- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа фак льтативных занятийпо русскому языку в 8 классе
Рабочая программа фак льтативных занятийпо русскому языку в 8 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова А.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе «Занимательная грамматика»
Всего в году 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по факультативным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2002).
Структура документа
Рабочая программа состоит из 4 разделов.
1 раздел - « Обобщение и повторение раздела «Лексика»
2 раздел - «Углубление и систематизация орфографических навыков»
3 раздел - «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.
4 раздел - «Правила правописания самостоятельных и служебных частей речи»
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен
в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать - необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.
Содержание факультативного курса отобрано и структировано на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи обучения
1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.
4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.
Предполагаемые формы обучения
- практические занятия
- самостоятельная работа с вариантами
- работа с теоретическим материалом
Предполагаемые результаты
- появление у детей заинтересованности в учебе,
- повышение успеваемости по предмету
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Факультативный курс «Занимательная грамматика» рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Используемая литература:
-
Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2005.
-
Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2005 год.
-
Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва. «Просвещение», 1991 год.
-
Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.
-
В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Санкт-Петербург «Просвещение». 2004 год.
-
М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2004 год.
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»
№ п/п
Тема урока
Колич. часов
Дата
Факт.
По плану
Лексика (15 часов)
1.
Как рождаются слова
1
2.
В музее истории слов
1
3.
Близкие родственники
1
4.
Слова- пришельцы
1
5.
О происхождении собственных имен.
1
6.
Из собственных в нарицательные
1
7.
Многозначность слов
1
8.
Омонимы
1
9.
Омофоны. Загадки-шутки
1
10.
Различайте слова по составу
1
11.
Красна речь пословицей
1
12-13.
Синонимы и антонимы
2
14-15
Почему мы так говорим
2
Орфография (10 часов)
16-17.
Правописание О и Е после шипящих и Ц.
2
18-19.
Чередование гласных в корнях.
2
20-21.
Ы - И после Ц. Составление таблицы.
2
22-23.
Правописание букв Ь и Ъ. Загадки-шутки
2
24-25.
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.
2
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи(18 часов)
26-27.
Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами.
2
28-29.
Правописание безударных гласных в приставках. Умники и умницы.
2
30-31.
Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и прилагательных.
2
32-33
Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами.
2
34-35.
Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление карточек.
2
36-37.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных.
2
38-39.
Безударные гласные в окончаниях числительных. Загадки-шутки
2
40-41.
Безударные гласные в окончаниях глагола. Работа со схемами. Правописание Н и НН в причастиях.
2
42-43
Правописание безударных гласных в окончаниях причастий.
2
Части речи (25 часов)
44.
Одушевленные или неодушевленные
1
45.
Общий род
1
46.
Если предметов много
1
47.
Склонение существительных
1
48.
Местов или мест. Загадки-шутки
1
49.
С прописной или строчной буквы? Составление словаря.
1
50.
Слитное и дефисное написание существительных.
1
51-52.
Слитное и дефисное написание прилагательных. Шуточные вопросы
2
53-54.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Не в своей роли
2
55-56.
Правописание предлогов. Производные предлоги.
2
57-58.
Правописание союзов. Загадки-шутки
2
59-60.
Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.
2
61-62.
Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге. Загадки-шутки
2
63-64.
Правописание НЕ с именами и наречиями на О.
2
65-66.
Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием.
2
67-68.
Частица НЕ и приставка НЕ с причастием.
2