- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Викторина по русскому языку Славлю тебя, русский язык
Викторина по русскому языку Славлю тебя, русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рзянина Н.А. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Иммануил Кант отмечал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство воспитывать и искусство управлять». Да, управлять и воспитывать хотелось бы хорошо. Для этого важно создание в школе, на каждом уроке и не только на уроке, но и во внеклассной деятельности интеллектуальной, творческой атмосферы, способствующей хорошему настроению и полной отдачи учителя и ученика. Поэтому особое внимание уделяется созданию обстановки комфортности, безопасности для ученика. Образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на успех. Не стоит бояться высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Развитие способности мыслить, творчески, логически излагать свои суждения- очень важная педагогическая задача. Особенно это нужно в наше время, когда ценятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Современная школа должна соответствовать целям опережающего развития, поэтому от того, как будет устроена школьная действительность, зависит успешность в получении образования.
В современном, постоянно меняющемся мире сам человек должен быть мобильным, готовым постоянно чему-то учиться, переучиваться, этому как раз и способствует деятельность учителя, старшего товарища и единомышленника, способного не только давать уроки, но и просто отдыхать с детьми.
Именно эти причины определили принципы воспитательной работы, осуществляемой в нашей школе.
Воспитательная работа строится на основании программы воспитательной работы школы через реализацию следующих воспитательных задач:
1. Создание условий для формирования человека-гражданина, усвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.
2. Развитие физически и нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала, создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подходов во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.
3. Обеспечение дальнейшего социально-педагогического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
4. Индивидуализация подхода в работе с ребятами группы риска.
5. Организация внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
Остановимся подробно на организации внеурочной деятельности. В зависимости от целей и задач проводимых внеклассных мероприятий можно определить следующие их виды:
-
мероприятия тематического плана (связанные, например, с тематическими неделями, проходящими в школе: тематические классные часы, различные интеллектуальные игры, конкурсы);
-
мероприятия спортивного направления;
-
мероприятия развлекательного характера.
В методической копилке любого классного руководителя есть достаточное количество разработок и классных часов по различным темам, и сценариев мероприятий спортивного плана, и сценариев праздников, посвященных знаменательным календарным датам. Большую помощь в подготовке различного рода мероприятий оказывает интернет. Поэтому многие классные руководители, и я не исключение, пользуются готовым материалом.
Хотелось бы представить сценарии тех мероприятий, аналогов которым не найти в сети интернет. Может быть, какие - то небольшие соответствия и найдутся, но все-таки претендую на оригинальность.
Как учитель - предметник, привлекаю своих детей к участию в различного рода тематических мероприятиях. Примером тому может стать викторина «Славлю тебя, русский язык», проводимая в рамках недели русского языка и литературы. Данную викторину может провести любой учитель-предметник, не обязательно филолог. Вопросы и задания просто занимательны и общедоступны.
ВИКТОРИНА «СЛАВЛЮ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК!»
Цель:
-
используя занимательные вопросы и задания, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку, показать неизвестные стороны развития этой науки, расширить кругозор учащихся;
-
развивать познавательную и творческую активность учащихся;
-
воспитывать у учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки.
Ход мероприятия.
I Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим викторину «Славлю тебя, русский язык». Вы узнаете много интересного, расширите свое представление о таком скучном предмете, как русский язык, и проверите свою эрудированность. В конце викторины победителей ожидают вкусные призы. Итак, поехали…
II В середине ХIХ века в России было сильным движение пуристов - ревнителей чистоты русского языка. Пуристы провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова их исконно русскими соответствиями, «славянорусскими» словами.
В связи с этим противники пуристов придумали анекдот, что примером такой замены может служить фраза
Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.
Попробуйте определить значение этой фразы, дать ее «перевод».
Идет франт по проспекту из цирка в театр в галошах.
III Владимир Иванович Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?
Волнователь - … агитатор;
глазоем - …горизонт;
ловкосилие -…гимнастика;
подобень -… портрет;
соглас - …гармония;
побудка - …инстинкт;
сине-алый -… фиолетовый;
сверкалец - … алмаз;
числословие - …арифметика;
себятник -… эгоист;
путевик - …маршрут;
дальнеразговорня - …телефон.
IY ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…
Итак, нужно ответить на большее количество вопросов. Правильный ответ - 1 балл. Определяем самого умного и сообразительного ученика.
-
Как иначе можно назвать произведение устного народного творчества? (Фольклор.)
-
Какие из сказок самые древние: волшебные, бытовые или сказки о животных? (О животных.)
-
Какие две части выделяют в Библии? (Ветхий завет, Новый завет.)
-
За сколько дней, по Библии, Бог создал мир? (За 6 дней.)
-
Имена первых детей Адама и Евы. (Каин и Авель.)
-
В чем заключалась чудесная сила библейского богатыря Самсона? (В его волосах.)
-
Кто такая Вазуза? (Река. В русской народной сказке «Вазуза и Волга» - меньшая сестра Волги.)
