Авторская программа элективного курса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан



Программа элективного курса

« ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ»




Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7»

Хрисанова Наталья Александровна


Бавлы, 2012 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. Концепция модернизации российского образования предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков.

В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося, под которой понимается способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности.

Однако анализ состояния преподавания русского языка и уровня подготовленности выпускников по русскому языку на современном этапе свидетельствует о том, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи, теоретические сведения о русском языке не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена и в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов образования.

Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Но здесь необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования коммуникативных компетенций и тем, что в школьном курсе изучения русского языка в силу объективных причин, нет возможности уделить достаточно времени формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому огромную важность сейчас приобретают вопросы разработки дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся формировалась творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Именно это обуславливает ведение элективного курса «Теория и практика написания сочинения - рассуждения: авторское мнение, собственное мнение, аргументация».

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовательного цикла) является создание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком, но и показателем их общей культуры, уровня нравственного и социального развития. Это является еще одной причиной ведения в старших классах данного элективного курса, изучение которого будет полезно любому выпускнику школы, стремящегося получить высокий бал на ЕГЭ.

Кем бы не стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Поэтому главной целью школы, отвечающей требованиям настоящего времени, является успешная социализация выпускника в обществе, и здесь на первое место выходят социально-коммуникативные компетенции школьников. Это является еще одной предпосылкой введения в образовательный процесс курса « Теория и практика написания сочинения - рассуждения: авторское мнение, собственное мнение, аргументация ».

Специфика курса заключается в том, что он содержит методику подготовки к выполнению части, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения - рассуждения и подобранные к ним задания.

Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Предлагаемая программа является авторской, но построена на основе учебно-методических пособий Н.А.Сениной и А. Г. Нарушевич, Г.Т. Егораевой, Е.С. Симаковой и др. В ходе учебных занятий работа по формированию умений и навыков ведется по учебно-методическому пособию Н.А.Сениной и А. Г.Нарушевич .

Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему работы учителя- словесника по решению проблемы формирования коммуникативных компетенций обучающихся в рамках обучения написанию сочинения-рассуждения, соответствующего требованиям выполнения части С ЕГЭ.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как русский язык и литература. Программа адресована обучающимся 10 класса, но может быть использована в 11 классе.

Целью прохождения настоящего курса является создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности, содействие успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.

В ходе ее достижения решаются задачи:

-способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся;

-сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

-совершенствовать умения интерпретировать содержание исходного текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С; анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков-лекций, уроков применения знаний на практике, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Прогнозируемый результат

К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться способности организовать свое речевое поведение адекватно задачам общения, которую принято называть коммуникативной компетенцией.

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности (Часть С)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

-теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

должен уметь применять такие коммуникативные умения:

- интерпретировать содержание исходного текста;

-уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

-выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

-уметь создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

владеть:

-коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности освоения ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ)

3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 23.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (12 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 12) - «незачёт»).

Программа общим объемом 17 часов изучается в течение полугодия и адресована учащимся 10 класса.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Виды контроля

Сроки проведения

По плану

Фактически

1.

Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

1

Лекция, беседа

2.

Критерии и нормативы оценивания сочинения.

1

Лекция, беседа

3.

Фактические, логические, речевые, грамматические ошибки в сочинении-рассуждении и способы их устранения.

1

Лекция, беседа, анализ текстов

Самостоятельная работа (в тексте сочинения найти ошибки и исправить их)

4.

Практическое занятие на тему «Фактические, логические, речевые, грамматические ошибки в сочинении-рассуждении».

1

Анализ текстов

Самостоятельная работа (в тексте сочинения найти ошибки и исправить их)

5.

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста.

1

Составление презентации таблицы «Стили речи»

Создание учебных презентаций по теме («Текст и его признаки», «Типы речи», «Тема и основная мысль текста»)

6.

Виды информации в тексте. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

1

Анализ текстов

Практическая работа (выявление и формулировка проблем предложенных текстов)

7.

