Урок по теме Нравы и обычаи Запорожской Сечи в мирное время

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тема: « Нравы и обычаи Запорожской Сечи в мирное время.

(По повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба».)»









Исполнители:

Булавина С.В., МБОУСОШ № 42

Шенцова Л.М., МБОУСОШ № 62













2012год.









Тема урока. Нравы и обычаи Запорожской Сечи в мирное время.

(По повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».)

Цели:

  1. Дать представление о героической повести

  2. Познакомить учащихся с историей Запорожской Сечи, её нравами и обычаями(своеобразным укладом жизни).

  3. Раскрыть художественное своеобразие и национальный колорит повести «Тарас Бульба».

  4. Воспитывать интерес и уважение к отечественной истории, культуре, литературе и языку, чувства товарищества, способности преодоления жизненных трудностей.

Задачи:

  1. Показать связь повести с фольклорным эпосом.

  2. Провести анализ содержания 2-ой и 3-ей глав повести Н.Гоголя.

  3. Познакомить с укладом жизни украинского казачества.

  4. Познакомить учащихся со способами создания образа Запорожской Сечи.

  5. Показать роль повести в формировании братства, патриотизма, воинского долга, отношения к законам.

Задачи для учащихся:

Знать и понимать:

- особенности жанра героической повести;

- историю Запорожской Сечи, её нравы и обычаи и национальный колорит повести;

-способы и средства создания национального колорита и образа Запорожской Сечи.

Уметь:

-находить детали героической повести в картинах бытовой жизни Запорожской Сечи;

-находить в тексте художественные детали описания быта и обычаев запорожских казаков (способы создания художественного образа Запорожской Сечи);

- находить средства создания образов и картин;

- находить средства выражения авторской позиции в повести;

- находить связь повести Гоголя с историческим прошлым Запорожской Сечи.

Тип урока - урок- практикум на исследовательской технологии.

Ученики проводят исследование под руководством учителя.

Методы организации:

- словесные, наглядные

-иллюстративные, эвристические

- анализ, синтез

Оборудование: текст повести, учебник, компьютер, проектор.

Методы стимулирования: стимулирование интереса (занимательность, создание ситуации успеха)

Приёмы работы учителя: беседа, рассказ, опрос (устный)

Приёмы работы учеников: опережающее чтение, слушание, повторное чтение текста, выборочное чтение, чтение наизусть, пересказ, ответы на вопросы, проектная деятельность учеников ( подготовка устных сообщений), работа с учебником (повторение определения жанра повести, введения понятия героическая повесть,работа с текстом повести).



















Вот то гнездо, откуда вылетают все

те гордые и крепкие, как львы!

Вот откуда разливается воля и

казачество на всю Украйну!

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».



Ход урока.

I.Предтекстовый этап урока.

На данном этапе происходит актуализация ранее изученного материала, связанного с теорией литературы, с текстом Гоголя, первичное представление героической повести как эпического жанра, проверка домашнего задания.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей и задач урока (проецируется на экране) (СЛАЙД 1)

  3. Актуализация ранее изученного материала.

Вступительное слово учителя

-Сегодня мы продолжаем говорить о героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». С определением повести вы уже знакомы.

-Давайте вспомним определение повести и подумаем, какой смысл в определение повести как жанра добавляет слово «героическая»?


Вывод учителя:

-Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.

Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Учитель:

- Можем ли мы повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» назвать героической?



Учитель:

-Прочитайте внимательно тему урока и эпиграф к нему (СЛАЙД 3). Как вы думаете, о чём будет наш урок?

Учитель:

-Что нам предстоит узнать на уроке?

Учитель:

-Как вы понимаете значение слов - нравы, обычаи?

Учитель:

-Какие главные слова в эпиграфе к уроку?

Учитель:

-Итак, сегодня нам предстоит большая и важная работа, в процессе которой мы должны будем выяснить, какое значение имела Запорожская Сечь в воспитании различных качеств этих гордых и крепких, как львы, людях, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. А для этого нам нужно узнать, каков был жизненный уклад этой казачьей вольницы, какие законы существовали здесь. В результате нашего разговора мы должны прийти к выводу, в чем важность данной темы в наше время.



Предполагаемый ответ:

-Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.

А в героической повести мужественные защитники Отчизны борются за правду, за справедливость, при этом они готовы пожертвовать собой.




