Планирование по курсу русского языка в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено» «Согласовано» «Рассмотрено»

Руководитель МБОУ «Лицей №145» Заместитель руководителя по УВР Руководитель МО

___________/Идиятов Д.Г./ МБОУ «Лицей №145» __________ /Большакова Е.В./

ФИО ФИО

_________/Валиуллина Н.В./ Протокол №___ от _________

Приказ №______ от ФИО

«___» ___________2015 г. «____» ______________ 2015г. «____» ____________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани

Гарифуллина Эльвира Ильшатовна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

по курсу русского языка в 9 классе



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ___ от

«____» ____________ 2015 г.



2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004, №1089), а также обязательного минимума содержания общего образования по русскому языку.

  • Примерной учебной программы «Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения»

  • Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

  • Программы школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; - М.: «Просвещение», 2008 г.)

  • Приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009 №822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».

  • Примерного учебного плана для 5-9 классы общеобразовательных учреждений (классов) РТ на 2014-2015 учебный год

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.



Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

Задачи обучения:

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).


Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по русскому языку на начало учебного года


  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.

  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.

  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения - описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения - рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса:

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.






Учебно-тематическое планирование


по русскому языку



Класс 9

всего 68 , в неделю 2

Плановых контрольных работ - 14,

из них контрольных диктантов - 2 , словарных диктантов - 2, изложений - 4, сочинений- 4, тестовых работ - 2.

Планирование составлено на основе Сборника нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа, 2008.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник: Русский язык для 9 кл. общеобразовательных организаций», Л.АТростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова М.,»Просвещение», 2013г.

Дополнительная литература

1. Обучение русскому языку в 9 классе/Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.

2. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

3. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2005.

4. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2005.

5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвеще­ние, 2006.

6. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение,2005.

7. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

8. Пучкова Л. . Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь /Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

9. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

10. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго­товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2013.

№ п/п

№ урока по теме

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Характеристика

деятельности

учащихся или виды учебной

деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения

материала

Домашнее

задание

Дата проведения урока


По плану

По факту

1 1 Введение. 1 Урок изучения Беседа по вопро- Практикум Уметь вести

Международное нового сам, мини-сочи- беседу, оценивать

Значение русского материала нение. собственную

языка и чужую речь,

знать термины,

различать лекси-

ческое и грамма-

тическое

Повторение изученного в 5 - 8 классах

(6 часов)

2

1.

Устная и письменная речь.

Монолог.

Диалог.

1

Урок закрепления знаний

Выполнение упражнений по образцу, диктант. работа по карточкам

Самостоя­тельная работа, практи­кум, схе­матиче­ский дик­тант

Знать основные выразительные средства фонетики. Уметь применять их в собственной речевой практике, оценивать собст­венную и чужую речь с т. з. орфо­эпических норм . Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы

Параграфы 1-3 прочитать, подготовить пересказ. Упр. 12 - письменно (написать памятку), подобрать алгоритм к схеме в тетради

3

2

Стили языка.

1

Урок закрепления знаний

Повторение пройденного, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа

Практи­кум, схе­матиче­ский дик­тант

Уметь составлять слова по заданной схеме, давать характеристику слова, опираясь на схему

Упр. 27 - письменно, выучить словарные слова

4

3

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Урок закрепления знаний

Беседа по вопросам, выполнение упражнений по образцу, работа по карточкам

Выборочный диктант, морфологический и орфографический разбор

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам

Упр. 33 - письменно (указать части речи), выполнить морфологический разбор выделенных слов.

5

4

Предложения с обособленными членами.

1

Урок закрепления знаний

Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа

Практи­кум, рас­предели­тельный диктант, тест

Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, ис­пользовать в речи основные вырази­тельные средства синтаксиса

Параграф 3 прочитать, составить тезисы. Упр.49 - письменно (выполнить синтаксический разбор предложений).

6

5

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

Урок закрепления знаний

Предложения с вводными и вставными конструкциями и обращениями

Выборочный диктант, выполнение упражнений

Уметь находить в предложениях вставные, вводные конструкции , обращения и уметь выделять их знаками препинания.

Параграф 4 изучить. Упр.40 - письменно (продолжить текст).

7

6

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах».

1

Урок контроля и оценки знаний

Индивидуальная

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками по изученной теме

Повторить пройденный материал, письменно ответить на вопросы в тетради.

