Олимпиада по русскому языку 8 класс

  Предлагается ряд заданий, чтобы определить уровень собственной языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно-речевых навыков. На выполнение всех заданий  отводится  1,5 астрономических часа.     В творческом  задании  оценивается умение   •          умение выразить свои мысли и чувства, понимание авторской идеи    •          способность применять знания лингвистики и стилистики на практике: определение типа речи .       •          изобразительно-выразительные средства   •          конструировать текст-сочинение по основным риторическим канонам .  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников

2014 - 2015 учебный год

Русский язык



Дорогие участники олимпиады!



Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственной языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно-речевых навыков.

На выполнение всех заданий Вам отводится 1,5 астрономических часа. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Внимательно читайте формулировку заданий.

Ответы оформляются в тетрадях в линию (12 листов, обложка тетради без рисунка). На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер.

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать - 80.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Желаем успешной работы!







Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Школьный этап Всероссийской олимпиады

2013 - 2014 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 класс

Задание 1 (10 баллов)

Ниже в произвольном порядке расположены слова древнегреческого языка. Соедините слова в пары так, чтобы из их корней получились русские слова с такими значениями: 1) защитник общечеловеческих интересов; 2) человек, способный к языкам; 3) наука о шифровании текста; 4) разновидность врачебной профессии; 5) наименование магазина. Какие слова у вас получились? Запишите каждое из слов под тем номером, под которым указано его значение.

γράφω [графо] пишу παιδ- [пайд- / пед-] ребенок

πολύς [полюс / полис] многий, многочисленный γλοόττα [глотта] язык γαστήρ [гастер] желудок κρυπτός [крюптос / криптос] скрытый

νόμος [номос] закон 'ιατρός [иатрос] врач

κόσμος [космос] порядок, мир πολίτης [политес] гражданин

Задание 2 (8 баллов)

Вставьте недостающие слова в пословицы.

Овчинка _________ не стоит. ________ место пусто не бывает. Бедному собраться - только ________. ________ворона и куста боится. На словах - что на гуслях, а на деле - что на ________. Соловья _________ не кормят. _____________ - знак согласия. Привычка - вторая ________.

Задание 3 (8 баллов)

Выберите ряд, в котором приставка ДО- с постфиксом -СЯ (-СЬ) образует слова со значением «доведение действия до отрицательного результата». Запишите номер этого ряда.

  1. Докопаться, достучаться, додуматься, докричаться.

  2. Довериться, дожиться, добиться, довестись.

  3. Доводиться, добавиться, достаться, добываться.

  4. Добегаться, доиграться, досмеяться, доработаться.

Задание 4 (6 баллов)

Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, и исправьте ошибки:

Ответ по заявлению, уделять большое внимание на учёбу, оперировать с неточными данными, поступить вопреки правил приличия, коллега по профессии, тосковать по семье, играть важную роль, иметь огромное значение, четверо учениц, благодаря героизму.

Задание 5 (5 баллов)

Объясните причину орфографических ошибок в следующих словах: дезынфекция, дезынформация, контрыгра, сверхызящно.

Задание 6 (5 баллов)

Запишите прилагательное 265-летний без использования цифр.

Задание 7 (8 баллов)

Какие художественные приемы и средства используются в подчеркнутых фрагментах?

  1. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

(А.С.Пушкин)

2. Я пережил и многое и многих

И многому изведал цену я.

(П.Вяземский)

3. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, тот, конечно, поймет мое желание передать, нарисовать эти волшебные картины. (М.Ю.Лермонтов)

4. Стань свободным, словно ветер, / К путешествиям готовый. (А.Б.Кердан).

Задание 8 (30 баллов).

Прочитайте отрывок из миниатюры М.Пришвина. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта миниатюра? Какова её идея? Какие типы речи соединены в этом тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка.

Лесной ручей

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. И от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

Новые и новые препятствия встречает вода. И ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.



© 2010-2022