Викторина по русскому языку Славлю тебя, русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иммануил Кант отмечал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство воспитывать и искусство управлять». Да, управлять и воспитывать хотелось бы хорошо. Для этого важно создание в школе, на каждом уроке и не только на уроке, но и во внеклассной деятельности интеллектуальной, творческой атмосферы, способствующей хорошему настроению и полной отдачи учителя и ученика. Поэтому особое внимание уделяется созданию обстановки комфортности, безопасности для ученика. Образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на успех. Не стоит бояться высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Развитие способности мыслить, творчески, логически излагать свои суждения- очень важная педагогическая задача. Особенно это нужно в наше время, когда ценятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Современная школа должна соответствовать целям опережающего развития, поэтому от того, как будет устроена школьная действительность, зависит успешность в получении образования.

В современном, постоянно меняющемся мире сам человек должен быть мобильным, готовым постоянно чему-то учиться, переучиваться, этому как раз и способствует деятельность учителя, старшего товарища и единомышленника, способного не только давать уроки, но и просто отдыхать с детьми.

Именно эти причины определили принципы воспитательной работы, осуществляемой в нашей школе.

Воспитательная работа строится на основании программы воспитательной работы школы через реализацию следующих воспитательных задач:

1. Создание условий для формирования человека-гражданина, усвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

2. Развитие физически и нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала, создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подходов во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.

3. Обеспечение дальнейшего социально-педагогического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

4. Индивидуализация подхода в работе с ребятами группы риска.

5. Организация внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.

Остановимся подробно на организации внеурочной деятельности. В зависимости от целей и задач проводимых внеклассных мероприятий можно определить следующие их виды:

  • мероприятия тематического плана (связанные, например, с тематическими неделями, проходящими в школе: тематические классные часы, различные интеллектуальные игры, конкурсы);

  • мероприятия спортивного направления;

  • мероприятия развлекательного характера.

В методической копилке любого классного руководителя есть достаточное количество разработок и классных часов по различным темам, и сценариев мероприятий спортивного плана, и сценариев праздников, посвященных знаменательным календарным датам. Большую помощь в подготовке различного рода мероприятий оказывает интернет. Поэтому многие классные руководители, и я не исключение, пользуются готовым материалом.

Хотелось бы представить сценарии тех мероприятий, аналогов которым не найти в сети интернет. Может быть, какие - то небольшие соответствия и найдутся, но все-таки претендую на оригинальность.

Как учитель - предметник, привлекаю своих детей к участию в различного рода тематических мероприятиях. Примером тому может стать викторина «Славлю тебя, русский язык», проводимая в рамках недели русского языка и литературы. Данную викторину может провести любой учитель-предметник, не обязательно филолог. Вопросы и задания просто занимательны и общедоступны.

ВИКТОРИНА «СЛАВЛЮ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК!»

Цель:

  • используя занимательные вопросы и задания, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку, показать неизвестные стороны развития этой науки, расширить кругозор учащихся;

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

  • воспитывать у учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки.

Ход мероприятия.

I Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим викторину «Славлю тебя, русский язык». Вы узнаете много интересного, расширите свое представление о таком скучном предмете, как русский язык, и проверите свою эрудированность. В конце викторины победителей ожидают вкусные призы. Итак, поехали…

II В середине ХIХ века в России было сильным движение пуристов - ревнителей чистоты русского языка. Пуристы провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова их исконно русскими соответствиями, «славянорусскими» словами.

В связи с этим противники пуристов придумали анекдот, что примером такой замены может служить фраза

Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

Попробуйте определить значение этой фразы, дать ее «перевод».

Идет франт по проспекту из цирка в театр в галошах.

III Владимир Иванович Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

Волнователь - … агитатор;

глазоем - …горизонт;

ловкосилие -…гимнастика;

подобень -… портрет;

соглас - …гармония;

побудка - …инстинкт;

сине-алый -… фиолетовый;

сверкалец - … алмаз;

числословие - …арифметика;

себятник -… эгоист;

путевик - …маршрут;

дальнеразговорня - …телефон.

IY ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…

Итак, нужно ответить на большее количество вопросов. Правильный ответ - 1 балл. Определяем самого умного и сообразительного ученика.

  1. Как иначе можно назвать произведение устного народного творчества? (Фольклор.)

  2. Какие из сказок самые древние: волшебные, бытовые или сказки о животных? (О животных.)

  3. Какие две части выделяют в Библии? (Ветхий завет, Новый завет.)

  4. За сколько дней, по Библии, Бог создал мир? (За 6 дней.)

  5. Имена первых детей Адама и Евы. (Каин и Авель.)

  6. В чем заключалась чудесная сила библейского богатыря Самсона? (В его волосах.)

  7. Кто такая Вазуза? (Река. В русской народной сказке «Вазуза и Волга» - меньшая сестра Волги.)

  8. Фольклорно-библейское число. (Три.)

