Урок русского языка в 5 классе Корни с чередованием -ЛАГ--ЛОЖ-

Урок русского языка в 5 классе   Тема: Буквы  О - А  в корне - ЛАГ - ЛОЖ-   Оборудование: интерактивная доска или персональный компьютер, мультимедийный проектор и раздаточный материал.   Ход урока.   1. Оргмомент (Учащиеся записывают число и Классная работа) 2. Актуализация знаний уч-ся Распределительный диктант. Слайд 1-2 - Распределите слова по видам орфограмм, объясните правописание.  ( письменно в тетрадях, 1 чел. у доски на обороте, затем проверяем) Мес…ность, г…тара, извес…ный, б…янист, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Буквы О - А в корне - ЛАГ - ЛОЖ-

Оборудование: интерактивная доска или персональный компьютер, мультимедийный проектор и раздаточный материал.

Ход урока.

1. Оргмомент (Учащиеся записывают число и Классная работа)

2. Актуализация знаний уч-ся

Распределительный диктант. Слайд 1-2

- Распределите слова по видам орфограмм, объясните правописание. ( письменно в тетрадях, 1 чел. у доски на обороте, затем проверяем)

Мес…ность, г…тара, извес…ный, б…янист,

л…сной, ф…олетовый, к…лючий, цв…та,

л…вить.

- Какие орфограммы встретились в данном задании?

В корнях слов (непроверяемые гласные; непроизносимые согласные; безударные гласные, проверяемые ударением).

3. Орфографическая пятиминутка. Слайд 3- 4

(Работа в парах, раздаю карточки, затем устно проверяем)

Учитель:

А сейчас мы поработаем с орфограммой - проверяемой безударной в корне слова.

- Перед вами слова.

Хв…стливый (хвост, хвастаться),

к…менистый (камень, ком),

запл…тить (заплата, зарплата),

ут…шать (утеха, тишь),

сл…зать сметану (лижет, лезет),

пок…зание (козы, показ),

зак…пать в землю (капать, окоп).

(Вопросы для интервью:

- Где находится орфограмма?

(В корне слова).

- Как она называется?

(Проверяемая безударная гласная в корне слова).

- От чего зависит правильный выбор проверочного слова?

(От лексического значения корня).

4. Постановка учебной проблемы

Создание проблемной ситуации - с удивлением

Тип противоречия - между житейскими представлениями и научным фактом.

Столкнулись мнения учеников с практическим заданием «на ошибку».

Предъявлен научный факт

(словарь)

- Итак, мы с вами вспомнили различные орфограммы в корне слова, а сейчас я попрошу выйти к доске 1 ученика, вставить буквы в слова и объяснить орфограммы. Слайд 5 -6

НА ДОСКЕ: к…рмить птицу

сб жать с горы

предл гать дружбу

предл…жить конфету

(ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные в корне слова ударением: кормить птицу (корм)

сбежать с горы (бег)

предлогать дружбу (предлог)? Предложить конфету (предложим)???

Проверим написание последнего слова по словарю.

- Здесь написано «предлагать». В корне гласная а.

- Исправим ошибку.

- Итак, какое задание вы выполняли?

- Мы вставляли безударные гласные в корне слова.

-Каким правилом вы пользовались?

  • Проверки безударных гласных ударением.

- Что интересного заметили? ( Какие вы видите факты? Вы сначала как дума-

ли? А на самом деле?)

- Применимо ли это правило в последнем случае?

  • Нет, правило не сработало.

- Молодец! Какой же возникает вопрос?

  • Почему не сработало правило?

-Чем будем заниматься?

Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова.

5. -Запишите тему нашего урока: Буквы А - О в корне - ЛАГ - ЛОЖ-. Слайд 7- 8

Цель урока: Слайд 9

Усвоить написание чередующихся букв А - О в корнях -ЛАГ - ЛОЖ-.

Конечный результат

Знать условия выбора написания -лаг- -лож- и уметь правильно писать слова с чередующимися гласными А -О в корнях -ЛАГ - ЛОЖ-.

Задачи:

1. Формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными

а- о в корне -лаг - лож-.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Развивать логическое мышление.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи.

