воландом в таком виде, что Маргарита, узнав его, « простонала, всплеснула руками», а Воланд произнёс: «Да… его хорошо отделали».

На первый взгляд поразительно, что тот же лунный свет сопровождает и юношу из Кириафа - Иуду. Хотя ни о каком раскаянии в содеянном преступлении, в отличие от Пилата, здесь речи нет. Знаменательно, что последний путь Иуды к назначенному месту свидания сопровождается поэтическим описанием лунной ночи: «Иуду поразил одуряющий запах весенней ночи», «таинственная тень» маслин, «узорчатые лунные ковры», «хоры соловьёв», гремящие и заливающиеся над ним. Нож убийц поражает не «предателя», а «влюблённого», последним произнесённым словом которого звучит имя любимой: «Ни…за… - не своим, высоким и чистым молодым голосом, а голосом низким и укоризненным проговорил Иуда и больше не издал ни одного звука». Лунный свет освещает «одухотворённо красивое» лицо убитого, который «предстаёт в романе Мастера и предателем и жертвой одновременно».4

Очевидно, что луна, освещающая смерть Иуды, не соотносима со справедливостью возмездия. Зато, как и повсюду в романе, она соотносится со страданием, душевной болью, тоской по несовершившейся, неосуществившейся человеческой жизни, по не реализовавшей себя личности, которая была способна, как оказалось, и на возвышенные движения души. Ведь все люди изначально добры, как учил загубленный бродячий философ. Тоска по заблудшему человеку, испортившему дарованную ему добрую жизнь, ясно читается в строках о смерти Иуды.

Эта же лунная тоска по утраченному, упущенному, не реализованному проступает и во внешне комических строках о ещё одной «жертве луны» - Николае Ивановиче, томящемся в беспокойную ночь весеннего полнолуния невозвратной потерей столь возможного, как теперь ему кажется, счастья.

Всё та же «лунная» тональность и в ночном раскаянии Рюхина («Не верю я ни во что из того, что пишу!»), поэта, который «истратил всю ночь… и теперь понимал, что вернуть её нельзя… На поэта неудержимо навалился день» во всей его парадно-ролевой солнечности («Взвейтесь, да развейтесь!»).

Лунная тональность характеризует и ту, чьим именем назван роман. Особый интерес в этом отношении представляют главы «Крем Азазелло» и особенно «Полёт» ( последней слово «луна» повторяется 17 раз). Даже здесь упоение лунным полётом как открывшейся подлинностью жизни завершается тоскливыми нотами утраченности, невозвратности: « островок пустел. В лунном пылании растворились улетевшие ведьмы. Костёр догорал, и угли затягивало седою золой»; прощаясь с Маргаритой, Наташа «вдруг закричала резко и тоскливо». Тоска отрешённости от мучительной, но живой земной жизни становится доминирующей тональностью второго лунного полёта - полёта обоих героев к своему вечному приюту.

Подводя итог сделанным наблюдениям, можно, по-видимому, утверждать, едва ли не глубинным аспектом семантики мотивов светил в романе Булгакова оказывается противостояние заданной роли персонажа в определённом миропорядке (символизированной солнцем) и индивидуального личного бытия. Это полюс луны, чьи лучи не ослепляют и не сжигают, в чей лик можно вглядываться, как в лицо другого («покидая туманы земли», герои романа расстаются и с луной, на поверхности которой отчётливо виден им «какой-то загадочный, тёмный - не то дракон, не то конёк-горбунок, острой мордой обращённый к покинутому городу»). Подлинно человеческим оказывается стремление к реализации не в ролевых формах солнечного «распорядка» жизни, а в формах причастности именно к личному бытию человека. Однако в земной жизни булгаковских героев это не достижимо, они не могут жить в полной гармонии со своим «я», поэтому и суждено им извечно томиться в бес-покойном сиянии луны.

В заключение вспомним спор Воланда и Левия Матвея о «тенях» и «голом» свете. Смысл этого «тёмного» места романа, по утверждению Е. И. Ляховой, проясняется символикой светил. «Голый свет» (чем, собственно говоря, и является солнце) - это свет идеального миропорядка, где нет места земному человеку. Это сфера неземного Иешуа; для земной его ипостаси, проявляющей слабость, совершающей ошибки, «голый свет» губителен (сцена казни). Тени же «получаются от предметов и людей», живые земные люди неизбежно имеют свою теневую сторону, как и ночное светило. 5

Таким образом, человек Булгакова - драматическое единство света и мрака, а луна здесь наиболее обобщённый символ личностного присутствия человека в мире.

3. Заключение

Итак, в ходе нашей работы мы пришли к следующим выводам:

  • Семантика светил играет большую роль в романе Булгакова, но их значение несколько отличается от общепринятого фольклорного и романтического представления о солнце и луне. Так, солнце символизирует ролевую позицию человека в миропорядке, следование долгу, а лунный свет ассоциируется с совестью, свободой духа человека, полнотой его личностного бытия.

  • Солнечный и лунный свет являются средством раскрытия характеров героев романа, их внутреннего мира.

  • Семантика лейтмотивов солнца и луны помогает понять идейный замысел художника. Истинная роль солнца в миропорядке - это судьба, предопределение. Именно такова глубинная семантика беспощадности солнечного жара. Луна - это отказ от ролевых границ личности. Для Булгакова наиболее ценным оказывается стремление к реализации именно этой второй личностной стороны бытия. Эти лейтмотивы помогают понять глубокий философский смысл произведения М. Булгакова.




4. Библиография

  1. Булгаков М. А. Романы: Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Театральный роман. Мастер и Маргарита./ Предисл. Е. Сидорова. Ереван:Луйс.1988.863с.

  2. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М. 1994.

  3. Голубков М.М. Роман «Мастер и Маргарита»./ Русская литература ХХ века: Учебное пособие для абитуриентов вузов/ М.М. Голубков. -М.: Аспект Пресс.2003.с.149-170.

  4. Золотоносов М. «Взамен кадильного куренья…» //Дружба народов, 1990. №11

  5. Золотоносов М. «Родись второжденьем тайным…»// Вопросы литературы. 1989. №4.

  6. Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова //Литературная учёба. 1991.№2.

  7. Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир.1968.№6.

  8. Ляхова Е.И. Солнце и луна в «Мастере и Маргарите».//Дискурс.1996.с.30-34.

  9. Трубина Л.А. М. Булгаков./ Русская литература ХХ века: Учебное пособие для поступающих в вуз. -М.: Флинта: Наука. 1998. С. 180-195.

  10. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова, М.1988.

1 Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Новый мир. 1968. №6 с. 288

2 Там же, с. 288

3 Ляхова Е.И. «Солнце и луна в «Мастере и Маргарите»// Дискурс. 1996.№2 с.30

4 Гаспаров Б.Г.. Литературные лейтмотивы. М. 1994 с. 24

5 Ляхова Е.И. « Солнце и луна в «Мастере и Маргарите» // Дискурс. 1996. №2. с.34

12


© 2010-2022