  9. Средство передвижения Бабы-Яги. (Ступа с помелом.)

  10. Какие исторические лица в иносказательном виде предстают перед нами в басне Крылова «Волк на псарне»? (Кутузов и Наполеон.)

  11. Имя и отчество автора сказки «Спящая царевна». (Василий Андреевич Жуковский.)

  12. Определение иронии. (Насмешка, осмеяние.)

  13. Определение кульминации. (Высшее напряжение действия в художественном произведении.)

  14. Определение эпитета. (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить его.)

  15. Имя и фамилия пушкинского станционного смотрителя. (Самсон Вырин.)

  16. Главное занятие Сильвио, героя повести Пушкина «Выстрел», после выхода в отставку. (Стрельба из пистолета.)

  17. Объясните значение крылатого выражения «кануть в Лету». (Быть забытым навсегда.)

  18. Какому древнегреческому богу принадлежат крылатые сандалии? (Бога Гермеса.)

  19. Переносное значение слова «Нарцисс». (Самовлюбленный человек.)

  20. Какие вы знаете типы русских народных сказок? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

  21. К какому типу русских народных сказок вы бы отнесли сказку «Царевна-лягушка»? (К волшебным.)

  22. Реплика Бабы-Яги, когда она чувствует, что в ее жилище прячется незваный гость. («Фу-фу! Русским духом пахнет!»)

  23. Каков буквальный перевод слова «Библия»? (Книга.)

  24. Определение аллегории. (Иносказание.)

  25. Что объединяет Эзопа, Лафонтена, Лессинга, Сумарокова, Крылова? (Они являются авторами басен.)

  26. Определение композиции. (Построение художественного произведения.)

  27. Определение метафоры. (Переносное значение слова.)

  28. Вражда каких двух семейств изображена в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Берестовых и Муромских.)

  29. «Все смолкли, слушают Баяна…» Кто такой Баян? (Певец времен князя Владимира.)

  30. Кто такие Тролли? (Сверхъестественные существа в скандинавских народных поверьях.)

  31. Что такое мораль в басне?(Вывод автора, оценка автором того, что он изобразил.)

  32. Имя библейского царя, прославившегося среди израильского народа своей мудростью. (Соломон.)

Y Эти имена возникли в России после Октябрьской революции 1917-го года. Расшифруйте их значения. Объясните их происхождение.

  1. Владилен, Владлен, Владлена - … ( в честь Владимира Ильича Ленина);

  2. Желдора - … ( от сочетания железная дорога);

  3. Наука - … (в честь советской науки);

  4. Правдина - … (в честь газеты «Правда»);

  5. Восмарт - … (в честь Международного женского дня 8 - е марта);

YI Прочитайте эти стихотворные отрывки с различной интонацией:

  • Со страхом;

  • Весело;

  • Влюбленно;

  • Воинственно.

Ио, иа, цолк, Эо из ию иэ

Ио, иа, цолк. Э э иэ ио иэ

Пиц, пац, пацу, Юи юи ио иэ

Пиц, пац, паца, Аэоэ иаоэ

Ио иа цолк, ио иа цолк… Оя у аоэ…

(В. Хлебников.) (Жан Кокто)

YII Какие ошибки допущены в произношении этих слов?

Сурьезный, пасибо, чикочется, быдто, сумленье, чичас, нужон, спортилась, чижалехонько, наскрозь, пымали, милай, терпленье, одначе, тады, синпатия, жисть, ноне, чо.

YIII Как правильно назвать жителей этих городов?

  1. В Чебоксарах живут - … (чебоксарцы);

  2. В Туле - … (туляки);

  3. В орле - … (орловцы);

  4. В Омске - … (омичи);

  5. В Брянске - … (брянцы);

  6. В Перми - … (пермяки);

  7. В Курске - … (куряне);

  8. В Ростове - на - Дону - … (ростовчане);

  9. В Холме - … (холмичи);

  10. В Смоленске - … (смоляне);

  11. В Петропавловске - Камчатском - … (петропавловцы);

  12. В Пензе - … (пензяки);

  13. В Пинске - … (пинчуки);

  14. В Устюге - … (устюжане);

  15. В Пятигорске - … (пятигорчане).

Как принято называть детенышей животных?

  1. У котов - … (котята);

  2. У собак - … (щенята);

  3. У овец - … (ягнята);

  4. У коз - … (козлята);

  5. У кур - … (цыплята);

  6. У быков - … (телята);

  7. У морских котиков - … (котята);

  8. У носорогов - … (форма не образуется);

  9. У мышей - … (мышата);

  10. У верблюдов - … (верблюжата);

  11. У змей - … (змееныши).

IX Подведение итогов викторины. Награждение самых активных участников.

Особой популярностью среди детей пользуются мероприятия развлекательного характера, посвященные каким - либо календарным праздникам. С этих «вечеринок» дети уносят много позитивных эмоций, могут расслабиться и предстать совсем в ином, неожиданном для многих свете.





© 2010-2022