Практическое занятие на тему «Формулировка проблем исходного текста».

1

Анализ текстов

Практическая работа (выявление и формулировка проблем предложенных текстов)

8.

Соотношение тематики и проблематики текста.

1

Анализ текстов

Самостоятельная работа (сравнение темы и проблемы текста)

9.

Выявление и способы формулировки авторской позиции по проблеме.

1

Составление презентации опорной схемы «Как понять исходный текст»

Самостоятельная работа (Составление клише формулировки авторской позиции и собственного мнения)

10.

Авторская позиция и собственное мнение

1

Анализ текстов

Практическая работа (запись формулировок авторской позиции)

11.

Аргументация - важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность».

1

Составление презентации таблицы «Банк аргументов»

Практическая работа (подбор аргументов)

12

Аргументация - важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность».

1

Составление презентации таблицы «Банк аргументов»

Практическая работа (подбор аргументов)

13

Практическая работа «Аргументация собственного мнения»

1

Составление презентации таблицы «Банк аргументов»

Практическая работа (подбор аргументов)

14.

Создание таблицы «Банк аргументов».

1

Заполнение таблицы «Банк аргументов»

Практическая работа (подбор аргументов)

15.

Контрольная работа.

1

Сочинение-рассуждение

Сочинение в формате ЕГЭ

16.

Контрольная работа.

1

Сочинение-рассуждение

Сочинение в формате ЕГЭ

17.

Презентация творческих работ учащихся

1

Презентация

Презентация сочинений- рассуждений

Итого: 17 часов



Содержание программы


  1. Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами. Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

  2. Критерии и нормативы оценивания сочинения. Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

  3. Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.

  4. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

  5. Виды информации в тексте. Информационная переработка текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

  6. Выявление авторской позиции по проблеме. Отражение и комментарий проблемы и позиции автора предложенного текста, выражение собственного мнения.

  7. Виды аргументов, их «ценность». Создание банка аргументов.

  8. Языковые средства, характерные для анализируемого текста, их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста. Богатство и выразительность языка, орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.

Список литературы, используемый для составления программы

  1. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен, 2010.

  2. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен,2011.

  3. Е.С.Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.:АСТ Астрель, 2012

  4. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. - М.: Просвещение, 2009.

  5. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 2011 г.

  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: АСТ - ЛТД, 2010 г.

  7. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004 г.

Список литературы для организации учебного процесса

  1. Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону.:Легион-М, 2011

  2. И.П.Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В,С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2011

Список литературы для обучающихся

  1. Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011

  2. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004 г.

  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2010 г.

  4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2010 г.

  5. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1990 г.

  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 2009 г.

  7. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 2010 г.

  8. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2012 г.

Приложение 1


Проблема несправедливости социального устройства общества
1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна - его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

3. В. Г. Короленко. « В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.

5. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой - Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

6. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.

7. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин - «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

8. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий - России богатой и России бедной.

В чем заключается смысл жизни человека


1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.

2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.

3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове - стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.

Каким должен быть хороший учитель (ученик)?

1. Л. Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

2. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

3. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

4. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

5. «Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

6. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

7. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

8. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

Значимость труда в жизни человека

1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

2. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

3. А. И. Солженицын «Матренин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

Какое влияние оказывает личность на ход истории

1. Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Приложение 2

Сочинение №1 (по тексту А. Ф. Лосева о пользе образования)

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности, которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.
В статье А. Ф. Лосева, известного русского философа, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку.
В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого. Сейчас во многих странах получение основного общего образования является обязательным, потому что без базовых знаний, получаемых в школе, невозможно жить в обществе.
В данном тексте А. Ф. Лосев акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» - моральное удовлетворение.
Я полностью разделяю мнение автора текста о том, что образованный человек чувствует себя нужным, приносящим пользу обществу. А это не может не стать причиной его духовного развития.
Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, и принес себя в жертву ради общества. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно.
Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского классика - И. С. Тургенева. Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты.
Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, - это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей и принципов, развития духовной составляющей человека.

