- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование по курсу русского языка в 9 классе
Планирование по курсу русского языка в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гарифуллина Э.И. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Утверждено» «Согласовано» «Рассмотрено»
Руководитель МБОУ «Лицей №145» Заместитель руководителя по УВР Руководитель МО
___________/Идиятов Д.Г./ МБОУ «Лицей №145» __________ /Большакова Е.В./
ФИО ФИО
_________/Валиуллина Н.В./ Протокол №___ от _________
Приказ №______ от ФИО
«___» ___________2015 г. «____» ______________ 2015г. «____» ____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани
Гарифуллина Эльвира Ильшатовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
по курсу русского языка в 9 классе
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___ от
«____» ____________ 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004, №1089), а также обязательного минимума содержания общего образования по русскому языку.
-
Примерной учебной программы «Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения»
-
Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
-
Программы школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; - М.: «Просвещение», 2008 г.)
-
Приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009 №822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».
-
Примерного учебного плана для 5-9 классы общеобразовательных учреждений (классов) РТ на 2014-2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Задачи обучения:
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по русскому языку на начало учебного года
-
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
-
Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
-
Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
-
Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения - описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения - рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса:
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 9
всего 68 , в неделю 2
Плановых контрольных работ - 14,
из них контрольных диктантов - 2 , словарных диктантов - 2, изложений - 4, сочинений- 4, тестовых работ - 2.
Планирование составлено на основе Сборника нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа, 2008.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник: Русский язык для 9 кл. общеобразовательных организаций», Л.АТростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова М.,»Просвещение», 2013г.
Дополнительная литература
1. Обучение русскому языку в 9 классе/Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.
2. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
3. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2005.
4. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2005.
5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
6. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение,2005.
7. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
8. Пучкова Л. . Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь /Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
9. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
10. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2013.
№ п/п
№ урока по теме
Тема
урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Характеристика
деятельности
учащихся или виды учебной
деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты
освоения
материала
Домашнее
задание
Дата проведения урока
По плану
По факту
1 1 Введение. 1 Урок изучения Беседа по вопро- Практикум Уметь вести
Международное нового сам, мини-сочи- беседу, оценивать
Значение русского материала нение. собственную
языка и чужую речь,
знать термины,
различать лекси-
ческое и грамма-
тическое
Повторение изученного в 5 - 8 классах
(6 часов)
2
1.
Устная и письменная речь.
Монолог.
Диалог.
1
Урок закрепления знаний
Выполнение упражнений по образцу, диктант. работа по карточкам
Самостоятельная работа, практикум, схематический диктант
Знать основные выразительные средства фонетики. Уметь применять их в собственной речевой практике, оценивать собственную и чужую речь с т. з. орфоэпических норм . Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы
Параграфы 1-3 прочитать, подготовить пересказ. Упр. 12 - письменно (написать памятку), подобрать алгоритм к схеме в тетради
3
2
Стили языка.
1
Урок закрепления знаний
Повторение пройденного, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа
Практикум, схематический диктант
Уметь составлять слова по заданной схеме, давать характеристику слова, опираясь на схему
Упр. 27 - письменно, выучить словарные слова
4
3
Простое предложение и его грамматическая основа.
1
Урок закрепления знаний
Беседа по вопросам, выполнение упражнений по образцу, работа по карточкам
Выборочный диктант, морфологический и орфографический разбор
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам
Упр. 33 - письменно (указать части речи), выполнить морфологический разбор выделенных слов.
5
4
Предложения с обособленными членами.
1
Урок закрепления знаний
Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа
Практикум, распределительный диктант, тест
Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса
Параграф 3 прочитать, составить тезисы. Упр.49 - письменно (выполнить синтаксический разбор предложений).
6
5
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
1
Урок закрепления знаний
Предложения с вводными и вставными конструкциями и обращениями
Выборочный диктант, выполнение упражнений
Уметь находить в предложениях вставные, вводные конструкции , обращения и уметь выделять их знаками препинания.
Параграф 4 изучить. Упр.40 - письменно (продолжить текст).
