Конспект урока по русскому языку на тему Разделительный мягкий знак (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

ТЕМА: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

ЦЕЛЬ: совершенствовать умение употреблять разделительный мягкий знак, учить обобщать и делать выводы, объяснять в тексте изученные орфограммы; развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов; способствовать развитию умения давать полный ответ; развивать основы мыслительной деятельности: память, внимание, воображение, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности, способствовать обогащению словарного запаса детей; воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе, расширять кругозор.

ОБОРУДОВАНИЕ: медиапроектор, компьютер, презентация, учебник, карточки, тесты, тексты; запись классической музыки Вивальди, Чайковского; детской песенки про осень, песни Валерии «Птицы летят на юг».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Звучит песня в исполнении Валерии «Птицы летят на юг») Слайды 1,2

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке совершим заочную экскурсию в осенний лес. Слайд 3.

Лес осенью
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно.

Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней -
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.

(А.Твардовский)

2. Актуализация опорных знаний учащихся

- В качестве припасов мы можем взять с собой наши знания, которые сейчас проверим во время тестирования.

Тесты.

1 вариант

1. Выберите группу, в которой все слова написаны правильно.

а) хищный, мощный, удачьный;

б) звёздочка, ёлочка, птенчик;

в) мальчик, девочька, мамочька.

2.

а) час, рощя, тучя;

б) свечя, обычай, чайник;

в) задача, чайка, щавель.

3.

а) чудо, чучело, чугун;

б) чюлан, чюб, ищю;

в) щука, чюмазый, щупальцы.

4.

а) ужи, ежи, мышы;

б) жизнь, снежинки, ландышы;

в) пружина, шило, карандаши.

5.

а) цыплёнок, огурцы, молодцы;

б) цирк, цыфры, цитрус;

в) порцыя, лекцыя, позицыя.

2 вариант

1. Выберите группу, в которой все слова написаны правильно.

а) лисичка, синичка, белочка;

б) точьный, срочьный, мощьный;

в) яичьница, очки, печка.

2.

а) чяща, случай, туча;

б) обычай, щавель, роща;

в) встреча, чай, свечя.

3.

а) свищу, прощу, притащу;

б) чюдище, чюлки, щюка;

в) чуб, чугун, чюлан.

4.

а) душистый,пушыстый,шырокий;

б) лыжы, шило, машина;

в) жираф, ёжик, шишка.

5.

а) храбрецы, удальцы, умельцы;

б) цыклон, панцырь, цыган;

в) станцыя, акацыя, традицыя.

Взаимопроверка. Пары меняются листочками. Слайд 4.

- С таким запасом знаний не страшно и в самый дремучий лес отправиться.

Слайд 5. Звучит музыка.

Смотри, все ближе с двух сторон
Нас обнимает лес дремучий,
Глубоким мраком полон он,
Как будто набежали тучи
Иль меж деревьев вековых
Нас ночь безвременно застигла,
Лишь солнце сыплет через них
Местами огненные иглы.
Зубчатый клен, и гладкий бук,
И твердый граб, и дуб корнистый
Вторят подков железный звук
Средь гама птичьего и свиста;
И ходит трепетная смесь
Полутеней в прохладе мглистой,
И чует грудь, как воздух весь
Пропитан сыростью душистой.
Вон там украдкой слабый луч
Скользит по липе, мхом одетой,
И дятла стук, и близко где-то
Журчит в траве незримый ключ...

(А.Толстой)

3. Мотивация

- С нами в лес отправится волшебник, как его зовут, вы отгадаете сами:

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак) Слайд 6.

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

- Давайте разгадаем кроссворд, чтобы подумать над формулировкой сегодняшней темы урока. Слайд 7.

Конспект урока по русскому языку на тему Разделительный мягкий знак (5 класс)

  1. Снежная буря.

  2. Домики для пчёл.

  3. Мать, отец, дети.

  4. Животное.

  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

( Ответы: вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье)

- О каком знаке мы будем сегодня говорить?

Мягкий знак разделительный -

Фокусник удивительный!

Слова разделит пополам -

И новый смысл предъявит нам!

4. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня по дороге мы с вами разберемся, когда нужно писать
разделительный мягкий знак; будем развивать внимание, воображение, повторять изученные орфограммы. Слайд 8.

Запись в тетрадях.

5. Восприятие нового материала.

Работа в группах. Слайд 9. Музыка.

- Мы с вами в осеннем лесу, а в нем столько слов с разделительным мягким знаком! Присмотритесь и найдите их. Работать вам будет интереснее в группах. Чтобы легче было справиться с заданием, давайте повторим, какие части слова вы знаете. (корень, префикс, суффикс, окончание, основа)

Задание. Выполнить задание карточки и сделать вывод, в какой части слова пишется разделительный мягкий знак и перед какой буквой. Результат своей работы отразите на схеме на листе бумаги маркером.

1)Вспомните и запишите имена с разделительным мягким знаком, например, Марья. (Наталья, Илья, Дарья, Татьяна, Ульяна, Демьян)

2)Запишите слова по образцу: дерево - деревья, лист, друг, корень, крыло.

3)Запишите слова по образцу: воробей - воробьи, муравей, соловей, ручей, улей.

4)Запишите слова по образцу: тень - тенью, хитрость, лень, радость, даль.

5)Запишите слова по образцу: собака - собачья, кошка, лиса, заяц, птица.

6)Запишите слова по образцу: бить - бью, пить, шить, лить, убить, полить.

Подведение итогов работы групп. От каждой группы выходит человек со схемой.

- Обратите внимание, ребята, на результаты вашей работы. Какую закономерность вы наблюдаете на ваших схемах?

Слайд 10.

Ответ: Получилось, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова перед буквами я, ю, е, ё, и.

- Какие звуки обозначают на письме в этом случае буквы е, ё, ю, я, и? ([йэ], [йо], [йу], [йа], [йи]) Слайд 11.

А в украинском языке каким знаком вы пользуетесь, чтобы обозначить на письме подобные ситуации?

Запись на доске фонетической транскрипции слова вьюга [в`й`у/га].

Дополнение учителя.

- А еще мягкий разделительный знак пишется в заимствованных словах
перед буквой о. Давайте запишем и запомним написание некоторых из этих слов. Слайд 12.

Запись в тетрадях: бульон, компаньон, павильон, почтальон, батальон, медальон, шампиньон.

Физ. минутка

- Что-то я смотрю, вы устали по лесу бродить, давайте взбодримся.

Слайд 13. Музыка.

Игра "Бывает - не бывает" (если такое бывает - тянемся вверх, не бывает - приседаем).

Волк бродит по лесу.

Заяц на дереве сидит.

У лисицы 4 лапы.

У курицы 3 ноги.

Трава ниже деревьев.

Ночью бывает радуга.

На полянке пасётся медведь.

Осень нарядила лес в новое платье.

Сухие сучья подбросили в костер.

- Какие слова с разделительным мягким знаком услышали? (деревьев, ночью, платье, сучья)

- Я буду называть слово в единственном числе и кидать вам мяч, а вы будете возвращать мяч и говорить слово во множественном числе:

Муравей, соловей, сын, стул, перо, ручей, воробей, лист, брат, прут, друг, колос, дерево, улей, клок.

Работа с учебником.

- Ну, вот теперь с новыми силами можно браться за работу. Откройте учебники на стр.103 и прочитайте Теорию А.

- Поработайте в парах: расскажите каждый своему соседу правило, как запомнили его.

- Возвращаемся в лес. Ой, смотрите, кто это? Слайд 14.

Сценка про зайца. (Сорока, белка и заяц)

- Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!..

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!..

  • Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!..

  • Э-э, на что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья!

- В разговоре лесных жителей встретились слова с изучаемой сегодня орфограммой, какие? (лисьи, волчьи, рысьи, заячья)

Запись в тетрадях (Слайд 15): Волчья пасть, лисьи повадки, заячьи уши, медвежья берлога.

6.Закрепление изученного

Слайд 16. Музыка.

Самостоятельная работа.

Сильные выполняют творческое задание, составляют рассказ из 3-4 предложений с данными словами (на доске):

Настоящий друг.