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение. Культура речи

(4 часа)

8

1

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

Урок изучения нового материала

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа

Выборочный диктант, синтаксический разбор, работа по карточкам

Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложе­ний, объяснять постановку знаков препинания в них

Параграф 7 изучить, упр.51 (выписать предложения по определенному порядку).

9

2

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа

Объяснительный диктант, синтаксический разбор, тест

Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постанов­ку знаков препинания, на­ходить в тексте ССП и про­изводить их пунктуацион­ный разбор

Параграф 8 - выучить определение. Упр.55 - списать, расставить знаки препинания.

10

3

Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста (подготовка к ГИА)

1

Урок комплексного применения знаний.

Урок контроля5

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа

Работа с текстом, составле­ние плана, изложение

Уметь адекватно пе­редавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости

Выучить материал,

закончить работу по заданному алгоритму.

11

4

Р.р. Изложение (сжатое)

1

Сложносочиненные предложения

(5 часов)

12

1

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП.

1

Урок изучения нового материала

Изучение теоретического материала. Совершенствование постановки знаков препинания

Работа с теоретическим материалом, составление предложений по схемам, пунктуационный разбор предложений

Иметь представление о ССП, составлять сложные предложения с использованием сочинительных союзов

Параграфы11,12 прочитать. Письменно составить по 3 примера на ССП по смысловым отношениям.

13

2

ССП с соединительными союзами, разделительными и противительными.

1

Урок изучения нового материала

Классификация сочинительных союзов, Знаки препинания при сочинительных союзах в ССП

Работа с теоретическим материалом, составление предложений по схемам, пунктуационный разбор предложений

Иметь представление о ССП, составлять сложные предложения с использованием сочинительных союзов

Параграф 13 изучить, законспектировать тезисы. Упр.64 (по заданию; Параграфы 14-15 прочитать, подготовить тезисный пересказ.

14

3

Разделительные знаки препинания между частями ССП.

1

Урок изучения нового материала

Изучение теоретического материала. Совершенствование постановки знаков препинания

Работа с теоретическим материалом, составление предложений по схемам, пунктуационный разбор предложений

Уметь различать разделительные, выделительные знаки препинания

Параграф 16 прочитать, упр.72 - письменно с индивидуальным грамматическим заданием.

15

4

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

1

Урок комплексного применения знаний

План синтаксического и пунктуационного разбора ССП

Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Параграф 17 законспектировать. Упр. 76 - письменно.

16

5

Р.Р. Сочинение -рассуждение.

1

Урок контроля и оценки знаний

Индивидуальная

Написание сочинения-рассуждения

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками по изученной теме

Закончить работу над сочинением; подготовиться к словарному диктанту по заданным орфограммам.

Сложноподчиненные предложения

(20 часов)


17

1

Понятие о СПП. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, конструирование предложений, словарная работа, занимательная лингвистика, наблюдения над текстом

Словарный дик­тант, прак­тикум, кон­струирова­ние пред­ложений, работа по карточкам

Знать отличительные при­знаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и состав­лять схемы СПП

Параграфы 18-19 прочитать, упр.88 списать, включая пропущенные союзы и союзные слова и расставляя знаки препинания.

18

2

Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП.

1

Параграф 20 разобрать самостоятельно, выучить определения. Упр.96 - устно, упр. 97 - письменно.

19

3

Р.р. Сочинение.

1

Урок комплексного применения знаний.

Урок контроля и оценки знаний

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, самостоятельная работа

Отбор материала, составле­ние плана, написание сочинения

Уметь создавать собственный текст на заданную тему

Подобрать материал по темам.

20

4

Р.р. Сочинение.

1

Параграф 21 прочитать, устно ответить на вопросы параграфа. Упр. 104 - письменно.

21

5

Основные группы СПП. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа

Словарный выборочный диктант, ответы на вопросы, тест

Знать виды придаточных предложений, отличитель­ные особенности СПП с придаточными определи­тельными. Уметь объяснить постанов­ку знаков препинания в СПП с придаточными определи­тельными, вычленять их из текста и правильно упот­реблять в речи

Параграф 22 прочитать, упр.111, 115 - письменно.

22

6

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1

Урок закрепления знаний

Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа

Творческий диктант, тест

Упр. 116 - устно, упр.117 - письменно.


23

7

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.

1

Урок изучения нового

Объяснение учителя, конструирование предложений, самостоятельная работа

Распределительный диктант, тест

. Знать особенности струк­туры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь производить пунк­туационный разбор, исполь­зовать в речи

Параграф 23 изучить, упр.119 - письменно

24

8

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.

