Урок занимательного языкознания (в формате ФГОС)

И в шутку, и по ФГОС! Уважаемые коллеги-словесники! Возможно, вам понравится веселый прием, который я часто использую на своих уроках. По различным поводам. Но чаще всего: -в качестве орг. момента в начале урока; - подводящего момента к изучению темы; - для придания оттенка занимательности; - для смены вида деятельности, отдыха, снятия напряжения; … и т.д. Словом, каждый филолог легко найдет применение этим, с позволения сказать, «опусам». Можно использовать одно-два четверостишия и о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И в шутку, и по ФГОС! Уважаемые коллеги-словесники!

Возможно, вам понравится веселый прием, который я часто использую на своих уроках. По различным поводам. Но чаще всего:

- в качестве орг. момента в начале урока;

- подводящего момента к изучению темы;

- для придания оттенка занимательности;

- для смены вида деятельности, отдыха, снятия напряжения; … и т.д.

Словом, каждый филолог легко найдет применение этим, с позволения сказать, «опусам».

Можно использовать одно-два четверостишия и одно-два задания к ним.

Можно на размещенном ниже материале провести целый урок занимательного языкознания, например, в рамках предметной недели.

Часть первая:


«Веселая орфографическая».

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1а) Я гулять (не)х_ч(ю/у): орфограммы все уч(ю,у)!

1б) Хоть уч(ю,у), хоть (не)уч(ю,у) - завтра «пару» п..луч(ю,у)!

1в) (По)чему же я такой? Неужели я тупой?

2а) Кто тебя выдумал, ч_ртово ЕГЭ? 2б) Злая Бабка Ежка на к…стяной н…ге!

3. Как(то) ра(з,с) учитель Свете об(ь,ъ)(е/я)снил, что знания - свет, р…шила Света спать при свете, утр…м встала - знаний нет!

4а) От умстве(нн/н)ого напр_жения л_жит на парте Вовчик без дв_жения:«И за что это Отелло, осерчав, ра(з/с)свир_пело и в пышн…м замке под Вероной задушило Дездемону?»

5. На урок(е,и) музыки вес_ло ж_вем, двойки п…лучаем, п…с…нки п_ем!

6а) В мире соч…нений нету луч(ь)ше, чем по интернету!

6б) Г_товые решения, г_товые ответы скачал для ут_шения, сп_сал - и всем пр…веты!

7а) П…знать все школьные науки -

Не то, что бить на стенке мух.

7б) О, скольк… нам _...ткрытий ч…дных

Готовит пр…св…_щенья дух!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:


« Развеселая морфологическая»


  1. Кто быстрее?

Сосчитайте, сколько в предложениях1а,б; 2а,б; 3а,б.:

- глаголов?

- местоимений?

- частиц?

и т.д. (то, что органично для конкретного урока)

вариант: Из предложений №№ __выпишите (назовите):

- все имена существительные;

- все глаголы;

- все местоимения;

- все наречия;

- все имена числительные;

- все предлоги

и т.д. и т.д. (то, что органично для конкретного урока)


  1. В каком предложении встречается деепричастие?



ЧАСТЬ третья


«Калейдоскоп»

(фонетика, лексика, синтаксис)


  1. Из предложений 2-4 найдите слова, при произношении которых происходит оглушение звонкой согласной буквы.

  2. Выпишите номер(а) предложений с обращением.

  3. В каком из предложений встречается междометие?

  4. Сколько грамматических основ в предложении № 4?

  5. Сколько грамматических основ в предложении № 5?

  6. В одном из предложений допущена грамматическая ошибка.

Найдите и исправьте ее.

  1. Среди предложений 1-7 найдите просторечие. Замените разговорные слова стилистически нейтральными словами.

  2. Укажите предложение в котором синтаксическим средством выразительности является инверсия.


Творческое задание

Р/р

(подходит для групповой работы)


  1. Поразмышляйте вместе с ребятами своей группы над вопросом первого четверостишия: почему герой уверен, что получит двойку?

  2. Напишите герою первого четверостишия небольшое письмо, приободрите его, дайте дельный совет.
































САМОПРОВЕРКА (ИЛИ ВЗАИМОПРОВЕРКА)

Часть первая:

  1. Я гулять не хочу, орфограммы все учу.

Хоть учу, хоть не учу - завтра пару получу.

Отчего же я такой? Неужели я тупой?


  1. Кто тебя выдумал, чертово ЕГЭ?

Злая Бабка Ежка на костяной ноге!


  1. Как-то раз учитель Свете объяснил, что знания - свет,

Решила Света спать при свете,

Утром встала - знаний нет!


  1. От умственного напряжения

Лежит на парте Вовчик без движения:

«И за что это Отелло,

Осерчав, рассвирепело

И в пышном замке под Вероной

Задушило Дездемону?»


  1. На уроке музыки весело живем,

двойки получаем, песенки поем!


  1. В мире лучше сочинений нету, чем по интернету!

Готовые решения, готовые ответы

Скачал для утешения, списал -

И всем приветы!


  1. Познать все школьные науки -

Не то, что бить на стенке мух.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!


Часть вторая


1. Сосчитайте, сколько в предложениях1а,б; 2а,б; 3

- глаголов?

Ответ: 11.

  1. В каком из предложений встречается деепричастие?

Ответ: 4.

Часть третья


  1. Из предложений 2-4 найдите слова, в которых при произношении происходит оглушение звонкой согласной буквы.

Ответ: раз, встала, Вовчик.

  1. Выпишите номер предложения с обращением.

Ответ: 2.

  1. В каком из предложений встречается междометие?

Ответ: 7.

  1. Сколько грамматических основ в предложении № 4?

Ответ: 2

  1. Сколько грамматических основ в предложении № 5?

Ответ: 1.

  1. В одном из предложений допущена грамматическая ошибка (нарушение морфологических норм). Найдите и исправьте ее.

Ответ: Отелло - слово мужского рода. Правильно: Отелло рассвирепел, задушил.

  1. Среди предложений 1-7 найдите просторечные выражения. Замените разговорные слова стилистически нейтральными словами.

Ответ: «пара»- двойка; «нету»- нет; «Вовчик»- Вова, Вовочка; «осерчав» -рассердившись.

  1. Укажите номер предложение, в котором синтаксическим средством выразительности является инверсия.

Ответ: 7.


© 2010-2022