Обобщающий урок русского языка Причастие

Тема: Повторение темы «Причастие». Цель: систематизировать знания 7-ков по теме «Причастие», осуществить реализацию основных знаний по теме, проверить знания, умения, навыки по изученной теме. Задачи:образовательные: закрепить полученные знания о причастии;развивающие: развивать навыки самоконтроля и самооценки, лингвистическое мышление, кругозор;воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к русскому языку, словесности. Метод:объяснительно- иллюстративный, беседа, практический. Оборуд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольно -обобщающий урок по теме « Причастие»

Тема: Повторение темы «Причастие».

Цель: систематизировать знания 7-ков по теме «Причастие», осуществить реализацию основных знаний по теме, проверить знания, умения, навыки по изученной теме.

Задачи:

образовательные: закрепить полученные знания о причастии;

развивающие: развивать навыки самоконтроля и самооценки, лингвистическое мышление, кругозор;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к русскому языку, словесности.

Метод:объяснительно- иллюстративный, беседа, практический.

Оборудование:учебник, таблицы, портрет В.И. Даля.

Ход урока.

1.Оргмомент.

  • Разминка.

Учитель показывает рисунки с изображением действий человека и задаёт вопрос:

-Назвать действия одним словом и определить , что объединяет эти слова?

Вывешивается тема урока «Причастие».

Сценка.

Глагол:Я сегодня весь день подметал, убирал, чистил, отмывал, оттирал - словом, много всего по хозяйству делал, чтобы в доме чувствовался порядок. Шутка ли - сынок приезжает на каникулы.

Прилагательное: А я художница и поэтому раскрашивала цветы в саду. Они сразу становились яркими , разноцветными и душистыми. А соседка моя даже сочинила про меня стишок:

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой?Какая? Какое? Какие?

Глагол: А вот и наш сыночек Причастие идёт. Здорово , сын!

Прилагательное: Сынок, ты сдал выпускной экзамен на самостоятельность?

Причастие: Пока нет, а когда сдам, стану самостоятельной частью речи. А пока меня ещё считают папенькиным сыночком, то есть особой формой глагола. Будто я не сам по себе, а малыш какой-то. Будто я без папы и шагу ступить не могу.

Глагол: ладно, сынок, не грусти. ( Хлопает сына по плечу.) Ты ведь пока несовершеннолетний , подрастёшь ещё. И потом, быть особой формой глагола тоже не так уж и плохо.

Прилагательное: По-моему, это ужасно несправедливо, что Причастие считается особой формой глагола. ( Пожимает плечами.). Ведь сам посмотри ( обращается к мужу), ну чем он на тебя похож? Только тем , что носит эту ужасную шляпу.

Глагол: Глагол без шляпы- не Глагол! Я тебе сто раз это говорил. Раз Причастие- особая форма глагола, ребёнок должен носить шляпу.

Прилагательное: И всё-таки я не понимаю, почему Причастие не называют особой формой прилагательного? Ведь у него глаза мои, нос мой...

Причастие: Вот любители поспорить! Я ведь на обоих ужасно похож. Во мне ясно видны черты Прилагательного, и черты Глагола. Пошли лучше в дом. Я жутко голодный. ( Уходят).

  • Что мы называем причастием?

  • - С какой целью мы употребляем причастие в речи?

3.Контрольно- подготовительный этап.

1. Вывешивается эпиграф и доказывается правота его: « Часть речи , причастная глаголу в образе прилагательного.»

В.И.Даль

2. Погружение.

Рассыпались понятия о причастии, соберите и составьте опорную схему.

Число.

Род

Время.

Вопрос.

Вид.

Синтаксическая роль. Глагол. Причастие. Прилагательное. Признак по действию.

Возвратность. Переходность.

3. « Узнавание в лицо».

  • Выборочный диктант.

1 вариант выписывает действительные причастия, 2 - страдательные.

1 вариант.

Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавшей три часа. Ушедшая вода в ручей не вернётся. Катящийся камень травой не обрастёт .Никто не может быть ни всезнающим , ни всемогущим. Торгующий овощами ест траву.

2 вариант.

Сказанное слово не может вернуться. Потерянного времени не воротишь. Пропущенный час годом не воротишь. Раненная из лука птица боится кривой ветви. Написанное на бумаге и боги не сотрут.

Проблемный вопрос.

Какие суффиксы участвуют в образовании действительных и страдательных причастий?

Вывешивается таблица.

  • От чего зависит выбор суффикса?

4. Мы перешли к правописанию причастий.

К каким частям речи относятся однокоренные слова : Девочка нерассеянна ( внимательна). Ответ. Краткое прилагательное.

Зерно не рассеяно. Ответ. Краткое причастие.

Вывешивается схема.

Различайте.

Краткие причастия.

Каков?

Можно заменить глаголом.

Не раздельно. Н

Краткие отглагольные прилагательные.

Каков?

Можно заменить синонимом- прилагательным.

Не слитно. Нн


  • Буквенный диктант.

Не с причастиями.

А. Коль гость приходит нежеланный,

Ложись и за живот держись,

А гость желанный - режь барана,

На угощенье не скупись.

Б.

Собака, не видевшая тигра, не боится его.

В.

Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.

Г.

Не засыпай старого колодца,пока новый не выкопан.

Д.

Не кричи про жареную рыбу, пока сырая не поймана.

Ж.

Не позволено на войне ошибаться дважды.

З.

Когда казан бывает не прикрыт, он у собаки отнимает стыд.

К.

В жизни ничего не сотворил человек, своих не знавший сил.

Ответ: С.Р.С.С.Р.Р.Р.Р.

  • Н и Нн в причастиях и отглагольных прилагательных .

Объяснительный диктант по «цепочке».

1.Ломаного гроша не стоит.

2. Карета, запряжённая четвёркой, не догонит сказанного слова.

3. Шаг, сделанный вперёд, - шаг к победе.

4. От хвороста, собранного сообща, пламя бывает выше.

5. От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесённой клеветой, - никогда.

6. Не кричи про жареную рыбу, пока сырая не поймана.

7.Режет волк и меченую овцу.

8.Пуганая ворона и куста боится.

9. Пусть бы не было муки в закроме, не переводился бы только печёный хлеб.

10. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

11. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

  • Переменка.

Загадочная пауза.

Дано слово «покинут». Какая это часть речи? Какое здесь окончание?

  • Самостоятельная дифференцированная работа

1 группа.

  • Составить предложение, соответственно схеме: прич.+ сущ.

2 группа

Составить предложение соответственно схеме: сущ.,+ прич.

3 группа

Составить словосочетания прич.+сущ.

2-ая часть урока - контрольная. Выполнение тестовых заданий. Оцени свои знания по теме

« Причастие ».

Рефлексия.

Домашнее задание.

  • Составить терминологический кроссворд.

  • Написать сказку « О том, как Причастный оборот от Запятых спасался».

  • Составить словарный диктант на правописание причастий.


© 2010-2022