1

Урок закрепления знаний

Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа

Выборочный диктант, тест

Параграф 23 подготовить для письменного пересказа, упр.122 - письменно, подготовиться к контрольной работе).

25

9

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

Урок изучения нового

Объяснение учителя, повторение пройденного конструирование предложений словарная работа

Тренировочные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам

Знать особенности струк­туры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунк­туационный разбор, исполь­зовать в речи

Параграф 24 прочитать, составить 5 примеров сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.

26

10

СПП с придаточными времени и места.

1

Урок изучения нового материала

Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа

Составле­ние табли­цы, трени­ровочные упражне­ния, выбо­рочный диктант, работа по карточкам

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными места Уметь объяснить постанов­ку знаков препинания в СПП с придаточными места , вычленять их из текста и правильно упот­реблять в речи

Параграф 25 прочитать, упр.126 - устно, 129 - письменно.

27

11

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

1

Урок изучения нового материала

Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа

Составле­ние табли­цы, трениро­вочные упражне­ния, рас­предели­тельный диктант

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными условия, причины и цели. Уметь объяснить постанов­ку знаков препинания в СПП с придаточными условия, причины и цели, вычленять их из текста и правильно упот­реблять в речи

Параграф 26 прочитать, выписать определения, подобрать к ним письменно по 2 примера из художественной литературы.

28

12

Придаточные предложения образа действия, меры, степени и сравнительные.

1

Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа, объяснение учителя, лингвистический разбор, конструирование предложений

Беседа, выбороч­ный дик­тант, ра­бота по образцу, тест

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными образа действия и степени Уметь объяснить постанов­ку знаков препинания в СПП с придаточными образа действия и степени , вычленять их из текста и правильно упот­реблять в речи

Параграф 27 изучить, упр.157 - письменно.

29

13

Р.р. Изложение (сжатое).

1

Урок контроля и оценки знаний

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа

Работа с текстом, составле­ние плана, изложение

Уметь адекватно пе­редавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости




Повторить способы сжатия текста; повторить виды СПП.

30

14

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, повторение пройденного конструирование предложений словарная работа

Трениро­вочные упражне­ния, рас­предели­тельный диктант, заполнение таблицы

Знать отличитель­ные особенности СПП с придаточными условия, причины и цели. Уметь объяснить постанов­ку знаков препинания в СПП с придаточными условия, причины и цели, вычленять их из текста и правильно упот­реблять в речи

составить текст сочинения.

31

15

Практическая работа «Сложноподчинённые предложения».

1

Урок контроля и оценки знаний

Синтаксический разбор, тест, конструирование предложений, словарная работа

Практи­кум, тес­тирование

Знать отличительные при­знаки СПП, виды придаточ­ных предложений, виды подчинения. Уметь производить пунк­туационный и синтаксиче­ский разбор, лингвистиче­ский анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка

Упр.165 - письменно (по индивидуальным заданиям).

32

16

Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

1

Урок изучения нового мтериала

Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа

Выборочный диктант, работа по карточкам

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор

Параграф 28 прочитать, упр.169 (выделить главную и придаточную части).

33

17

Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

1

Урок закрепления знаний

Закрепление постановки знаков препинания в сложном предложении с несколькими придаточными

Выборочный диктант, работа по карточкам

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор

Индивидуальные задания по раздаточным материалам.

34

18

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

1

Урок закрепления знаний

Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа

Выборочный диктант, тест

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор

Параграфы 29-30 изучить, упр.179 - письменно (по индивидуальному заданию).

35

19

Р.р.Сочинение- рассуждение по предложенному высказыванию.

1

Урок комплексного применения знаний

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, самостоятельная работа

Отбор материала, составле­ние плана

Уметь создавать собственный текст на заданную тему

Составить черновик,

рассмотреть примерные темы на сайте ФИПИ.

36

20

Р.р. Сочинение- рассуждение по предложенному высказыванию.

1

Бессоюзные сложные предложения

(7часов)


37

1

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Интонация в БСП.

1

Урок изучения нового материала

Лингвистическая разминка, объяснение учителя, выразительное чтение, тренировочные упражнения

Объяснительный диктант , составление схемы

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможно­сти БСП. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные прави­ла пунктуации, нормы по­строения БСП, употребле­ния в речи.

Параграфы 31,32 изучить. Упр.182, 190 - письменно.