Сочинение №2 (по тексту Ю. Цетлина о благородстве)

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Это принято связывать с большим количеством личных ассоциаций, с различиями в интеллектуальном и духовном развитии людей, со спецификой социальной обстановки вокруг них. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена.
Одно из подобных явлений - благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста. Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.
В наши дни благородный человек - большая редкость. Ведь благородные поступки - это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека - Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.
Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.
Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.
Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Любовь всей ее жизни изна-чально оказалась безответной, и героине романа пришлось выйти замуж не по любви. Но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом: «Но я другому отдана и буду век ему верна».
Другой идеал благородного человека был великолепно описан Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.
Несмотря на то что благородных людей с каждым десятилетием становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь, взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.

Приложение 3

Текст:

(1) Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И еще: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6) Внутренний мир - это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству - так я думала.
(7) И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдешь в самой образованной среде. (10) Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11) Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повел меня на берег реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привел? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман - из тумана вдруг послышались звуки. (14) Я не сразу поняла: это был рожок. (15) Древний пастушеский рожок - почти забытое искусство. (16) Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17) И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение - все вокруг озарилось фантастическим светом. (18) Глаза мальчика заблестели. (19) Он смотрел и смотрел и слушал - не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далекие звуки рожка - или вдохновенное лицо мальчика.
(20) Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растет травка, или о Печорене, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской прмроде, я думала это люди особенные, необыкновенные. (21) С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу.
(Н. Долинина)

Текст

(1)3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
(З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
(8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9)3авелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (1 (^Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В. Солоухину)

Текст

Немного можно назвать людей, чье имя так широко известно во всем мире, как имя Альфреда Нобеля, учредителя знаменитых премий. Но что мы знаем о нем, кроме имени? Был ли Нобель яркой звездой или одним из метеоритов, о жизни которых мир узнает лишь благодаря их смерти?
Природа щедро наделила его волей, энергией и талантом, и он не закопал их в землю. Его изобретательный ум дал миру множество блестящих идей: 355 патентов послужат вехами тому, кто захочет проследить его творческий путь. Открытия и находки Нобеля не остались на полках архивов. С невероятным упорством и быстротой он сам воплотил их в жизнь. Вступив в первую схватку с судьбой на развалинах маленькой мастерской, разрушенной взрывом, он закончил свой путь главой могущественного мирового концерна.
Но больше, чем его многочисленные изобретения и открытия, сделал для развития науки один составленный им короткий документ, не содержащий ни чертежей, ни схем, ни формул. Несколько строк завещания, о котором мир узнал после смерти, затмили все, что им было сделано при жизни.
Именем Нобеля названы города и улицы (ранее Нобелевская улица была и в Петербурге), о нем пишутся книги и воспоминания, пьесы и киносценарии. Однако большинство этих произведений скорее искажают, чем раскрывают его подлинный облик. Недостаток документальных сведений о Нобеле восполняется избытком воображения, а его бедная внешними событиями жизнь насыщается романтикой и приключениями. В какой-то мере виной тому сам Нобель. Он был молчалив, скромен, не любил говорить и писать о себе, не оставил ни дневников, ни мемуаров, а к посмертной памяти о себе относился с иронией и равнодушием.
Облик Нобеля сплетен из противоречий. Швед, почти никогда не живший в Швеции; инженер, не учившийся в школе; академик, не публиковавший научных работ; мечтатель с расчетливостью дельца; глава мирового концерна, отдавший свое состояние человечеству; владелец пороховых заводов, завещавший средства на премии мира... Все это не так легко примирить, не так легко объяснить.
Биографии замечательный людей не кончаются их смертью.По отношению к Нобелю это справедливо более чем к кому-либо другому ,потому что именно со смертью к нему пришла подлинная справа.Жизнь и работа Нобеля - свидетельство глубины его ума ,смелости в поисках ,настойчивости в реализации своих идей.Его завещание обнаружило нечто гораздо большее - величие души ,что только и дает право на истинное бессмертие.



© 2010-2022