Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования    современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы  первой квалификационной категории   Мейрбековой Г.Т.          Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Мейрбековой Г.Т.

Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цели современного урока - формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии - это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.

Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление учащихся, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом « Своя игра» по самым разным темам лингвистики и литературоведения. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.

На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу (эйдос-конспект), весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции являются помощниками учителю в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах - позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.

Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.

















































Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Звуки и буквы

Цель:

1. формирование у обучающихся знаний о звуках и буквах русского языка

2. развитие коммуникативной компетентности. развитие навыков правильного произношения.

3. воспитание уважения к русскому языку

Ход урока.

1. Орг.этап

2. Этап проверки домашнего задания.

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. - Алматы: Атамура, 2010. - 256. упражнение 4 на странице 4. продолжите группы слов.

3. Этап проверки знаний. Словарный диктант:

Пять, пятый, пятиклассник, одноклассник, школа, школьный, школьник, школьница, сентябрь, сентябрьский, цифра, дисциплина, календарь, класс, классный.

4. Этап подготовки к активному усвоению знаний.

  • Чтение русской народной песни

  • Учительское чтение.

  • Лексическая работа

  • Ученическое чтение

  • Вопросы к песне:

Кто является автором этой песни?

Почему её называют народной?

О чем эта песня?

Какие слова можно читать хором?

Знаете ли вы как называются строки, которые повторяются после каждого куплета?

5. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

Спишите первый куплет с припевом.

Поставьте ударение в словах

Прочитайте слова:

ПОЛЕ, БЕРЕЗА, БАЛАЛАЕЧКА

Произнесите по порядку звуки, из которых состоят слова

А теперь назовите буквы

В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Это и звуки шагов человека, и гудки автомашины, и пение птиц, и шуршание осенних листьев под ногами.

Звуки речи отличаются от всех других звуков прежде всего тем, что они образуют слова.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова.

Звуки речи - самые маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое: дом - дым - том. Нетрудно заметить, что слова дом и дым различаются гласными о и ы, а слова дом и том различаются согласными д и т. Сравните также: балки - палки, стойка - стайка, угол - уголь, шефствовать (оказывать помощь, выть шефом) - шествовать (идти) и т. д.

Слова могут состоять из одного, двух и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения - обычно самые короткие слова, хотя и очень важные для речи. Так, из одного или двух звуков состоят, например, союзы и, а, но; предлоги в, к, с, на, за. Многие местоимения также состоят из двух звуков: ты, он, мы, вы и др.

Есть и существительные, которые состоят из двух звуков: ум, ас и др., хотя самостоятельные слова чаще имеют три и более звуков: мать, хлеб.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» - звук).

Давайте запишем

Звуки мы произносим и слышим, буквы - видим и пишем.

6. Этап закрепления новой темы

Упражнение 27 устно. Прочитайте, назовите звуки, которыми они отличаются

Упражнение 28. запишите пары слов, подчеркните буквы, которыми они отличаются

Скажите, сколько букв в казахском алфавите?

Буквы, расположенные в определённой последовательности, составляют алфавит, или азбуку.

В русском алфавите 33 буквы: 10 букв обозначают гласные звуки и 21 - согласные. Две буквы - ъ и ь - не обозначают звуков.

Алфавит надо знать, так как по алфавиту располагаются слова в словарях, книги на полках в библиотеках, по алфавиту составляются списки людей, книг, городов, справочники и т. д.

Алфавит

А

А

Б

Бэ

В

Вэ

Г

Гэ

Д

Дэ

Е

Е

Ё

Е

Ж

Жэ

3

Зэ

И

И

Й

И (краткое)

К

КА

Л

Эль

М

Эм

Н

Эн

0

О

П

Пэ

Р

Эр

С

Эс

Т

Тэ

У

У

Ф

Эф

X

Ха

Ц

Цэ

Ч

Че

Ш

Ша

Щ

Ща

Ъ

Твердый знаке

Ы

Ы

Ь

Мягкий знак

Э

Э

Ю

Ю

Я

Я

  • Читаем алфавит. Сначала по цепочке, потом несколько учеников читают весь алфавит целиком.

  • Запишите эти слова в алфавитном порядке:

Альбом, доска, парта, книга, учебник, карандаш, ручка, точилка, грамота, задание, сентябрь, журнал.