38

2

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок изучения нового материала

Систематизация знаний учащихся о постановке точкки и точки с запятой в простом и сложном предложениях.

Орфографическая работа, анализ текста. Установление смысловых отношений между частями БСП.

Различать условия постановки знаков препинания в БСП

Параграф 33 прочитать, устно ответить на вопросы, подготовить по 1 письменному примеру из публицистической литературы и СМИ.

39

3

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок изучения нового

Занимательная лингвистика, работа с учебником, словарная работа

Выборочный диктант, работа по карточкам

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные прави­ла пунктуации, нормы по строения БСП, употребле­ния в речи.

Параграф 34 изучить, упр.198 (по образцу в тетради).

40

4

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок изучения нового

Занимательная лингвистика, работа с учебником, тренировочные упражнения, словарная работа

Выборочный диктант, работа по карточкам

Знать правила постановки тире, выразительные воз­можности БСП. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные правила

Параграф 35 изучить, упр.200 (по общему грамматическому заданию).

41

5

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение «Бессоюзные сложные предложения».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа

Практикум, , работа ло карточкам, тест

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире

Выучить таблицу в тетради, упр.203 - письменно.

42

6

Практическая работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа, работа над ошибками

Тренинг, тест

Уметь соблюдать в практике письма основные правила строения БСП, употребления в речи

Решать тестовые задания по теме, упр.206 - устно.

43

7

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1

Урок контроля и оценки знаний

Индивидуальная

Контрольный тест

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками по изученной теме

Решать тестовые задания по теме

Сложные предложения с разными видами связи

(6 часов)


ла пунктуации, нормы по-

44

1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1

Урок изучения нового

Объяснение учителя, повторение пройденного, работа с учебником, словарная работа

Выполнение упражнений по образцу, выборочный диктант

Знать отличительные осо­бенности сложных предло­жений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях

Параграф 37 выучить, упр.211 выполнить письменно по заданному образцу.

45

2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

Урок закрепления знаний

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений

Практикум, тест, графический диктант

Знать отличительные осо­бенности сложных предло­жений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи

Параграф 38 выучить, упр.216 - письменно.

46

3

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение теоретического материала

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Знать: Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Параграф 39 прочитать, выучить определения, упр.218 - письменно (по индивидуальным грамматическим заданиям).

47

4

Контрольный диктант «Сложные предложения с разными видами связи».

1

Урок контроля и оценки знаний

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений

Контрольный диктант

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные прави­ла пунктуации, нормы по­строения СП, употребления в речи, производить пунк­туационный и синтаксиче­ский разбор.

Повторить словарные слова по заданным орфограммам.

48

5

Публичная речь.

1

Урок изучения нового

Беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа

Тренировочные упражнения, тест

Уметь самостоятель­но анализировать предложения с авторскими знаками препинания в по­добранном отрывке, отмечать особенно­сти текста по стилю и типу речи, объяс­нять трудные случаи языковых явлений

Стр.114-115 - изучить статью об авторских знаках препинания.

Упр.259 - выписать предложения с авторскими знаками препинания, отметить грамматические основы.

49

6

Р.Р. Сжатое изложение.

1

Урок контроля и оценки знаний

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа

Работа с текстом, составле­ние плана, изложение

Уметь адекватно пе­редавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости

Закончить работу над изложением.

Общие сведения о языке

(4 часа)

50

1

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1

Урок изучения нового материала

Лингвистическая разминка, работа с учебником

Выступления учащихся с докладами

Знать основные функции языка в обществе. Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и общества

Написать сочинение-миниатюру.

51

2

Русский литературный язык и его стили.

1

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с учебником, со словарями самостоятельная работа

Ответы на вопросы, работа по карточкам

Знать: русский литератур­ный язык и его нормы, ос­новные лингвистические словари. Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию

Упр.276 (заполнить таблицу).

52

3

Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения на основе высказываний известных лингвистов

1

Урок комплексного применения знаний

Беседа, работа с учебником, со словарями самостоятельная работа

Обсуждение высказываний известных лингвистов (тезис, аргументация, вывод)

Уметь подготовить устное высказывание по предложенному тезису.

Подготовить сообщение об известном лингвисте.

53

4

Р.р. Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа

Работа с текстом, составле­ние плана, изложение

Уметь адекватно пе­редавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости

Письменно ответить на вопросы на стр.154 с подбором примеров.


Р.р. Написание изложения


Повторение (15 ч.)