7
6
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах».
1
Урок контроля и оценки знаний
Индивидуальная
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками по изученной теме
Повторить пройденный материал, письменно ответить на вопросы в тетради.
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение. Культура речи
(4 часа)
8
1
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
1
Урок изучения нового материала
Беседа по вопросам, тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа
Выборочный диктант, синтаксический разбор, работа по карточкам
Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них
Параграф 7 изучить, упр.51 (выписать предложения по определенному порядку).
9
2
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения
1
Урок изучения нового материала
Работа с учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа
Объяснительный диктант, синтаксический разбор, тест
Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор
Параграф 8 - выучить определение. Упр.55 - списать, расставить знаки препинания.
10
3
Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста (подготовка к ГИА)
1
Урок комплексного применения знаний.
Урок контроля5
Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа
Работа с текстом, составление плана, изложение
Уметь адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости
Выучить материал,
закончить работу по заданному алгоритму.
11
4
Р.р. Изложение (сжатое)
1
Сложносочиненные предложения
(5 часов)
12
1
Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП.
1
Урок изучения нового материала
Изучение теоретического материала. Совершенствование постановки знаков препинания
Работа с теоретическим материалом, составление предложений по схемам, пунктуационный разбор предложений
Иметь представление о ССП, составлять сложные предложения с использованием сочинительных союзов
Параграфы11,12 прочитать. Письменно составить по 3 примера на ССП по смысловым отношениям.
13
2
ССП с соединительными союзами, разделительными и противительными.
1
Урок изучения нового материала
Классификация сочинительных союзов, Знаки препинания при сочинительных союзах в ССП
Работа с теоретическим материалом, составление предложений по схемам, пунктуационный разбор предложений
Иметь представление о ССП, составлять сложные предложения с использованием сочинительных союзов
Параграф 13 изучить, законспектировать тезисы. Упр.64 (по заданию; Параграфы 14-15 прочитать, подготовить тезисный пересказ.
14
3
Разделительные знаки препинания между частями ССП.
1
Урок изучения нового материала
Изучение теоретического материала. Совершенствование постановки знаков препинания
Работа с теоретическим материалом, составление предложений по схемам, пунктуационный разбор предложений
Уметь различать разделительные, выделительные знаки препинания
Параграф 16 прочитать, упр.72 - письменно с индивидуальным грамматическим заданием.
15
4
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
1
Урок комплексного применения знаний
План синтаксического и пунктуационного разбора ССП
Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа
Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор ССП
Параграф 17 законспектировать. Упр. 76 - письменно.
16
5
Р.Р. Сочинение -рассуждение.
1
Урок контроля и оценки знаний
Индивидуальная
Написание сочинения-рассуждения
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками по изученной теме
Закончить работу над сочинением; подготовиться к словарному диктанту по заданным орфограммам.
Сложноподчиненные предложения
(20 часов)
17
1
Понятие о СПП. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.
1
Урок изучения нового материала
Объяснение учителя, конструирование предложений, словарная работа, занимательная лингвистика, наблюдения над текстом
Словарный диктант, практикум, конструирование предложений, работа по карточкам
Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП
Параграфы 18-19 прочитать, упр.88 списать, включая пропущенные союзы и союзные слова и расставляя знаки препинания.
18
2
Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП.
1
Параграф 20 разобрать самостоятельно, выучить определения. Упр.96 - устно, упр. 97 - письменно.
19
3
Р.р. Сочинение.
1
Урок комплексного применения знаний.
Урок контроля и оценки знаний
Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, самостоятельная работа
Отбор материала, составление плана, написание сочинения
Уметь создавать собственный текст на заданную тему
Подобрать материал по темам.
20
4
Р.р. Сочинение.
1
Параграф 21 прочитать, устно ответить на вопросы параграфа. Упр. 104 - письменно.
21
5
Основные группы СПП. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.
1
Урок изучения нового материала
Работа с учебником, тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа
Словарный выборочный диктант, ответы на вопросы, тест
Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи
Параграф 22 прочитать, упр.111, 115 - письменно.