Вьюга, деревья, жильё, друзья, сбился, помог, найти.

Проверка: Зачитать 2 рассказа.

- Какой рассказ вам понравился, почему?

В это время остальные выполняют другое задание с доски: в левый столбик записать слова с разделительным мягким знаком, в правый - остальные слова.

Корабль, перья, воробьи, пыль, день, листья, помощь, ружьё, радость, крылья, декабрь, вьюн, осень, друзья.

Самопроверка. Слайд 17.

Работа с раздаточными карточками.

Карточка № 1 (слабым)

Укажите стрелками к какому столбику относятся слова:

мягкий знак

деньки
ученье
огоньки
льёт
пальцы
вьюга
письмо
соловьи

разделительный

мягкий знак

Карточка № 2

Спишите, вставьте, где необходимо, разделительный мягкий знак:

Кол…я принёс домой кол…я для забора.

Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

Работа с текстом. Слайд 18.

Метод «ПРЕСС» - обосновать свою точку зрения. Например, я считаю, что в слове «щука» надо писать букву у после щ, потому что это орфограмма чу - щу.

Красиво в л_есу в этот ранний ч_с. Тихо шумят, кач_ются дерев_я. С лист_ев стекают свинцовые капли росы. Но вот ож_л ветер. Зашумел в лесу золотой дождь. Лет_ят, скач_т, плывут в воздухе лист_я. Позолотили они дорожки и тропинки. Елоч_ки тоже листоч_ками украсились. На мху и в трав_е лежат следы осени. Остро пахнет сырой землей, прелыми лист_ями.

Ответы детей: Лесу без ь, потому что е обозначает 1 звук

Час а, потому, что орфограмма ча-ща

Качаются а, потому что орфограмма ча-ща

Деревья с разделительным ь, потому что я обозначает 2 звука.

Листьев с разделительным ь, потому что е обозначает 2 звука

Ожил с и, потому что орфограмма жи-ши

Летят без ь, потому что я обозначает 1 звук

Скачут с у, потому что орфограмма чу-щу

Листья с разделительным ь, потому что я обозначает 2 звука

Ёлочки без ь, потому что орфограмма чк, чн, нч и т.п.

Листочками без ь, потому что орфограмма чк, чн, нч и т.п.

Траве без ь, потому что е обозначает 1 звук

Листьями с разделительным ь, потому что я обозначает 2 звука.

7.Подведение итогов

Рефлексия. Слайд 19.

Незаконченные предложения:

Сегодня я, наконец, понял, что ...

На уроке мне было легко, потому что...

Я запомнил, что ...

Мне еще надо поработать над ...

Мне понравилось ...

Я думаю, что ...

Оценивание

8.Домашнее задание

Слайд 20. с.108 упр. 236

Найти и записать стихотворение, в котором есть слова с разделительным мягким знаком.

- Мы с вами хорошо прогулялись в лесу, возвращаемся домой, но мне бы еще хотелось обратить ваше внимание вот на что: (Слайд 21-22):

Засыпают землею овраг -
Золотистый дубняк и орешник.
И дымится суглинистый прах,
И повис над обрывом скворечник. Скоро, скоро и он упадет
В эту пропасть земли и каменьев.
И большая дорога пройдет
Над вершинами мертвых деревьев. Я не против прогресса, ни-ни!
Понимаю размах и великость.
Но прошу тебя, век: сохрани
Хоть какую-то малую дикость. Сохрани приозерный камыш,
Сохрани деревенские вишни.
Сохрани первозданную тишь,
Из которой когда-то мы вышли. (Анатолий Жигулин)

- Ну, вот и закончилось наше путешествие. Всего хорошего, до свидания!

Слайд 23.


Первомайська загальноосвітня школа

І - ІІІ ступенів № 4

Методичний кабінет



Відкритий урок

на конкурс «Вчитель року»

Тема: «Розділовий м'який знак»

(11.11.2011, 5-Б клас)



Підготувала вчитель

російської мови

Чернушенко Тетяна Іванівна



м. Первомайський

2011



© 2010-2022