6.- А сейчас я предлагаю вам посмотреть на эти пары слов и попытаться самостоятельно объяснить, в каком случае пишется А, а в каком О в корнях -ЛАГ - ЛОЖ- Слайд 10

т. е вывести правило вам помогут слова на слайде.

предлагать

предложить

слагаемое

сложить

прилагать

приложить

- Есть догадки о правописании гласных в корне?

-Так. Согласны вы с этой гипотезой? Почему?

- Какие еще есть гипотезы?

-Так. Согласны вы с этой гипотезой? Почему?

- Какие еще есть гипотезы?

Дети анализируют таблицу и делают вывод

В корне -лаг-лож- в безударном положении буква А пишется, если за ней стоит буква Г;
буква О пишется, если за ней стоит буква Ж.

- Я предлагаю посмотреть вам параграф 83 на странице 168 и убедиться, правы вы были или нет и содержится ли там новая для вас информация. (Сверьте вашу формулировку правила с учебником).

- Эта схема поможет вам быстрее запомнить правило, запишите её в тетради: -ЛАГ А- ЛОЖ-Слайд 11

- Например: Слайд 12

7. Продолжите рассуждения. Слайд 13

В слове … в корне … пишется чередующаяся гласная …, потому что …

предпол…гать

предпол…жить

8. Тренировочное устное задание( по цепочке)Объясни, какая буква пишется в корне? Слайд 14

Прил..гать усилия

Сл..жить вещи

Отл..жить поездку

Возл..гать цветы

Ул…жить куклу

Предл..гать помощь

Безотл..гательное дело

Зал..жить фундамент

Прил..жить к ране

Трудное пол..жение

Неизвестное сл…гаемое

9. Используя корень -лаг-лож-, образуйте глаголы в неопределённой форме с данными приставками: (Письменно у доски 1 человек остальные в тетрадях, затем слайд проверочный) Слайд 15 -16

Раз-

При-

С-

У-

По-

Воз-

Про-

Какие из полученных глаголов могут сочетаться с существительными Слайд 17

Венок (Возложить, возлагать)

Путь (проложить)

10. Физминутка. Слайд 18 Глаголы с корнем -ЛАГ -ЛОЖ всегда используются только с приставками, поэтому

неправильно говорить

«ложу книгу на стол»

«ложим ручки»

Правильно говорить:

«Положу книгу на стол»

«Положим ручки»

А глагол класть всегда используется без приставок. Например: «кладу книгу на стол», «кладем ручки»

- Ребята, вы, наверное, устали, поэтому сейчас на основе этих знаний мы проведём физминутку. Если я говорю правильно, вы поднимаете руки вверх и хлопаете, если неправильно, то приседаете!

Положу, кладу, ложит, уложить, покласть, сложили, выкладем, отложить.

11. Составь слово Слайд 19- 20 (письменно)

- Кто быстрее составит слово и запишет его на доске, выделив все морфемы

Предутренний - приставка

поговорить - приставка

слагаемое-корень

решать - суффикс глагольный

писал - суффикс прошедшего времени

собирала - окончание

ответ

Предполагала

12. Игра «Четвёртое лишнее» Слайд 21(Устно)

выл..жить

вл..жить

отл..жить

разл..гать

подл..жить

сл..гать

сл..гаемое

изл..гать

13. Графический диктант. Вставьте нужную букву в таблицу. Слайд 22 - 23 (письменно)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

о

а

о

о

о

а

о

а

о

о

а

о

1.разл..жить
2.предл..гать
3.отл..жить
4.распол..жить
5.пол..жение
6.отл..гать

7.зал..жить
8.безотл..гательный

9.изл..жение

10.разл..жить

11.сл..гать

12.ул..жить

14. Рефлексия: Слайд 24

- Итак, скажите, усвоили ли вы правило, научились правильно писать слова с чередующимися гласными А -О в корнях -ЛАГ - ЛОЖ-?

15. Домашнее задание: Слайд25

1. § 83, выучить правило, обратить внимание на графическое обозначение изученной орфограммы.

2. Дифференцированное задание: упр. 435 или 436.

16. А теперь отметьте, с каким настроением вы работали на протяжении всего урока. Слайд 26

Мое учение:

-с увлечением,

-с мучением.

8

© 2010-2022