Конспект урока Пушкин и няня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пушкин и няня.

Цель урока: знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявления глубокой человечности лирического героя стихотворения "Няне".

Формирование навыков выразительного чтения, чтения наизусть, лексической работы, работы с таблицами и иллюстрациями, умение выделять главное в прослушанном и прочитанном.

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова человечность.

Ход урока.

1. - Продолжаем уроки по изучению жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина. На предыдущих занятиях мы с вами говорили о сказках великого Пушкина.. Сегодня мы продолжим погружаться в мир лирики поэта. А для начала сыграем с вами в "Крестики-нолики". Таким образом закрепим прошлую тему урока.

  1. Пушкин написал 5 стихотворных сказок, не похожих одна на другую +

  2. В основу своих сказок поэт положил произведения народного творчества +

  3. Эта сказка непростая.

Тут и рыбка золотая,

И старуха, и старик...

Мир волшебный так велик... (Речь идет о "Сказке о царе Салтане" -)

  1. Ждет история другая,

Угадайте вы, какая?

В ней чудесное стекло,

Зеркалом зовут его.

А еще царица есть,

Что нельзя и глаз отвесть... ((Сказка о мертвой царевне +)

  1. Мы ж поднимемся высоко,

Полетим опять далеко,

В тридевятое все царство,

В тридесято государство.

Долетаем до границы,

Видим, как с высокой спицы

Встрепенулся петушок:

Не заметить нас не мог. (Сказка о золотом петушке + )

  1. Отправляемся все в путь

Мы к попу, не как-нибудь.

У него живет Балда.

Вот работник хоть куда! ( Сказка о золотой рыбке -)

  1. А еще есть дивно диво,

Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

И увидим мы с тобой

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря ( Сказка о царе Салтане +)

  1. О ком из сказочных героев идет речь:

Спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых (Балда +)

  1. Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор ( Семь богатырей - )

  1. Кто получил письмо следующего содержания?

Родила царица в ночь

не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку ( Царь Салтан +)

Подведем итоги:

                    +

                    +

                    -

                    +

                    +

                    -

                    +

                    +

                    -

                    +




                    2. Новая тема. Ребята, подумайте сейчас о самых близких и дорогих вам людях....

                    Ах, умолчу ль о мамушке моей,

                    О прелести таинственных ночей,

                    Когда в чепце, в старинном одеянье,

                    Она, духов молитвой уклоня,

                    С усердием перекрестит меня

                    И шёпотом рассказывать мне станет

                    О мертвецах, о подвигах Бовы…

                    От ужаса не шелохнусь бывало,

                    Едва дыша, прижмусь под одеяло,

                    Не чувствуя ни ног, ни головы.

                    - О ком рассказывает поэт в стихотворении? Кого называет "мамушкой?

                    Итак, вы уже поняли, что речь пойдёт о няне поэта. Няни того времени, xix века, - это дорогие и близкие сердцу «мамушки», которые растили и воспитывали многих русских писателей и поэтов. Практически все первые детские воспоминания каждого ребёнка из дворянской семьи в xix и даже в начале xx века были связаны с нянями- простыми крестьянскими женщинами. Итак, наш урок назовём -

                    Пушкин и няня

                    Поэт и няня

                    Не туман истаял Спозаранку -

                    пала покрывала пелена.

                    Перед нами Пушкин и Крестьянка,

                    Ну, а кто ж по имени она?

                    Слушайте, ответьте, псковитяне,

                    Чей же здесь изваян лик и взгляд?

                    Может, это Пушкинская няня,

                    О которой помнят стар и млад?

                    Вас. Смирнов


                    На памятнике они, как и в жизни, рядом. Поэт и няня. Александр Сергеевич Пушкин и Арина Родионовна Яковлева. Она была крепостной из деревни Суйда Петербургской губернии, жила в семье Пушкиных многие годы и вынянчила всех детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны. Арина Родионовна отказалась даже от вольной и осталась в семье Пушкиных до конца своей жизни. Этот памятник находится в центре Пскова, на скрещении дорог, одна из которых приведёт вас в Михайловское.

                    А сейчас мы с вами совершим экскурсию на родину няни поэта (Видео "Пушкин и няня")

                    Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, забуду вас…Я буду вас ожидать и молить Бога, чтобы он дал нам свидеться…Приезжай, мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю. Остаюсь вас много любящая няня ваша Арина Родионовна. Из письма Арины Родионовны Пушкину.

                    … Нахожусь в глухой деревне - скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно…Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко - целый день верхом - вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны…она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно… Из письма А.С.Пушкина Д.М.Шварцу. Декабрь 1824 г.Михайловское

                    Анализ стихотворения "Няне"

                    Навеки запечатлел свою матушку в стихотворении «Няне». (На фоне музыки Г.Свиридова читается стихотворение)

                    Это стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей душу ноте - «то чудится тебе…»Что же могло почудиться Арине Родионовне? Может быть, новая встреча со своим любимцем. В послании «Няне» всего 12 строк, я бы назвала её хвалебной песнью всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто дал нам жизнь и вынянчил нас. (Звучит « Романс» из музыки к «Метели»).

                    Это стихотворение А.С. Пушкина знакомо вам ещё по начальной школе.

                    - Как вы думаете, почему мы вновь обращаемся к нему? ( Мы повзрослели, поэтому поймем уже знакомое нам стихотворение по-новому).

                    - Сегодня мы должны будем проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется -лирический герой.

                    Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».Поэт употребляет ласковые обращения:

                    Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!