22
6
Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.
1
Урок закрепления знаний
Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа
Творческий диктант, тест
Упр. 116 - устно, упр.117 - письменно.
23
7
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.
1
Урок изучения нового
Объяснение учителя, конструирование предложений, самостоятельная работа
Распределительный диктант, тест
. Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи
Параграф 23 изучить, упр.119 - письменно
24
8
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.
1
Урок закрепления знаний
Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа
Выборочный диктант, тест
Параграф 23 подготовить для письменного пересказа, упр.122 - письменно, подготовиться к контрольной работе).
25
9
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
1
Урок изучения нового
Объяснение учителя, повторение пройденного конструирование предложений словарная работа
Тренировочные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам
Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи
Параграф 24 прочитать, составить 5 примеров сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.
26
10
СПП с придаточными времени и места.
1
Урок изучения нового материала
Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа
Составление таблицы, тренировочные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам
Знать отличительные особенности СПП с придаточными места Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными места , вычленять их из текста и правильно употреблять в речи
Параграф 25 прочитать, упр.126 - устно, 129 - письменно.
27
11
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.
1
Урок изучения нового материала
Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа
Составление таблицы, тренировочные упражнения, распределительный диктант
Знать отличительные особенности СПП с придаточными условия, причины и цели. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными условия, причины и цели, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи
Параграф 26 прочитать, выписать определения, подобрать к ним письменно по 2 примера из художественной литературы.
28
12
Придаточные предложения образа действия, меры, степени и сравнительные.
1
Урок изучения нового материала
Эвристическая беседа, объяснение учителя, лингвистический разбор, конструирование предложений
Беседа, выборочный диктант, работа по образцу, тест
Знать отличительные особенности СПП с придаточными образа действия и степени Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными образа действия и степени , вычленять их из текста и правильно употреблять в речи
Параграф 27 изучить, упр.157 - письменно.
29
13
Р.р. Изложение (сжатое).
1
Урок контроля и оценки знаний
Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа
Работа с текстом, составление плана, изложение
Уметь адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости
Повторить способы сжатия текста; повторить виды СПП.
30
14
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
1
Урок изучения нового материала
Объяснение учителя, повторение пройденного конструирование предложений словарная работа
Тренировочные упражнения, распределительный диктант, заполнение таблицы
Знать отличительные особенности СПП с придаточными условия, причины и цели. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными условия, причины и цели, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи
составить текст сочинения.
31
15
Практическая работа «Сложноподчинённые предложения».
1
Урок контроля и оценки знаний
Синтаксический разбор, тест, конструирование предложений, словарная работа
Практикум, тестирование
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка
Упр.165 - письменно (по индивидуальным заданиям).
32
16
Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
1
Урок изучения нового мтериала
Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа
Выборочный диктант, работа по карточкам
Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
Параграф 28 прочитать, упр.169 (выделить главную и придаточную части).
33
17
Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
1
Урок закрепления знаний
Закрепление постановки знаков препинания в сложном предложении с несколькими придаточными
Выборочный диктант, работа по карточкам
Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
Индивидуальные задания по раздаточным материалам.
34
18
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.
1
Урок закрепления знаний
Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа
Выборочный диктант, тест
Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
Параграфы 29-30 изучить, упр.179 - письменно (по индивидуальному заданию).
35
19
Р.р.Сочинение- рассуждение по предложенному высказыванию.
1
Урок комплексного применения знаний
Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, самостоятельная работа
Отбор материала, составление плана
Уметь создавать собственный текст на заданную тему
Составить черновик,
рассмотреть примерные темы на сайте ФИПИ.
36
20
Р.р. Сочинение- рассуждение по предложенному высказыванию.
1
Бессоюзные сложные предложения
(7часов)
37
1
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Интонация в БСП.
1
Урок изучения нового материала
Лингвистическая разминка, объяснение учителя, выразительное чтение, тренировочные упражнения
Объяснительный диктант , составление схемы
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
Параграфы 31,32 изучить. Упр.182, 190 - письменно.
