Изменение глаголов по лицам и числам. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Изменение глаголов по лицам и числам.5 КЛ

Цель:

-закреплять понятия о глаголе, как части речи;

-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола;

-выяснить роль глаголов в речи;

-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником;

воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организовать внимание учащихся, проверить готовность к уроку.

. Упражнение для мозговой гимнастики.

Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее. Я желаю вам здоровой успешной работы на уроке.

Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам … (глагол!)

II. Проверка домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания.

1.В каждой группе слов найдите «лишнее» слово.

приходил зайду выбираю

зашла принесу зажигал

идёт светила расстилает

Докажите, что эти слова лишние.

2. Спишите предложения, подчеркните глаголы одной чертой, сверху запишите время глагола.

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

Рядом курица бежала и посуду увидала.

-Ребята, о каком грамматическом признаке глагола мы с вами вспомнили.

Выставить оценки.

III. Постановка учебной задачи.

Прежде чем перейти к основной части урока проведём небольшой тест, который поможет нам вспомнить всё то, что мы уже знаем о глаголе.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Тест. (детям даются карточки с тестами) на доске.

Цель: актуализировать знания учащихся по теме «Глагол».

1.Что такое глагол?

-Часть слова.

-часть речи.

-часть предложения.

2. что обозначает глагол?

-предмет;

-признак предмета;

-действие предмета;

3. На какие вопросы отвечает глагол?

-Кто? Что?

-Какой? Какая? Какое? Какие?

-Что делает? Что сделал? Что будет делать?

4.Как изменяются глаголы?

-По временам.

-По лицам и числам.

-По падежам.

-По родам (в прошедшем времени)

5. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

Что делает? Что делают?

Что сделает? Что будет делать?

Что делать? Что сделать?

Обобщить по каждому вопросу.

А сейчас наши теоретические знания мы закрепим на практике.

Записать в тетрадях число, классная работа.

2.Работа над текстом.

Цель: закреплять умение находить глаголы в тексте, определять роль глагола в предложении, дифференцировать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам,поглядывает по сторонам. Зайцу белую шубку подарила, теперь его никто не заметит. А лисе - ярко-рыжее тёплое платье оставила. (на доске)

-Найдите в тексте все глаголы, определите время глаголов.

-Разбор предложения по членам, по частям речи. (поговорить с детьми о красоте зимней природы, о правилах поведения на льду)

Физминутка.

для улучшения мозгового кровообращения:

1-2 - голову наклонить назад, 3-4 - голову вперед. Выполнять в медленном темпе.

2) гимнастика для глаз: Крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.

3) руки за голову, локти свести вперед: 1-2 поворот в сторону, локти развести, 3-4 исходное положение.

-Ребята, вы сказали, что глаголы изменяются по числам. А какая часть речи поможет нам определить лицо глагола? (местоимение)

3.Определить число и лицо глаголов. На доске.

Цель: закреплять умение правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе.

Определите лицо и число глаголов. (устно - если глагол стоит в единственном числе, то поставить его во множ.) Мечтаешь о кукле - 2 л. ед.ч., (мечтаете о кукле) верим в сказку - 1 л. мн.ч., витаете в облаках - 2 л. мн.ч., желтеют листья - 3 л. мн.ч., рубит дрова - 3 л.ед.ч., поищем дорогу - 1 л.мн.ч., наблюдаю за кошкой - 1 л.ед.ч.,, грузим вещи - 1л.мн.ч.

4.Работа по развитию речи. На карточках.

Работа над деформированным предложением.

Цель: закреплять умение составлять из слов предложение, определять лицо глаголов в тексте, подставляя соответствующие местоимения.

Составьте из слов пословицу.

В чужом, видим, глазу, бревна, а в своём, сучок, не замечаем.

В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем.

-Как вы понимаете эту пословицу?

Очень часто мы не замечаем своих недостатков. Зато в других людях видим их сполна. Пословица как раз об этом. Прежде всего нужно критически оценивать свои привычки, поступки и поведение и не осуждать кого-то за незначительные ошибки и промахи. Помни эту народную мудрость и никогда так не поступай.

-Давайте найдём в этой пословице все глаголы и определим в каком лице и числе они употреблены. Какая правило нужно вспомнить при написании предложения? (не с глаголами пиши раздельно)

Записать предложение, глаголы выделить.

5.Работа в парах.

Цель: совершенствовать умение работать в парах, осуществлять взаимоконтроль.

Игра «Лото»

-У вас на партах на листочке даны глаголы. Закройте каждый глагол карточкой, на которой указано время, число, лицо. Работаем в парах.

строят, пилишь, рою, красим, проводите, посмотрю, лопнули, окружаем, вылечит, почернеет. (проверить у доски)

Игра «Будь внимательным». (задание выполняется устно)

- Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Зарубить на носу - запомнить.

Клевать носом - дремать.

Пропустить мимо ушей - прослушать.

Вставлять палки в колёса - мешать.

Делать из мухи слона - преувеличивать.

Обвести вокруг пальца - обмануть.

Держать язык за зубами - молчать.

V.Домашнее задание.

1 гр. Упр.205, стр. 153. Записать текст от 1 -го лица, озагалавить.

2 гр. Записать текст, озаглавить.

VI.Итог урока.

Рефлексия.

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание вам показалось трудным?

-Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела ваши заинтересованные лица, а это значить, что вы и дальше будете узнавать много нового о глаголе, а я вам в этом помогу. А если у кого - то что - то не получилось, - не беда.

3


© 2010-2022