- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по литературе
Разработка урока по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шавенкова Л.Н. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-анализ
стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных..»
(Шавенкова Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ с.Зоркино Марксовского района Саратовской области)
Цель урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина;
обучить анализу стихотворения;
показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом)
Эпиграф:
Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.
Кошечкин
Ход урока
-
Словарная работа.
На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овес.
А) распределить слова на две группы 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.
2. Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»?
2. Чтение стихотворения
«Не бродить, не мять в кустах багряных…» (или прослушивание в записи).
3.Беседа по вопросам:(анализ произведения)
1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему? ( поэт поэтизирует эти слова, придает им эмоциональную окрашенность).
2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении? ( В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
3. Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?
(« Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)
4. О чем это произведение?
( О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое « сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)
5.Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
(Изобилие изобразительно-выразительных средств).
6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?
( Эпитеты, метафоры, сравнения ,повторы и т.д.). Приведите примеры. Проверка домашнего задания).
Повторы- отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте. ( Первое и последнее четверостишье). Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.
7. Найдите слова, обозначающие цвет.
( Багряный, алый, розовый- одна цветовая гамма).
- Как меняются оттенки? ( Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала - багряные (темно-красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый(ярко- красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:
На закат ты розовый похожа..
А потом, когда «она» уже « отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намек: «тихий час». А в «тихий час» заря - розовая.
8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней». (Нежная, лучистая, светлая; её имя- тонкое, волосы -овсяные, руки - невинные)
На всем , что связано с ней- нежной, красивой, лучистой, светлой,- лежит теплый отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
Зерна глаз твоих осыпались, завяли…
Цвет волос ее - « овсяный». « Вечер синий шепчет о ней». Причем «синий» у Есенина светлый и приятный ( в отличие от Блока).
Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.
9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней.
Найдите звуковые повторы в первой строфе.
{с- с"} { н- н"}- аллитерация (повторение согласных).
Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный - это и определило зрительно - звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с легким посвистом {c}. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа.
{c} постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в {з} : зерна завяли. Начинает казаться. Что звукопись подготавливает возникновение {з} слова звук :
Имя тонкое растаяло, как звук.
-- Как же упомянутый звук начинает «действовать»?
Слышу, говор, поющих.
То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедования». И это подготавливает появление словообраза « ты песня».
Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения - образа юной красавицы.
10. Каким настроением овеяно стихотворение « Отоснилась мне ты навсегда»? (Стихотворение овеяно легкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной. То ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.
11. В каких строках выражается лирический мотив прощания? Заканчивается ли стихотворение прощанием ?
( Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
Поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет : пусть возврата нет, пусть юность с ее первым чувством не вернуть. Но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)
4. Подведение итогов.
Это стихотворение - яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвласно увидеть красивое, ценить красоту.
5. Домашнее задание.
Письменный анализ стихотворения « Не бродить, не мять в кустах багряных…». (Можно проанализировать другое стихотворение - по выбору учащегося).