Конспект урока русского языка в 7 классе на тему Не с наречиями на -о, -е

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Не в наречиях на -о,-е". Урок открытия нового знания. Цель урока для учащихся - перечисление условий для слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о,-е на основе исследования языкового материала. Цель учителя- создать условия для данного исследования и развивать умение ставить цель, выдвигать задачи, сравнивать, анализировать языковые явления, делать выводы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: НЕ в наречиях на -О ,-Е

Цель деятельности учащихся:

на основе наблюдения перечислить условия написания слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -О,-Е.

Цель деятельности учителя:

1)создать условия для исследования правописания НЕ с наречиями на -О, -Е;

2) развитие умения наблюдать за языковыми явлениями, анализировать их и находить закономерности, сравнивать и обобщать на основе языковых материалов;

3) развитие умения ставить цель, выдвигать гипотезы, решать задачи, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: компьютер, проектор. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др. - М: Дрофа, 2013.

Ход урока

1. Организационный момент.

( настроить учащихся на предстоящую работу)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (который очень соответствует сегодняшнему дню и настроению) и поработать над орфограммами: например, над безударными гласными в корне, а также выписать слова, раскрывая скобки, устно и графически объяснить их правописание:

Вся комн..та янтарным блеском
Оз…рена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у л..жанки.
Но знаешь: (не) велеть ли в санки
К..былку бурую запречь?

Ск..льзя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
(Не) терпеливого коня
И нав..стим поля пустые,
Леса, (не) давно столь густые,
И берег, милый для меня.

(Для слабых учащихся -на столах памятки -распечатки «Не с прилагательными, глаголами»)

Учащиеся объясняют встретившиеся орфограммы, правописание НЕ с глаголом и прилагательным, но затрудняются в написании НЕ в наречии недавно.

-Ребята, почему вы не можете правильно (слитно или раздельно с НЕ) написать это наречие? (потому что не проходили еще эту тему).

-Значит, чтобы выполнить эту задачу, что мы должны узнать? (как пишутся наречия с не).

-Можем ли мы определить тему урока? (да, «Правописание НЕ с наречиями»).

-Какова цель нашего урока? (перечислить (сформулировать, назвать) условия слитного и раздельного написания наречий, чтобы написать правильно слово НЕДАВНО).

- Как мы будем искать ответ на данный вопрос? ( возможные ответы: исследовать, анализировать определенный языковой материал, представленный учителем, сравнивать языковые явления, выявлять какие-то закономерности, выдвигать гипотезы, делать выводы)

3) Актуализация знаний.

Работа в парах:

Далее учитель предлагает рассмотреть рисунок, чтобы помочь учащимся выйти на путь решения учебной задачи, и

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему Не с наречиями на -о,-е.

просит учащихся обратить внимание на названия лепестков цветка:

-Что подсказала вам данная иллюстрация? Почему один из лепестков не только называет часть речи? Почему три лепестка находятся вместе и скреплены «НЕ», а остальные лепестки нет? (Дети отвечают, что написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -О, -Е, видимо, сходны в написании, т.е. относятся к одному и тому же правилу, а другие части речи (глагол, деепричастие, причастие) нет; причастие с НЕ, если есть зависимое слово, пишется с НЕ раздельно и т.п. )

-Итак, что мы должны сделать сначала? ( вспомнить и сформулировать условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными и прилагательными, а затем перенести его и на наречия на -О, -Е).

Работа в парах :

Чтобы выполнить эту задачу предлагается следующий материал (мера помощи) на распечатанных заранее листках:

Имя существительное

Имя прилагательное

1. Видно неряху по грязной рубахе.

1. Небрежный человек делает дважды.

2. Нетерпеливость успеха не приносит.

2. Неверный друг - опасный враг.

3. Не одежда красит человека, а добрые дела.

3. Комната не большая, а маленькая.

4. Она была далеко не красавица.

4. Он вовсе не хороший человек.

-Давайте рассмотрим эту таблицу, прочитаем предложения, какие выводы из неё можно сделать? (по таблице можно вспомнить условия слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными и прилагательными).

Физкультминутка

Учащиеся делают выводы и записывают их в таблицу «НЕ с существительными и прилагательными…», приготовленную учителем.

Слитное

Раздельное

Что должно получиться:

Слитное

Раздельное

  1. Без НЕ не употребляется

1) Есть противопоставление с союзом А

  1. Нет пояснительных слов и противопоставления с союзом А.

2) есть слова- магниты:

далеко НЕ

вовсе НЕ

отнюдь НЕ

ничуть НЕ

нисколько НЕ

Вывод, который делают обучающиеся: если нет слов-магнитов и противопоставления с союзом А, то не с существительными и прилагательными пишем слитно.

4. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания

-К какой еще (как мы ранее предположили) части речи это правило можно отнести? (К наречиям на -О,-Е.)Учащиеся дописывают в заголовке таблицы: и наречиями на -О,-Е».

- Можно ли нам теперь раскрыть скобки и правильно написать наречие НЕДАВНО из стихотворения? Почему? (Да, наречие оканчивается на -О и пишется слитно, т.к. нет противопоставления с союзом А и слов-магнитов).

- А как пишутся наречия, которые не заканчиваются на -О,-Е? Посмотрите на примеры:

сказал не сразу, выполнял не всегда, поступил не по-товарищески (Вывод: такие наречия пишутся с НЕ раздельно).

5. Первичное закрепление

А теперь попробуем устно объяснить правописание НЕ со следующими наречиями:

говорил не ясно, а путано; нелепо махать руками; читать вовсе не громко; пройти неслышно. (Учащиеся объясняют, комментируя орфограмму)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1)выучить таблицу или параграф 18 стр. 112 учебника 2) упр. 253 письменно 3) составить тест (используя учебник) из 5 заданий на данную орфограмму или словарный диктант (10-12 словосочетаний)

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

- Итак, с какой орфограммой вы познакомились сегодня? (Не с наречием на -О,-Е, с условиями слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -О,-Е )

- Перечислите эти условия.

- Что сегодня было самым трудным, а выполнение какого задания не вызвало затруднений?

(Общая самооценка обучающихся).



© 2010-2022