38
2
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1
Урок изучения нового материала
Систематизация знаний учащихся о постановке точкки и точки с запятой в простом и сложном предложениях.
Орфографическая работа, анализ текста. Установление смысловых отношений между частями БСП.
Различать условия постановки знаков препинания в БСП
Параграф 33 прочитать, устно ответить на вопросы, подготовить по 1 письменному примеру из публицистической литературы и СМИ.
39
3
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
Урок изучения нового
Занимательная лингвистика, работа с учебником, словарная работа
Выборочный диктант, работа по карточкам
Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы по строения БСП, употребления в речи.
Параграф 34 изучить, упр.198 (по образцу в тетради).
40
4
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
Урок изучения нового
Занимательная лингвистика, работа с учебником, тренировочные упражнения, словарная работа
Выборочный диктант, работа по карточкам
Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила
Параграф 35 изучить, упр.200 (по общему грамматическому заданию).
41
5
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение «Бессоюзные сложные предложения».
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа
Практикум, , работа ло карточкам, тест
Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире
Выучить таблицу в тетради, упр.203 - письменно.
42
6
Практическая работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Самостоятельная работа, работа над ошибками
Тренинг, тест
Уметь соблюдать в практике письма основные правила строения БСП, употребления в речи
Решать тестовые задания по теме, упр.206 - устно.
43
7
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения».
1
Урок контроля и оценки знаний
Индивидуальная
Контрольный тест
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками по изученной теме
Решать тестовые задания по теме
Сложные предложения с разными видами связи
(6 часов)
ла пунктуации, нормы по-
44
1
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
1
Урок изучения нового
Объяснение учителя, повторение пройденного, работа с учебником, словарная работа
Выполнение упражнений по образцу, выборочный диктант
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях
Параграф 37 выучить, упр.211 выполнить письменно по заданному образцу.
45
2
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
1
Урок закрепления знаний
Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений
Практикум, тест, графический диктант
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи
Параграф 38 выучить, упр.216 - письменно.
46
3
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение теоретического материала
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений
Знать: Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Параграф 39 прочитать, выучить определения, упр.218 - письменно (по индивидуальным грамматическим заданиям).
47
4
Контрольный диктант «Сложные предложения с разными видами связи».
1
Урок контроля и оценки знаний
Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений
Контрольный диктант
Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.
Повторить словарные слова по заданным орфограммам.
48
5
Публичная речь.
1
Урок изучения нового
Беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа
Тренировочные упражнения, тест
Уметь самостоятельно анализировать предложения с авторскими знаками препинания в подобранном отрывке, отмечать особенности текста по стилю и типу речи, объяснять трудные случаи языковых явлений
Стр.114-115 - изучить статью об авторских знаках препинания.
Упр.259 - выписать предложения с авторскими знаками препинания, отметить грамматические основы.
49
6
Р.Р. Сжатое изложение.
1
Урок контроля и оценки знаний
Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа
Работа с текстом, составление плана, изложение
Уметь адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости
Закончить работу над изложением.
Общие сведения о языке
(4 часа)
50
1
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление
1
Урок изучения нового материала
Лингвистическая разминка, работа с учебником
Выступления учащихся с докладами
Знать основные функции языка в обществе. Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и общества
Написать сочинение-миниатюру.
51
2
Русский литературный язык и его стили.
1
Урок изучения нового материала
Беседа, работа с учебником, со словарями самостоятельная работа
Ответы на вопросы, работа по карточкам
Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари. Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию
Упр.276 (заполнить таблицу).
52
3
Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения на основе высказываний известных лингвистов
1
Урок комплексного применения знаний
Беседа, работа с учебником, со словарями самостоятельная работа
Обсуждение высказываний известных лингвистов (тезис, аргументация, вывод)
Уметь подготовить устное высказывание по предложенному тезису.
Подготовить сообщение об известном лингвисте.
53
4
Р.р. Изложение
1
Урок комплексного применения знаний
Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа
Работа с текстом, составление плана, изложение
Уметь адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости
Письменно ответить на вопросы на стр.154 с подбором примеров.
