Урок по русскому языку для 7 класса Учимся писать сжатое изложение

Урок по русскому языку для 7 класса "Учимся писать сжатое изложение".Данный урок проводится в 7 классе, а так же его материал можно использовать для подготовки детей к экзаменам.Цель урока: 1 повторить пройденный материал; 2 научиться сжимать текст на основе исходного.Ход урока: 1. Повторение;2. Подготовка к работе с текстом;3. Работа с текстом;4. Домашнее задание;5. Подведение итогов. Входе урока учащиеся учатся выделять главную и второстепенную мысль теста, убеждаются в том, что сжатый текст ч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

«Учимся писать сжатое изложение»


Цели урока:

  1. повторить пройденный материал;

  2. научиться сжимать текст;

научиться создавать вторичный текст на основе исходного.

Ход урока

1. Повторение.

- Проекция текста на экране:

« Это подлинник », - с уважением говорим мы о картине или скульптуре. Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи?

Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. Встреча с произведением искусства - это также встреча с его создателем. Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (107 сл.)

(По Е. Каменевой)

- Самостоятельное чтение текста.

- Вопросы после чтения для повторения:


  1. Фрагмент чего перед вами? Текст

  2. Докажите, что это текст. Есть смысловая (пр-я объединены общей темой) и грамматическая связь ( местоим. указательное это,1пр.: подлинник, мы; 2пр.: репродукции картин, познакомиться; 3 пр.: картинные галереи, люди стремятся)

  3. О чем этот текст, т.е. какова его тема? Правильное отношение к искусству

  4. Из скольких микротем текст состоит? 2 микротемы, абзац = микротема

  5. Определите тип речи текста. Рассуждение

  6. Определите стиль текста. Публицистический стиль, т. к. есть риторические восклицания и вопросы, отрицание- нет, вводные слова, книжные обороты речи ( важны для формирования, правильное отношение), слова в переносном значении (встреча с произведениями искусства), личное мест мы, четкая авторская позиция (репродукция и подлинник - не 1 и то же)

  7. Какова задача текста публицистического стиля? Передать важную общественную информацию, убедить в чем- либо, призвать.

  8. Как это отражается в данном тексте? Убеждает в том, что важно видеть разницу между репродукцией и подлинником. Подлинник- не только отражение внешней красоты, но и души создателя

  9. Может ли текст сохранить свои особенности, если его сжать? Нет.

  10. Тогда зачем это делать? Чтобы выделить самую суть из большого объема информации.

  11. Где этот навык может пригодиться? При подготовке доклада, реферата и т.д., но так, чтобы сохранились основные свойства текста.


  1. Подготовка к работе с текстом.

- Для того чтобы выделить из текста самую важную информацию, отделить ее от вторичной, необходимо выделить опорные (ключевые) слова. Главная роль в выборе таких слов зависит от типа речи:

Описание передает детали

Повествование - события

Рассуждение - мысли

- показ слайда

- Для достижения цели необходимо сделать определенные шаги. Работаем с алгоритмом:

1. Читаем текст

2. Находим микротемы (микротема + абзац)

3. Находим опорные слова

4. Строим предложения, используя опорные слова ( использовать не только лексику текста)

5. Соединяем микротемы, образуя текст

6. Редактируем текст ( приводим в соответствие с нормами русского языка)


  1. Работа с текстом

- Работаем с 1 абзацем текста по выявлению ключевых слов. 1-е пр. - учитель, 2-е - вместе.

Ответим на вопросы:

- О чем говорится в тексте?

- Как об этом говорится?

1.« Это подлинник », - с уважением говорим мы о картине или скульптуре. 2.Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. 3.Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (39 сл.)

- Слайд с выделенными словами:

1.« Это подлинник », - с уважением говорим мы о картине или скульптуре. 2.Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и, познакомиться с их творчеством. 3.Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи?

- Обязательно ли должно остаться столько же предложений? Нет

- Строим пр. с использованием ключевых слов. 1-е пр.- учитель, 2-е - вместе

- Читаем вариант

- Слайд с вариантом сжатого 1 абзаца:

Картину и скульптуру уважительно называют подлинником. С творчеством художников можно познакомиться по репродукциям, но люди стремятся в музеи. (18сл. - 39 сл.)

- Так же работаем со 2 абзацем в парах.

- Выявление ключевых слов:

1.Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. 2.Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4.Встреча с произведением искусства - это также встреча с его создателем. 5.Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (67 сл.)

- Слайд с выделенными словами:

1.Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. 2.Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4.Встреча с произведением искусства - это также встреча с его создателем. 5.Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника!

- Строим пр. с использованием ключевых слов.

- Читаем вариант

- Слайд с вариантом сжатого 2 абзаца:

Важно формировать правильное отношение к искусству. Художник не просто рисует, он вкладывает свое отношение к изображаемому. Встреча с произведением искусства - это встреча с создателем. Копия не передает очарование подлинника.

(29 сл. - 67 сл.)

- Обращаем внимание на кол-во слов до и после сжатия абзацев.

- Соединяем 1 и 2 абзацы. Следим за средствами связи между абзацами.

Картину и скульптуру уважительно называют подлинником. С творчеством художников можно познакомиться по репродукциям, но люди стремятся в музеи.

Важно формировать правильное отношение к искусству. Художник не просто рисует, он вкладывает свое отношение к изображаемому. Встреча с произведением искусства - это встреча с создателем. Копия не передает очарование подлинника.

(47 сл.)

- Обращаем внимание на кол-во слов до и после сжатия текста.

- Сравниваем исходный и сжатый тексты. 107 и 47 слов

- Делаем вывод о том, что сохранилось: вид текста, микротемы, но изменилось: тема стала более четкой, лаконичной, текст утратил стилистические приметы, стал нейтральным по стилю.

- Как этого достигли? Исключили лишнее и соединили части.


  1. Домашнее задание.

Написать текст сжатого изложения, используя материал исходного текста №2

Исходный текст №2

Многие говорят о любви к Родине. Это очень важные слова, и надо заслужить право на них. Оно завоевывается своей жизнью, своим трудом, своей учебой.

Любить Родину - жить ее жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, страдать, когда Родине тяжело. И главное - беречь Родину. Беречь как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

Для человека должно быть все дорого на своей Родине: ее народ, ее земля, ее история, ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. Ваши отцы доверяют вам самое священное - Родину. Любите ее как мать! (119 сл.)

(ПО Ю. Яковлеву)


  1. Подводим итоги.

    1. Научились выделять главную и второстепенную информацию в тексте.

    2. Научились сжимать текст.

    3. Убедились в том, что сжатый текст частично утратил основные свойства исходного текста.

© 2010-2022