-
Фольклорно-библейское число. (Три.)
-
Средство передвижения Бабы-Яги. (Ступа с помелом.)
-
Какие исторические лица в иносказательном виде предстают перед нами в басне Крылова «Волк на псарне»? (Кутузов и Наполеон.)
-
Имя и отчество автора сказки «Спящая царевна». (Василий Андреевич Жуковский.)
-
Определение иронии. (Насмешка, осмеяние.)
-
Определение кульминации. (Высшее напряжение действия в художественном произведении.)
-
Определение эпитета. (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить его.)
-
Имя и фамилия пушкинского станционного смотрителя. (Самсон Вырин.)
-
Главное занятие Сильвио, героя повести Пушкина «Выстрел», после выхода в отставку. (Стрельба из пистолета.)
-
Объясните значение крылатого выражения «кануть в Лету». (Быть забытым навсегда.)
-
Какому древнегреческому богу принадлежат крылатые сандалии? (Бога Гермеса.)
-
Переносное значение слова «Нарцисс». (Самовлюбленный человек.)
-
Какие вы знаете типы русских народных сказок? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
-
К какому типу русских народных сказок вы бы отнесли сказку «Царевна-лягушка»? (К волшебным.)
-
Реплика Бабы-Яги, когда она чувствует, что в ее жилище прячется незваный гость. («Фу-фу! Русским духом пахнет!»)
-
Каков буквальный перевод слова «Библия»? (Книга.)
-
Определение аллегории. (Иносказание.)
-
Что объединяет Эзопа, Лафонтена, Лессинга, Сумарокова, Крылова? (Они являются авторами басен.)
-
Определение композиции. (Построение художественного произведения.)
-
Определение метафоры. (Переносное значение слова.)
-
Вражда каких двух семейств изображена в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Берестовых и Муромских.)
-
«Все смолкли, слушают Баяна…» Кто такой Баян? (Певец времен князя Владимира.)
-
Кто такие Тролли? (Сверхъестественные существа в скандинавских народных поверьях.)
-
Что такое мораль в басне?(Вывод автора, оценка автором того, что он изобразил.)
-
Имя библейского царя, прославившегося среди израильского народа своей мудростью. (Соломон.)
Y Эти имена возникли в России после Октябрьской революции 1917-го года. Расшифруйте их значения. Объясните их происхождение.
-
Владилен, Владлен, Владлена - … ( в честь Владимира Ильича Ленина);
-
Желдора - … ( от сочетания железная дорога);
-
Наука - … (в честь советской науки);
-
Правдина - … (в честь газеты «Правда»);
-
Восмарт - … (в честь Международного женского дня 8 - е марта);
YI Прочитайте эти стихотворные отрывки с различной интонацией:
-
Со страхом;
-
Весело;
-
Влюбленно;
-
Воинственно.
Ио, иа, цолк, Эо из ию иэ
Ио, иа, цолк. Э э иэ ио иэ
Пиц, пац, пацу, Юи юи ио иэ
Пиц, пац, паца, Аэоэ иаоэ
Ио иа цолк, ио иа цолк… Оя у аоэ…
(В. Хлебников.) (Жан Кокто)
YII Какие ошибки допущены в произношении этих слов?
Сурьезный, пасибо, чикочется, быдто, сумленье, чичас, нужон, спортилась, чижалехонько, наскрозь, пымали, милай, терпленье, одначе, тады, синпатия, жисть, ноне, чо.
YIII Как правильно назвать жителей этих городов?
-
В Чебоксарах живут - … (чебоксарцы);
-
В Туле - … (туляки);
-
В орле - … (орловцы);
-
В Омске - … (омичи);
-
В Брянске - … (брянцы);
-
В Перми - … (пермяки);
-
В Курске - … (куряне);
-
В Ростове - на - Дону - … (ростовчане);
-
В Холме - … (холмичи);
-
В Смоленске - … (смоляне);
-
В Петропавловске - Камчатском - … (петропавловцы);
-
В Пензе - … (пензяки);
-
В Пинске - … (пинчуки);
-
В Устюге - … (устюжане);
-
В Пятигорске - … (пятигорчане).
Как принято называть детенышей животных?
-
У котов - … (котята);
-
У собак - … (щенята);
-
У овец - … (ягнята);
-
У коз - … (козлята);
-
У кур - … (цыплята);
-
У быков - … (телята);
-
У морских котиков - … (котята);
-
У носорогов - … (форма не образуется);
-
У мышей - … (мышата);
-
У верблюдов - … (верблюжата);
-
У змей - … (змееныши).
IX Подведение итогов викторины. Награждение самых активных участников.
Особой популярностью среди детей пользуются мероприятия развлекательного характера, посвященные каким - либо календарным праздникам. С этих «вечеринок» дети уносят много позитивных эмоций, могут расслабиться и предстать совсем в ином, неожиданном для многих свете.