Р.р. Написание изложения
Повторение (15 ч.)
54
1
Фонетика. Графика. Орфография
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Тренировочные упражнения по образцу, самостоятельная работа, конструирование предложений
Выборочный диктант, ответы на вопросы, тест
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы. Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.
Упр. 230 - списать, указать орфограммы.
55
2
Лексика и фразеология. Орфография
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Выполнение упражнений по образцу, лексический диктант
Практикум, лексический диктант,
Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы
Упр.233 - списать, расставляя знаки препинания, подчеркнуть фразеологизмы.
56
3
Морфемика. Словообразование. Орфография
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение пройденного, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа
Практикум, схематический диктант
Уметь составлять слова по заданной схеме, давать характеристику слова, опираясь на схему
Упр.241 списать, расставляя знаки препинания.
57
4
Контрольный тест по теме «Орфография. Лексика. Морфемика»
1
Урок контроля и оценки знаний
Обобщение знаний по теме «Орфография. Лексика. Морфемика»
Выполнение тестовыех заданий
Применять основные виды орфограмм, знать лексическую терминологию, знать способы словообразования
Параграф 45 прочитать, подготовить пересказ.
58
5
Морфология: существительное, прилагательное, числительное, местоимение.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение изученного, работа с таблицами, тренировочные упражнения
Практикум, выборочный диктант. тест
Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного, прилагательного, числительного, местоимения, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания
Написать изложение по тексту упр. 247, завершить его описанием впечатления, которое произвела на вас кратина
59
6
Морфология: глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тренировочные упражнения, самостоятельная работа, ответы на вопросы.
Работа по карточкам, тест, творческий диктант.
Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, причастия, деепричастия, наречия, категории состояния , основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.
Упр. 251 списать, подготовить сообщения.
60
7
Морфология: предлог, союз, частица.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тренировочные упражнения, самостоятельная работа, ответы на вопросы.
Работа по карточкам, тест, творческий диктант.
Знать морфологические признаки служебных частей речи и междометия. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.
Инд. задания, морфологический разбор (по вариантам).
61
8
Р.р. Сочинение.
1
Урок комплексного применения знаний.
Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, самостоятельная работа.
Отбор материала, составление плана
Уметь создавать собственный текст на заданную тему.
62
9
Р.р. Написание сочинения.
1
Закончить работу над сочинением.
63
10
Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.
Пунктуация.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа.
Практикум, распределительный диктант, тест.
Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса.
Параграф 46 прочитать, упр.254 (списать, соблюдая правила правописания.
64
11
Синтаксис. Сложное предложение. Пунктуация.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа.
Практикум, выборочный диктант, тест.
Уметь производить синтаксический разбор сложных предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса.
Упр.258(списать, соблюдая правила правописания. Определить вид сложных предложений).
65
12
Текст. Стили речи. Типы речи.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Объяснение учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.
Практикум, работа по раздаточным материалам, тест.
Знать отличительные особенности разных стилей и типов речи, Уметь создавать тексты разных стилей и жанров, используя ИВС, осуществлять речевой самоконтроль, участвовать в речевом общении.
Упр.267или написать сочинение на тему «Что значит быть интеллигентным человеком?»
66
13
Употребление знаков препинания.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Синтаксический разбор, диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа.
Практикум, выборочный диктант, тест.
Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.
Упр.271 списать, расставляя пропущенные знаки препинания.
67
14
Обобщение и систематизация изученного материала. Орфография.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Орфографическая работа.
Объяснитеьный диктант, тестовые задания.
Применять на практике полученные знания по орфографии.
Решение тестовых заданий по книге ГИА «Русский язык» под ред. И.П. Цыбулько, вар. 1-5.
68
15
Обобщение и систематизация изученного материала. Синтаксис.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Синтаксическая и пунктуационная работа.
Объяснительный диктант, тестовые задания.
Применять на практике полученные знания по синтаксису и пунктуации.
Решение тестовых заданий по книге ГИА «Русский язык» под ред. И.П. Цыбулько, вар. 6-10.