54

1

Фонетика. Графика. Орфография

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа, конструирование предложений

Выборочный диктант, ответы на вопросы, тест

Знать звуки речи, соотно­шение звука и буквы, связь фонетики с графикой и ор­фографией, основные орфо­эпические нормы. Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.

Упр. 230 - списать, указать орфограммы.

55

2

Лексика и фразеология. Орфография

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение упражнений по образцу, лексический диктант

Практи­кум, лек­сический диктант,

Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы

Упр.233 - списать, расставляя знаки препинания, подчеркнуть фразеологизмы.

56

3

Морфемика. Словообразование. Орфография

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение пройденного, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа

Практи­кум, схе­матиче­ский дик­тант

Уметь составлять слова по заданной схеме, давать характеристику слова, опираясь на схему

Упр.241 списать, расставляя знаки препинания.

57

4

Контрольный тест по теме «Орфография. Лексика. Морфемика»

1

Урок контроля и оценки знаний

Обобщение знаний по теме «Орфография. Лексика. Морфемика»

Выполнение тестовыех заданий

Применять основные виды орфограмм, знать лексическую терминологию, знать способы словообразования

Параграф 45 прочитать, подготовить пересказ.

58

5

Морфология: существительное, прилагательное, числительное, местоимение.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение изученного, работа с таблицами, тренировочные упражнения

Практи­кум, выборочный дик­тант. тест

Знать грамматическое зна­чение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного, прилагательного, числительного, местоимения, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания

Написать изложение по тексту упр. 247, завершить его описанием впечатления, которое произвела на вас кратина

59

6

Морфология: глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тренировочные упражнения, самостоятельная работа, ответы на вопросы.

Работа по карточкам, тест, творческий диктант.

Знать грамматическое зна­чение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, причастия, деепричастия, наречия, категории состояния , основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Упр. 251 списать, подготовить сообщения.

60

7

Морфология: предлог, союз, частица.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тренировочные упражнения, самостоятельная работа, ответы на вопросы.

Работа по карточкам, тест, творческий диктант.

Знать морфологические признаки служебных частей речи и междометия. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Инд. задания, морфологический разбор (по вариантам).

61

8

Р.р. Сочинение.

1

Урок комплексного применения знаний.

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, самостоятельная работа.

Отбор материала, составле­ние плана

Уметь создавать собственный текст на заданную тему.


62

9

Р.р. Написание сочинения.

1

Закончить работу над сочинением.


63

10

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

Пунктуация.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа.

Практи­кум, рас­предели­тельный диктант, тест.

Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, ис­пользовать в речи основные вырази­тельные средства синтаксиса.

Параграф 46 прочитать, упр.254 (списать, соблюдая правила правописания.

64

11

Синтаксис. Сложное предложение. Пунктуация.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа.

Практи­кум, выборочный диктант, тест.

Уметь производить синтаксический разбор сложных предложений, ис­пользовать в речи основные вырази­тельные средства синтаксиса.

Упр.258(списать, соблюдая правила правописания. Определить вид сложных предложений).

65

12

Текст. Стили речи. Типы речи.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Объяснение учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.

Практикум, работа по раздаточным материалам, тест.

Знать отличительные осо­бенности разных сти­лей и типов речи, Уметь создавать тексты разных стилей и жанров, ис­пользуя ИВС, осуществлять речевой самоконтроль, уча­ствовать в речевом обще­нии.

Упр.267или написать сочинение на тему «Что значит быть интеллигентным человеком?»

66

13

Употребление знаков препинания.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа.

Практи­кум, выборочный диктант, тест.

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практи­ке письма основные прави­ла пунктуации, нормы по­строения СП, употребления в речи, производить пунк­туационный и синтаксиче­ский разбор.

Упр.271 списать, расставляя пропущенные знаки препинания.

67

14

Обобщение и систематизация изученного материала. Орфография.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Орфографическая работа.

Объяснитеьный диктант, тестовые задания.

Применять на практике полученные знания по орфографии.

Решение тестовых заданий по книге ГИА «Русский язык» под ред. И.П. Цыбулько, вар. 1-5.

68

15

Обобщение и систематизация изученного материала. Синтаксис.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Синтаксическая и пунктуационная работа.

Объяснительный диктант, тестовые задания.

Применять на практике полученные знания по синтаксису и пунктуации.

Решение тестовых заданий по книге ГИА «Русский язык» под ред. И.П. Цыбулько, вар. 6-10.



© 2010-2022