                    Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха. Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки). Этими чувствами поэт наделяет лирического героя. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия. Лирический герой не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения - послание.

                    В лирическом произведении и жанр, и композиция- все способствуют выражению настроения. А что такое композиция? 1 часть - обращение лирического героя к няне. Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. В 3 части герой мысленно возвращается туда. 4 часть - беспокойство.

                    Как же, с помощью, каких средств художественной выразительности переданы в стихотворении чувства?

                    - Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?- Как вы понимаете следующие слова и выражения…? Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.

                    «Подруга дней моих суровых» - в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.«Давно-давно ты ждешь меня…»- воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.«Горюешь будто на часах» - выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.«Глядишь в забытые вороты» - ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты - устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь» - переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.- Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?

                    Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:- сравнение: «горюешь, будто на часах»;- эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;- метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь…»;- противопоставление (антитеза): светлый - черный («ты под окном своей светлицы» - «на черный отдаленный путь»).

                    - Перечитайте два первых стиха произведения. Почему поэт, не называя няню по имени, обращается к ней два раза?

                    Подруга дней моих суровых,

                    Голубка дряхлая моя!

                    А.С.Пушкин назвал свое стихотворение "Няне", подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку. Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость подчеркивается повторением слов моих, моя. Поэт не называет няню по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

                    - Определите лексическое значение слова дряхлая в обыденной речи. (*Приложение 2, слайд 4)

                    Дряхлая:

                    Все слова негативны, с оценочным значением

                    - старая, дырявая (одежда);

                    - старая, ветхая, покосившаяся (изба);

                    - сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

                    Определите лексическое значение слова голубка. Когда вы как читатель встречались с этим словом?

                    Голубка:

                    - особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

                    - так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

                    - голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

                    В переносном смысле слово выражает положительную оценку

                    - Совместимы ли по значению слова голубка и дряхлая и почему?

                    Несовместимость определяется противоположностью лексических значений слов.

                    - Почему поэт соединил несоединимое? Какое новое значение появилось у словосочетания в целом?

                    В стихотворении А.С.Пушкина "голубка дряхлая моя" - единый, неделимый поэтический образ (оксюморон). Каждое из слов потеряло свое самостоятельное значение. Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить художественный образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта, не омраченный годами и заботами.

                    Найдите детали, изображающие место, где живет няня (художественное пространство). Как они передают состояние няни?

                    Няня где-то далеко, "одна в глуши лесов сосновых". К ней никто не приезжает, не приходит ("забытые вороты"), она сама никуда не выезжает, поэтому все, что за пределами дома, кажется ей неведомым, страшным ("черный… путь"). Мотив одиночества подчеркнут метафорами и гиперболами.

                    Найдите слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), обозначающие время (художественное время). Постройте цепочку из этих слов. Какое настроение у вас возникло по прочтении их?

                    Мотив времени вводится антитезой названия стихотворения - "Няне" (воспоминание светлого детства) - и словами "голубка дряхлая" (возвращение в день сегодняшний). Он развивается далее в повторе слова "давно", сравнении "будто на часах",метафоре "забытые вороты", в замедленном действии "медлят поминутно спицы". Возникает настроение грусти, печали, в сердце рождается сострадание к одинокой женщине, сожаление о разлуке поэта с нею.

                    - Почему автор не разделил стихотворение на четверостишия?

                    По жанру это послание, прямое обращение поэта к адресату - няне.

                    Здесь нет посредника между поэтом и читателем - лирического героя; мы слышим голос самого поэта.

                    А.С. Пушкин не делит на строфы стихотворение, для того чтобы приблизиться к простой, разговорной форме общения с близким человеком. Чувства льются из души поэта, они личностны, глубоко интимны. Читатель как бы присутствует при этом разговоре случайно. - А теперь прочитайте это стихотворение про себя и выделите карандашом образы, встречающиеся здесь, и их характеристики.

                    - А теперь прочитайте это стихотворение про себя и выделите карандашом образы, встречающиеся здесь, и их характеристики.

                    Образы

                    Характеристика

                    Вывод

                    Дни

                    "дней суровых" (эпитет)

                    Жизнь ЛГ была тяжелой.Это стихотворение было написано поэтом в ссылке.

                    Няня - "голубка" (метафора)

                    "дряхлая моя" (эпитет)"наморщенных руках"

                    Образ няни ассоциируется у ЛГ с образом голубки, а голубь - это птица дружбы, любви, надежды. Значит, ЛГ греет любовь к няне. Она навсегда в его сердце.

                    Няня

                    "горюешь" ("в глуши лесов")"тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь"

                    Мы видим еще один образ няни, которая находится далеко от ЛГ, но также страдает от разлуки.

                    Дорога

                    "черный отдаленный путь"

                    Сердце ЛГ, которое греет воспоминание о "подруге дней", и реальный образ няни в "глуши лесов" соединяются длинной дорогой испытаний, которые герои должны преодолеть.

                    Итог урока.

                    А теперь выполним задание. Прочитайте вступительную статью об А.С.Пушкине. Впишите пропущенные слова и даты. Александр Сергеевич Пушкин родился в городе___________6 июня _____года. Детство поэта прошло в _________. Отец Пушкина, Сергей Львович, был прекрасным ___________. Известным поэтом того времени был ________, Василий Львович. На _____ году жизни Пушкин уже сочинял на французском языке маленькие комедии, на _____году знал наизусть всю французскую литературу. Благотворное влияние на Пушкина оказали ________ и ________ ________,которые познакомили его с устным народным творчеством.

                    © 2010-2022