Рабочая программа фак льтативных занятийпо русскому языку в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе «Занимательная грамматика»

Всего в году 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по факультативным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2002).

Структура документа

Рабочая программа состоит из 4 разделов.

1 раздел - « Обобщение и повторение раздела «Лексика»

2 раздел - «Углубление и систематизация орфографических навыков»

3 раздел - «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.

4 раздел - «Правила правописания самостоятельных и служебных частей речи»

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).

2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ.

Общая характеристика учебного предмета

В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен

в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать - необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.

Содержание факультативного курса отобрано и структировано на основе компетентностного подхода.

Цели и задачи обучения

1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.

2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.

3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.

4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.

Предполагаемые формы обучения

- практические занятия

- самостоятельная работа с вариантами

- работа с теоретическим материалом

Предполагаемые результаты

- появление у детей заинтересованности в учебе,

- повышение успеваемости по предмету

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Факультативный курс «Занимательная грамматика» рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Используемая литература:

  1. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2005.

  2. Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2005 год.

  3. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва. «Просвещение», 1991 год.

  4. Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.

  5. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Санкт-Петербург «Просвещение». 2004 год.

  6. М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2004 год.

Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»



№ п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата

Факт.

По плану

Лексика (15 часов)

1.

Как рождаются слова

1

2.

В музее истории слов

1

3.

Близкие родственники

1

4.

Слова- пришельцы

1

5.

О происхождении собственных имен.

1

6.

Из собственных в нарицательные

1

7.

Многозначность слов

1

8.

Омонимы

1

9.

Омофоны. Загадки-шутки

1

10.

Различайте слова по составу

1

11.

Красна речь пословицей

1

12-13.

Синонимы и антонимы

2

14-15

Почему мы так говорим

2

Орфография (10 часов)

16-17.

Правописание О и Е после шипящих и Ц.

2

18-19.

Чередование гласных в корнях.

2

20-21.

Ы - И после Ц. Составление таблицы.

2

22-23.

Правописание букв Ь и Ъ. Загадки-шутки

2

24-25.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

2

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи(18 часов)

26-27.

Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами.

2

28-29.

Правописание безударных гласных в приставках. Умники и умницы.

2

30-31.

Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и прилагательных.

2

32-33

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами.

2

34-35.

Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление карточек.

2

36-37.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных.

2

38-39.

Безударные гласные в окончаниях числительных. Загадки-шутки

2

40-41.

Безударные гласные в окончаниях глагола. Работа со схемами. Правописание Н и НН в причастиях.

2

42-43

Правописание безударных гласных в окончаниях причастий.

2

Части речи (25 часов)

44.

Одушевленные или неодушевленные

1

45.

Общий род

1

46.

Если предметов много

1

47.

Склонение существительных

1

48.

Местов или мест. Загадки-шутки

1

49.

С прописной или строчной буквы? Составление словаря.

1

50.

Слитное и дефисное написание существительных.

1

51-52.

Слитное и дефисное написание прилагательных. Шуточные вопросы

2

53-54.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Не в своей роли

2

55-56.

Правописание предлогов. Производные предлоги.

2

57-58.

Правописание союзов. Загадки-шутки

2

59-60.

Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.

2

61-62.

Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге. Загадки-шутки

2

63-64.

Правописание НЕ с именами и наречиями на О.

2

65-66.

Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием.

2

67-68.

Частица НЕ и приставка НЕ с причастием.

2





© 2010-2022