- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок занимательного языкознания (в формате ФГОС)
Урок занимательного языкознания (в формате ФГОС)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Гиоева С.С. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
И в шутку, и по ФГОС! Уважаемые коллеги-словесники!
Возможно, вам понравится веселый прием, который я часто использую на своих уроках. По различным поводам. Но чаще всего:
- в качестве орг. момента в начале урока;
- подводящего момента к изучению темы;
- для придания оттенка занимательности;
- для смены вида деятельности, отдыха, снятия напряжения; … и т.д.
Словом, каждый филолог легко найдет применение этим, с позволения сказать, «опусам».
Можно использовать одно-два четверостишия и одно-два задания к ним.
Можно на размещенном ниже материале провести целый урок занимательного языкознания, например, в рамках предметной недели.
Часть первая:
«Веселая орфографическая».
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1а) Я гулять (не)х_ч(ю/у): орфограммы все уч(ю,у)!
1б) Хоть уч(ю,у), хоть (не)уч(ю,у) - завтра «пару» п..луч(ю,у)!
1в) (По)чему же я такой? Неужели я тупой?
2а) Кто тебя выдумал, ч_ртово ЕГЭ? 2б) Злая Бабка Ежка на к…стяной н…ге!
3. Как(то) ра(з,с) учитель Свете об(ь,ъ)(е/я)снил, что знания - свет, р…шила Света спать при свете, утр…м встала - знаний нет!
4а) От умстве(нн/н)ого напр_жения л_жит на парте Вовчик без дв_жения:«И за что это Отелло, осерчав, ра(з/с)свир_пело и в пышн…м замке под Вероной задушило Дездемону?»
5. На урок(е,и) музыки вес_ло ж_вем, двойки п…лучаем, п…с…нки п_ем!
6а) В мире соч…нений нету луч(ь)ше, чем по интернету!
6б) Г_товые решения, г_товые ответы скачал для ут_шения, сп_сал - и всем пр…веты!
7а) П…знать все школьные науки -
Не то, что бить на стенке мух.
7б) О, скольк… нам _...ткрытий ч…дных
Готовит пр…св…_щенья дух!
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
« Развеселая морфологическая»
-
Кто быстрее?
Сосчитайте, сколько в предложениях1а,б; 2а,б; 3а,б.:
- глаголов?
- местоимений?
- частиц?
и т.д. (то, что органично для конкретного урока)
вариант: Из предложений №№ __выпишите (назовите):
- все имена существительные;
- все глаголы;
- все местоимения;
- все наречия;
- все имена числительные;
- все предлоги
и т.д. и т.д. (то, что органично для конкретного урока)
-
В каком предложении встречается деепричастие?
ЧАСТЬ третья
«Калейдоскоп»
(фонетика, лексика, синтаксис)
-
Из предложений 2-4 найдите слова, при произношении которых происходит оглушение звонкой согласной буквы.
-
Выпишите номер(а) предложений с обращением.
-
В каком из предложений встречается междометие?
-
Сколько грамматических основ в предложении № 4?
-
Сколько грамматических основ в предложении № 5?
-
В одном из предложений допущена грамматическая ошибка.
Найдите и исправьте ее.
-
Среди предложений 1-7 найдите просторечие. Замените разговорные слова стилистически нейтральными словами.
-
Укажите предложение в котором синтаксическим средством выразительности является инверсия.
Творческое задание
Р/р
(подходит для групповой работы)
-
Поразмышляйте вместе с ребятами своей группы над вопросом первого четверостишия: почему герой уверен, что получит двойку?
-
Напишите герою первого четверостишия небольшое письмо, приободрите его, дайте дельный совет.
САМОПРОВЕРКА (ИЛИ ВЗАИМОПРОВЕРКА)
Часть первая:
-
Я гулять не хочу, орфограммы все учу.
Хоть учу, хоть не учу - завтра пару получу.
Отчего же я такой? Неужели я тупой?
-
Кто тебя выдумал, чертово ЕГЭ?
Злая Бабка Ежка на костяной ноге!
-
Как-то раз учитель Свете объяснил, что знания - свет,
Решила Света спать при свете,
Утром встала - знаний нет!
-
От умственного напряжения
Лежит на парте Вовчик без движения:
«И за что это Отелло,
Осерчав, рассвирепело
И в пышном замке под Вероной
Задушило Дездемону?»
-
На уроке музыки весело живем,
двойки получаем, песенки поем!
-
В мире лучше сочинений нету, чем по интернету!
Готовые решения, готовые ответы
Скачал для утешения, списал -
И всем приветы!
-
Познать все школьные науки -
Не то, что бить на стенке мух.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
Часть вторая
1. Сосчитайте, сколько в предложениях1а,б; 2а,б; 3
- глаголов?
Ответ: 11.
-
В каком из предложений встречается деепричастие?
Ответ: 4.
Часть третья
-
Из предложений 2-4 найдите слова, в которых при произношении происходит оглушение звонкой согласной буквы.
Ответ: раз, встала, Вовчик.
-
Выпишите номер предложения с обращением.
Ответ: 2.
-
В каком из предложений встречается междометие?
Ответ: 7.
-
Сколько грамматических основ в предложении № 4?
Ответ: 2
-
Сколько грамматических основ в предложении № 5?
Ответ: 1.
-
В одном из предложений допущена грамматическая ошибка (нарушение морфологических норм). Найдите и исправьте ее.
Ответ: Отелло - слово мужского рода. Правильно: Отелло рассвирепел, задушил.
-
Среди предложений 1-7 найдите просторечные выражения. Замените разговорные слова стилистически нейтральными словами.
Ответ: «пара»- двойка; «нету»- нет; «Вовчик»- Вова, Вовочка; «осерчав» -рассердившись.
-
Укажите номер предложение, в котором синтаксическим средством выразительности является инверсия.
Ответ: 7.