Предполагаемый ответ:

- Я думаю, что повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры (СЛАЙД 2).


Предполагаемый ответ:

-Мы будем говорить о Запорожской Сечи, куда Тарас собрался со своими сыновьями.

Предполагаемый ответ:

-Мы узнаем о нравах и обычаях в Сечи.

Ожидаемый ответ:

-НРАВЫ - устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение.

Предполагаемый ответ:

-Так как мы читаем героическую повесть, то главные слова в эпиграфе - «гордые и крепкие, как львы», «воля и казачество».

Учитель:

-Прежде чем начнем работать с текстом повести, давайте познакомимся с историей Запорожской Сечи, причинами ее возникновения.

Сообщение учеников:

1-й:

-Казачество на рубеже16 - 17 веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка. Основную часть казачества с его особым укладом жизни и военной организацией составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на недоступных днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. За днепровскими порогами и была создана Запорожская Сечь - своеобразная военная «республика» - запорожское войско.

2-й:

-Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки, которые подчинялись куренным атаманам, выборному кошевому. В особо ответственные моменты, когда принимались решения о походах, собиралась казацкая рада (совет). Молодые казаки получали здесь необходимую воинскую науку:

II. Текстовой этап урока. Работа по анализу содержания текста посредством повторного, выборочного чтения, эвристической беседы и заслушиванием сообщений отдельных учащихся с использованием презентаций. Перед учениками распечатанный текст 2-й и 3-й глав повести, заранее прочитанных ими

Учитель:

-Прочитайте 3-й вопрос учебника к 1-й главе: почему Тарас решает ехать в Сечь?


Учитель:

-Узнаем, что же это за Сечь, куда, оторвав от матери, Тарас Бульба увозит сыновей, о чём с придыханием говорит уже в 1-й главе.

Как создаётся автором образ Запорожской Сечи? Из каких сцен и эпизодов складывается общая картина Сечи в повести?

Ожидаемый ответ:

-Тарас говорит сыновьям: «Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму».

Гости Тараса сказали то же: «Нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь».

Ожидаемый ответ:

-Гоголь по-разному рисует Сечь, используя для этого пейзаж, портрет, речь героев, их поступки, художественные детали.

Учитель:

-Давайте же вместе с героями отправимся в Сечь.

А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Гоголя «царём степи». Чем же писатель заслужил такую высокую оценку? (СЛАЙД 4)

Чтение наизусть учеником описания степи.

Учитель:

-Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

Учитель:

- Обратите внимание на ключевые эпитеты пейзажа: становилась прекраснее, девственною пустынею, неизмеримыми волнами диких растений.

-Что подчеркивается словами «пустыня», «океан», «волны» ( как лексический повтор)?

Учитель:

-Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи?

Учитель:

-Какие художественные средства используются здесь писателем?


Учитель:

-Гоголя можно назвать мастером в передаче цвета: он создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описании степи?

Учитель:

-А какие звуки можно услышать в степи? Какой приём для этого автор использует?


Учитель:

-Не потеряла своего очарования степь вечером и ночью. Кто вместе с писателем ею любуется?




Предполагаемый ответ:

-Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан.


Предполагаемый ответ:

-Огромные, неизмеримые пространства.

Предполагаемый ответ:

-Да. «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

Предполагаемый ответ:

-Метафора(брызнули миллионы разных цветов), гипербола(миллионы разных цветов, поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном), анафора и синтаксический параллелизм ( вот она пропала в вышине… Вот она перевернулась…).

Предполагаемый ответ:

- Много разных цветов: голубой, синий, лиловый, желтый, белый.


Предполагаемый ответ:

-Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев.Для этого писатель использует аллитерацию: он повторяет звуки [ш, ч, с, х, ж, з, щ]:волошки, в гуще, верхушкою, жёлтый, тысячью разных свистов.

Предполагаемый ответ:

-Тарас. Но главное- вместе с ним восхищаются своей родиной Остап и Андрий.

Учитель:

-Найдите в тексте повести описание Днепра.

Выразительное чтение учениками вслух.

Учитель:

-Есть ли общие мотивы в описание степи и Днепра?


Учитель:

-В прозе пейзаж является неотъемлемой частью всей изображаемой картины.

С чем (по сюжету повести) связаны описания степи и Днепра?

Учитель:

-Итак, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы.