  • Составьте три словосочетания с любыми из слов

В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков. В речи чаще встречаются согласные звуки.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, »е встречая какой-либо преграды.

Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.

Согласные звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др.

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после гласного и после Ъ и Ь знаков. Если буквы Е, Ё, Ю, Я стоят после согласной, то они обозначают один гласный звук

  • Упражнение 29 выполняем у доски. Спишите и подчеркните буквы Е. Ё, Ю, Я

  • Упражнение 36. спишите слова. Подчеркните согласные буквы одной чертой, гласные двумя чертами. Составьте одно предложение с любым из слов.

7. этап рефлексии

8. этап оценивания

9. этап информированности о домашнем задании. Выучить алфавит. Упражнение 35. спишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните гласные одной чертой, а согласные двумя чертами

Урок русского языка для 9 класса по теме «Типы сложных предложений»

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.

На прошлых уроках мы знакомились с вами со сложным предложением, сегодня мы должны повторить и закрепить знания о сложном предложении, о видах сложного предложения;Должны научиться находить сложные предложения в тексте, определять их вид, составлять схемы предложения.

2. Начинаем урок с лингвистической разминки

3. Фронтальная беседа по вопросам:

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис)

- Что изучает синтаксис? (Строение словосочетаний и предложений)

- Что такое предложение? Назовите его признаки.

4. Орфографическая работа.

Вставьте пропущенные буквы.

Мирово_рение, ровес(?)ники, сверс(?)ники, (о, а)пе_ляция, а_комп_н_мент, инте_л_гентный, л_нгвистика, а(с,сс)оциация, а(с,сс)амблея, ц_в_лизация, ко(м,мм)уникация, т_нденция, пр_ор_тет-

Проверка. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Кто сделал 1-2 ошибки.Мировоззрение, ровесники, сверстники, апелляция, аккомпанемент, интеллигентный, лингвистика, ассоциация, ассамблея, цивилизация, коммуникация, тенденция, приоритет

- Значения всех ли слов вам знакомо? Где можно посмотреть значение слова? ( В толковом словаре Ожегова)

2. Объявление темы, задач урока.

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с типами сложных предложений, вспомним типы союзов, проанализируем текст в рамках подготовки к аттестации в 9 классе. Но прежде чем переходить к сложным предложениям, давайте вспомним, что является наименьшей единицей синтаксиса?

3. Работа со словосочетаниями

Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:

- Подчеркнутые словосочетания перестройте: 1 - в управление (сердце матери) 2 - в согласование (материнское сердце)

5. Пользуясь данной схемой, расскажите, что вы знаете о сложном предложении и его типах.

- Чем различаются ССП И СПП? ( ССП- части независимые, В СПП - главная и зависимая, союзами)- Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях - сочинительные союзы, в бессоюзных - интонация (без включения союзов).

6. Союзный дождь

- Распределите союзы в 2 колонки: сочинительные и подчинительные ( работаем в «Справочниках»)

7. Конструирование

ВЫВОД: что же такое сложное предложение? (Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Дополнительная информация сложного предложения возникает из соотношения содержания его составляющих и закрепляется, уточняется, благодаря средствам связи).

-для чего же мы используем сложные предложения? (Сложное предложение - лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений. Выбор конструкции зависит от задачи, сферы, содержания высказывания, т.е. от коммуникативной задачи.)

8. Работа с текстом.

  1. В каком предложении содержится основная мысль текста?1) 2; 2) 3; 3) 7;

  2. Из 6-8 предложений выпишите слова с чередующейся гласной корня. (7)

  3. Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, тог на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук.(расцветало)

  4. Из предложения 15 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В полных причастиях прошедшего времени пишется -НН - (успокоенная)

  5. Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.(9)

  6. Среди предложение 13-16 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите его номер.(14)

  7. Укажите номера:

  • I вариант - ССП (4)

  • II вариант - СПП (2,3,8,13,15)

- Назовите № предложений с разными видами связи (10,16)

Дополнительное задание

9. Подведение итога урока.

Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение, взяв за основу предложение "По отношению к матери можно определить величие сердца".

Учитель русского языка Г.Т.Мейрбекова

© 2010-2022