Конспект урока по теме: Тихая моя родина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Тихая моя родина…»

Стихотворения о родной природе поэтов 20 века.

Стихи В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова.

Цель урока: анализ лирического стихотворения; навыки выразительного чтения; понимание лирического бессюжетного стихотворения.

1. Обучающие:


  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.


2. Развивающие:


  • развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;


  • развить умение анализировать поэтический текст, "проникать в мир поэта";


  • воспитывать умение видеть и чувствовать красоту;


3. Воспитательные:


  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;


  • воспитывать любовь к родной природе.

Повторение: особенности лирики как рода литературы; литературные приёмы, используемые в лирике: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.

Ход урока.

1. Музыка Чайковского и Штрауса введёт учащихся в лирическую атмосферу урока. Часто музыка легко может выразить то, чего не передать словами. Поэзия сродни музыке и она не столько рассказывает, сколько пробуждает «чувства добрые».

Поэзия 20 века явилась достойной преемницей «золотого века» русской литературы.

-Ребята, кто из вас любит ходить в лес, собирать, например, грибы и ягоды?

Часто ли вы замечаете, как выглядят деревья утром; при заходе солнца, какая река в разное время года, в разное время суток…

-А кто любит слушать и читать стихи? Часто ли вы читаете стихи о природе?

2. Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег».

-Какие строчки этого стихотворения перекликаются с пушкинскими?

-Что роднит брюсовские строчки с тютчевскими?

-Как относится поэт к тому, о чём пишет? Какие именно слова выражают любовь автора?

-Какие литературные приёмы использует поэт для изображения волшебства мира, одетого первым снегом?

-В каком из значений употреблено в стихотворении слово «проза»?

-Каким чувством проникнуто стихотворение?

3. Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой».

-Вспомним, в чём главное отличие лирического произведения от эпического?

-Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? Кратко перескажите в прозе содержание стихотворения.

-Какое настроение передаёт автор с помощью описываемого пейзажа?

-Есть ли в этом стихотворении метафоры, эпитеты, олицетворения?

-За счёт чего достигается поэтическая выразительность в таком случае?

4. С.Есенин. «Топи да болота…»

-Кратко перескажите содержание стихотворения.

-Найдите в стихотворении олицетворения, метафоры.

Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты.

5. Н.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой».

-Какова главная мысль стихотворения?

-Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

-В чём воспитательная сила природы?

-Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?

6. Н.Рубцов. «Тихая моя родина».

-О чём это стихотворение?

-Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

-Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель»?

-Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»?

-Какие перемены произошли в родном краю?

-Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо»?

-Какие литературные приёмы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю?

Стихотворения о родной природе часто выражают чувства любви к своему родному краю, к Родине.

Итог.

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом, природой северного края, людьми - тружениками. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Возможно, у вас другой образ родины. Но какой бы мы ее не представляли, чувство привязанности, заботы и любви к своей родине объединяет всех людей.

VI. Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение (на выбор).



© 2010-2022