Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Склонение имен существительных во множественном числе» с использованием Сингапурской методики

В  2013-2014 учебном  году  я   работаю  над  реализацией  совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.  Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В 2013-2014 учебном году я работаю над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.

Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. Для меня, учителя с 27-летним стажем работы в школе, новые структуры обучения - большая возможность для повышения качества преподавания русского языка и литературы.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать инновационные подходы в обучении школьников.

Использование обучающих структур сингапурского метода обучения и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы; приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействие ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.

Тема: Склонение существительных во множественном числе.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.

Задачи урока :

- научить правильно писать падежные окончания имён существительных во множест-венном числе, сформировать орфографическую грамотность;

- развивать память, мышление; устную и письменную речь;

-воспитывать трудолюбие, взаимовыручку и чувство коллективизма.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем партнёра по лицу, партнёра по плечу.

-Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках ?

- Склонение имён существительных.

- Спасибо , ребята!

II. Разминка. КОНЭРС.

Углы ( На листочках : 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение). У вас на руках карточки со словами. Каждый из вас должен подумать 3 секунды и записать , к какому склонению относится это существительное.

У кого существительное первого склонения - пройдите в свой угол, у кого существительное второго склонения - в этот угол, у кого существительное третьего склонения - в другой угол.

Ученики выбирают свои углы.

- Встаньте, задвиньте стульчики .Подойдите к вашему углу и найдите для разговора партнёра не из вашей команды.

- Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол ? ( 15 секунд)

- Поделись мнением своего партнёра.( Из каждого угла по 1 человеку)

- Как вы определили, какой угол вам нужен?

( На что оканчивается существительное в И.п. ед ч. и к какому роду относится.)

- Теперь в вашем же углу найдите другого партнёра, с кем вы ещё не общались и просклоняйте существительные. Начинает тот, кто повыше. (Чередуясь, 15 секунд).Поблагодарите своего партнёра. Спасибо.

III. Основная часть .

1.Сейчас вы работаете с партнёром по плечу. У вас на столах есть карточки на оранжевых листочках. Назовите четвёртое лишнее слово. У вас должно получиться 3 слова. ( Лишние слова: 1 ряд- рыбаки, 2 ряд - реки, 3 ряд -степи).

- Почему лишними оказались слова рыбаки, реки, степи ?( Ответы учащихся)

- Правильно , спасибо. Перед нами имена существительные во множественном числе. Обратите внимание на их склонение.

Вывод : существительные всех трёх склонений во множественном числе имеют совпадающие окончания в Д.п. -ам, -ям ; в Т.п. -ами, -ями; в П.п. -ах, -ях. На экране проецируется склонение существительных во множественном числе. Записываем в тетрадях.

2. МИКС ПЭА ШЭА.

Ученики молча смешиваются под музыку , двигаясь по кабинету.

- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и « дать пять» ( взяться в воздухе за руки). Затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.

Первый вопрос. Будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

( ТАЙМД ПЭА ШЭА.30 сек.)

- Поблагодарите своего партнёра.

- А теперь на этот вопрос ответит тот, у кого больше пуговиц.( Во множественном числе существительные не различаются по склонениям.)

( Музыка останавливается , ученики находят другую пару.)

Второй вопрос. Посмотрите, пожалуйста , на экран. Грач оканчивается на - ч,( сущ.мужского рода , после шипящих Ь не пишется) , мышь - на -Ь( сущ. женского рода, после шипящих пишем Ь), а что происходит со следующим примером : роща - рощи - рощ., плечо- плечи - плеч.

- Подумайте 5 секунд.

( ТАЙМД ПЭА ШЭА. 30 сек.)

- Поблагодарите своего партнёра.

- А теперь на этот вопрос ответит тот, у кого волосы светлее.

( Музыка останавливается , ученики находят другую пару.)

Вывод: в именах существительных женского и среднего рода в Р.п. множественного числа после шипящих Ь не пишется .

-Спасибо, ребята. Молодцы.

Третий вопрос. Окончания каких падежей будут одинаковыми при склонении имён существительных во множественном числе ?

- Подумайте 5 секунд.

( Ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд. ТАЙМД ПЭА ШЭА)

- Поблагодарите своего партнёра.

- А теперь на этот вопрос ответит тот, кто ниже ростом.

-Спасибо, ребята. Молодцы. Пройдите на свои места.

3. Работа с учебником . Упражнение 269, стр.105. Списать, раскрывая скобки и ставя существительные во множественном числе.

4.РАУНД РОБИН по часовой стрелке.

Работа на жёлтых листочках

- На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 1.

Р.п. мамы

Д.п. мам

Т.п. мамам

И.п. мамы

В.п. мамами

П.п. о мамах

- А теперь на этот вопрос ответит тот, кто выше ростом.

5. Ребята, образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ (А3).

Посмотрите , пожалуйста, на экран.

Работа с учебником .Упр.272, стр.106. Образуйте от данных существительных сначала форму И.п.мн.ч. , затем- форму родительного падежа множественного числа.

Банан - бананы, бананов; яблоко- яблоки ,яблок; грамм- граммы, граммов; ботинок- ботинки, ботинок; город- города, городов, и т.д.

6. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.

-Ребята. встаньте, поднимите руку и найдите ближайшую пару. Ученик А спрашивает ученика В.

Ученик В отвечает. Ученик А помогает и хвалит .

-А теперь меняемся ролями.

Ученики меняются карточками и благодарят друг друга. Ученики проверяют и обучают друг друга , используя карточки с вопросами и ответами по теме. Ученики А-В меняются карточками.

( Карточки заранее приготовлены учителем.

Как образуется от данных существительных форма Р,п. множественного числа?

Пара ( ботинки, чулки,носки)

много( дела, яблоки)

килограмм ( апельсины, помидоры)

пара ботинок, чулок, носков;

много дел, яблок;

килограмм апельсинов, помидоров

7. Работа на местах. Закрепление пройденного материала с помощью тестовых заданий:

1. В русском языке падежей:
а) 7
б) 9
в) 6
2. Творительный падеж отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) кем? чем?
в) кого? что?
3. Существительные в Д. п. мн.ч. имеют окончание:
а) -ы, -и.
б) -ами, -ями.
в) -ям, -ам.

4. В каком падеже существительные во множественном числе имеют окончания -ах, -ях:
а) Творительный
б) Именительный
в) Предложный.
5. В каком падеже в существительных женского и среднего рода мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется?
а) Р.п.
б) Д.п.
в) П.п.

Ученики рещают тесты и меняются тетрадями с партнёром по плечу. На экране даются ответы. Ученики проверяют работы своих товарищей и ставят оценки.

IV. Подведение итогов.

- Домашнее задание. Решите лингвистическую задачу. Оценки.

- Спасибо за урок.























© 2010-2022