Предполагаемый ответ:

-Мотив бесконечности, масштабности, вольности: такой вывод нам помогают сделать лексический повтор -волны, сравнение - шумел, как море, эпитет -широко стлались, лексика - по воле.

Предполагаемый ответ:

-Прибытие героев в Запорожскую Сечь.

Учитель:

-Итак, Тарас Бульба и его сыновья подъезжают к казацкой вольнице. Прочитайте, как ведёт себя Тарас, подъезжая к Сечи. Почему?

Учитель:

-Обратимся к тексту: что же предстаёт перед ними? Что мы слышим?(СЛАЙД №5).



Учитель:

-В самом деле, люди разных нравов, обычаев уживались в одном месте. Какой предстаёт перед героями следующая картина?

Пересказ эпизода «Запорожец на дороге». (СЛАЙД № 6)

Учитель:

- Обратите внимание на то, как рисует портрет этого казака Гоголь.

- Какое впечатление производит сравнение запорожца, растянувшегося на дороге, со львом? Какой характер носит это сравнение?

Учитель:

-Обратите внимание на бытовые детали, подчёркивающие национальную принадлежность казака.

Ожидаемый ответ:

-«Тарас приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провёл рукою по усам».Запорожская Сечь для него бесконечно дорого и близка.

Ожидаемый ответ:

-Это было предместье. Сначала мы благодаря художественным деталям - «пятьдесят кузнецких молотов»- услышали оглушительный шум, доносившийся из «двадцати пяти кузниц».

А потом увидели много народа самых разных национальностей: армянин, татарин, жид - ремесленники, торговцы - они все были заняты делом (много бытовых деталей: мяли бычачьи кожи, развесил дорогие платки, цедил горелку).



Предполагаемый ответ:

-Вольному, сильному, гордому казаку мало места- он спал «на самой середине дороги, раскинув руки и ноги».

Автор любуется картинами Сечи, будто улыбается, видя это зрелище.

Ожидаемый ответ:

- На голове казака чуб, шаровары - часть казацкой одежды. (СЛАЙД № 7).

СООБЩЕНИЕ учеников.

1.

Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол(его ещё называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Слово чуб, как считают некоторые исследователи, произошло от персидскогочоб- гроздь, кисть, пучок. А слово казак у персов переводилось как хохол. Считается . сто подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, по которой сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором был своего рода паролем при встрече с другим казаком. Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всём соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого, храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

2.

Просторные шаровары были приметной частью казацкой одежды. Шились они в основном из сукна, однако могли быть и кожаные. Очевидцев поражала ширина казацких шаровар. Для пошива казацких штанов использовали двенадцать аршин. Такие шаровары назывались «рясными». На шаровары же «с достатком» уходило ещё больше сукна - до пятнадцати аршин. Казак иногда «выхвалялся» шароварами: «Как идёт казак, так и след за собой метёт».

Важнее всего была и маскировка. Порою издали и не поймёшь, кто перед тобой - «точно баба в юбке стоит». Очевидцы свидетельствовали, что «в иные шаровары можно штук тридцать арбузов вложить». В шаровары обычно прятали саблю или пистоль. Врагу невдомёк было, что базарный зевака, или крикливый торговец, ли жалкий попрошайка могли, превратившись в ловких воинов, выхватить из шаровар кинжалы или пистоли.

Учитель:

-Снова обратимся к тексту.

Каковы ваши впечатления от описания площади Сечи?

Учитель:

-В самом деле, поражает демократизм жизни в Запорожской Сечи. Обратим внимание на риторическое восклицание как кульминацию в описании Сечи: «Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!»(СЛАЙД № 8).

Предполагаемый ответ:

-Обращают на себя внимание детали : «нигде не было видно забора», «не хранимые решительно никем» (вал и засека).

Учитель:

-Проследим по тексту: в чём ещё проявляется необычный характер населения Сечи?

Прослушивание фонограммы танца «Казачок».

Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца». (СЛАЙД №9)

Учитель:

-Какие эпитеты использует Гоголь при описании этого танца?

Учитель:

- Какое слова в характеристике танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

Учитель:

-Душа казака напиталась вольным степным воздухом.

Предполагаемый ответ:

-Мне кажется, прежде всего в поступках. Потому что далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки.


Ожидаемый ответ:

-Молодого(запорожца), (били) круто и крепко, сильная (грудь), мощным(изобретателям) и ,главные, (танец) самый вольный, самый бешеный.

Ожидаемый ответ:

-Вольный, воля.

Учитель:

-Встреча Тараса с боевыми товарищами. Ещё один способ создания образа: как в речи Тараса слышны его отношения с другими казаками?

Ожидаемый ответ:

-Все реплики Тараса - или вопросительные предложения(он спрашивает о судьбе боевых товарищей), или восклицания (это приветствия, восхищение от увиденного и оценка друзей).

Учитель:

-Вспомним о демократизме, о котором мы говорили, когда наши герои только въехали в предместье. Почему же Остапа и Андрия удивил приём в Сечь? Прочитайте, как об этом пишет Гоголь.

Учитель:

- Вспомните, с какой целью Тарас отправляется с сыновьями в Сечь? Чему же можно было научиться молодым, находясь рядом с опытными казаками?













Учитель:

- «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал. Начавшийся шумно и потерявший конец свой». Это цитата из 3-й главы. Дома вы главу прочитали -найдите её ключевые слова. Какова их роль?

Учитель:

-Да, демократизм, «независимые республики», товарищество, братство - законы Сечи: «это был тесный круг школьных товарищей».

Посмотрим , какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. (СЛАЙД № 10).











Учитель:

- И жили казаки, соблюдая строгие заповеди (СЛАЙД № 11).

- Но какие законы царили в Запорожской Сечи?

Учитель:

-Докажите текстом, что законы в Сечи отличались жестокостью.

Пересказ учениками эпизода о наказаниях оступившихся казаков.

Учитель:

-Как вы думаете,почему были жестоки эти законы?

Чем это было продиктовано?

Предполагается чтение отрывка от слов «Остапу и Андрию казалось чрезвычайно странным…» до слов « Этим оканчивалась вся церемония».

Сообщения учеников

1.

В казачье войско принимали не всякого. Для кандидатов существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Именно тут устраивали испытания новичкам. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.

2.

«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конём»,- шутили запорожцы. Умение обращаться с конём было одним из главных требований к кандидату. Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернётся здоровым, тот и казак!

3.

Серьёзным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно через грозные пороги. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него - толпа «новобранцев». Вдруг трубка (будто случайно) выпала из рук и исчезла под водой. Того, кто, не раздумывая, кидался за ней и находил трубку на дне Днепра, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях.

4.

Существовало у запорожцев одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул…

Ожидаемый ответ:

-По два раза употребляются в тексте 2-3 абзаца слова товарищество -товарищей, весёлость, республика . Эти слова определяют характер жизни в Запорожской Сечи, являются её смыслом.

Сообщение ученика «Из истории создания картины».

-Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. И то, что рамки картины произвольно срезаны, создает впечатление, будто и за пределами холста продолжается красочная, бурная жизнь запорожского коша. Это впечатление усиливает прокопченная дымом костров даль, в которой угадываются бесчисленные казацкие курени, кони, люди, обозы… Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»

Самая важная и сильная сторона картины в органическом сплаве идеи свободолюбия с показом этой идеи через обыденные, земные образы и детали, точно рисующие казацкий быт и характер.

Вот фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, ничему не подчинилось…»




Предполагаемый ответ:

Законы порой были очень жестокие.



Предполагаемый ответ:

-Законы были, конечно, жестокие. Но в казаках нужно было воспитывать жёсткую дисциплину, потому что в войне может победить только дисциплинированное войско, а казаки постоянно воевали.

Учитель:

-А теперь подведём итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, каким вы увидели образ Запорожской Сечи, созданный автором.



Предполагаемые ответы:

-В Запорожской Сечи многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, демократическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество в мирное время.

-Запорожцы, изображённые Гоголем, - это настоящие былинные богатыри, героически сражающиеся за независимость своей отчизны.

- Автор, несмотря на героизм казаков повести, создаёт правдивую картину, поэтому мы узнали и про жестокие наказания, например, за воровство или убийство.

Учитель:

-Остап и Андрий получили только несколько уроков, настоящая школа впереди. Но уже в 3 главе Гоголь пишет: «Скоро оба молодые козака стали на хорошем счет у козаков». (СЛАЙД № 12).Об этих героях мы поговорим на следующем уроке.

III.Заключительный этап урока: комментарий правильности и точности ответов учащихся в ходе урока , оценка сообщений учащихся, презентации к беседе, степень их самостоятельности.

Д.З. Написать развернутый ответ на вопрос: « Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи »?



© 2010-2022