Рабочая программа по чтению и развитию речи. 9 класс. Специальная коррекционная школа - интернат 8 вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к программе по чтению и развитию речи в 9 классе.

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы: в 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Сб. 1.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Цель:

  • развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  • развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

  • развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Основные направления коррекционной работы :

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;

  • развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления: развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

  • развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;

  • коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

Логика построения курса: программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

Примерная тематика.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально- - этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.П. Чехова, И.А.Бунина.

Произведения А.М.Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, А.Н. Толстого, М.А.Шолохова, К.Г.Паустовского, В.М. Шукшина
Произведения зарубежной литературы Э. Сетон - Томпсона, Р. Стивесона, Д. Даррела.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм орфоэпии. Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героями их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев ( с помощью учителя)

Работа над планом, средствами языковой выразительности.

Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Выучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Рекомендуемая литература

(на выбор)

Ахматова А.А. Стихотворения.

Беляев А.Р. «Человек- амфибия».

Богомолов В.О. «Иван».

Бондарев Ю.В. «Последние залпы», « Горячий снег».

Быков В.В. «альпийская баллада», «Обелиск».

Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».

Жюль Верн «Таинственный остров».

Воскресенская З. «Сердце матери».

Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».

Есенин С.А. Стихотворения.

Зощенко М.М. Рассказы.

Искандер Ф.А. «Сандро из Чемеры».

Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».

Сурков А.А. Стихотворения.

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы (выборочно)»

Цветаева М.Н. Стихотворения.

Чехов А.П. «Дом с мезонином».

Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Формы и методы контроля

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-проверка знаний при помощи тестов;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

-проверка техники чтения;

-написание сочинений;

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям.



Учебный план по чтению и развитию речи в 9 классе

№ разд

ела

Раздел

Количество

часов

Виды занятий (количество часов)

Изучение нового и закрепление

Лабораторные работы

Практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

1.

Устное народное творчество

11

11


2.

Произведения русской литературы XIX века

47

47



3.

Произведения русской литературы XX века

32

32


4.

Произведения зарубежной литературы

12

12


Всего:

102

102










Учебно - тематический план по чтению и развитию речи в 9 классе.

№ урока

дата

поурочное планирование

примечание

ученик должен знать

ученик должен уметь

ключевые понятия

Устное народное творчество

-произведения устного народного творчества:

былины

сказки

песни

пословицы

поговорки

загадки

считалки

-читать сознательно, правильно, бегло, выразительно вслух и «про себя»

-выделять главную мысль произведения

-составлять характеристики героям обосновывать свое отношение к героям и их поступкам

-работать над планом, над средствами языковой выразительности

-пересказывать содержание прочитанного

Устное народное творчество

Сказка

Лирика

былина

03.09

Устное народное творчество

цор

04.09

Русские народные песни. Колыбельная

цор

06.09

Русские народные песни. За морем синичка не пышно жила


10.09

Былина. На заставе богатырской.

цор

11.09

Р/р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

цор

песня

13.09

Русская народная сказка. Сказка про Василису Премудрую.

иллюстрации

богатыри

17.09

Битва 1ч.



18.09

Золотой ларчик 2ч.



20.09

Радость в доме 3ч.



24.09

Русская народная сказка. Лиса и тетерев



25.09

Внеклассное чтение по русским народным сказкам





Из произведений русской литературы 19 века



27.09

В.А. Жуковский. Биография.

Портрет,цор

сведения о жизни и творчестве писателей 19 века

биография

01.10

В.А. Жуковский. Три пояса. Три подруги 1 ч.


Литературная сказка

02.10

Торжественный день 2ч.


жанр

04.10

Поступок Людмилы 3ч.



08.10

Чтение сказки по ролям.




09.10

Р\Р Отзыв на прочитанную сказку В.А. Жуковского «Три пояса»



отзыв

11.10

И.А. Крылов. Биография

цор

И А. Крылов


15.10

И.А. Крылов. Кот и повар

цор




16.10

Внеклассное чтение по басням И.А. Крылова

цор


-читать сознательно, бегло, правильно

-выделять главную мысль произведения

-давать характеристику главным героям

-полноценно

воспринимать произведение,

сопереживать героям

-чувствовать и понимать образный язык художественного

произведения, выразительные средства,

создающие художественный образ


басня

18.10

А.С. Пушкин. Биография

Электронная хрестоматия

А.С. Пушкин


23.10

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила 1ч.



поэма

25.10

Жизнь в замке 2ч.




27.10

Поиски Людмилы 3ч.




29.10

Обобщающий урок по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

цор



30.10

Р/р Сочинение «Мое отношение к героям поэмы»




01.11

А.С.Пушкин. Барышня-крестьянка.



повесть

12.11

Примирение.1ч.




13.11

Встреча 2ч.




15.11

Проделки Лизы. 3ч.




19.11

Дружба 4ч.




.20.11

Решительный поступок 5ч.




22.11

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Барышня -крестьянка»



проза

26.11

Просмотр фильма, снятого по повести А.С.Пушкина «Барышня -крестьянка»

цор



27.11

Внеклассное чтение по произведениям А.С. Пушкина.

цор



29.11

Викторина по произведениям А.С. Пушкина




03.12

М.Ю.Лермонтов. Биография.


М.Ю. Лермотов


04.12

М.Ю. Лермонтов. Тучи


Знать наизусть

стихотворение

06.12

М.Ю. Лермонтов. Баллада




баллада

10.12

М.Ю. Лермонтов Морская царевна





11.12

Н.В.Гоголь. Биография

цор

Н.В.Гоголь



13.12

Н.В.Гоголь. Майская ночь или Утопленница. Ганна 1ч.

Электронная хрестоматия



повесть

17.12

Утопленница 2ч.



-составлять отзывы о прочитанном

-воссоздавать художественные. образы

-писать сочинения по прочитанным

произведениям

-понимать прекрасное в жизни через прочитанные произведения

-полноценно

воспринимать произведение

-сопереживать героям

-эмоционально

откликаться на прочитанное

-чувствовать и понимать образный язык художественного

произведения


18.12

Пробуждение 3ч.




20.12

Инсценирование отрывка из повести




24.12

Внеклассное чтение по повестям из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».Заколдованное место.




25.12

Викторина по пройденным темам.




27.12

Н.А. Некрасов. Биография.

Электронная хрестоматия

Н.А. Некрасов


14.12

Н.А. Некрасов. Рыцарь на час.



стихотворение

15.01

Н.А. Некрасов. Саша.


Знать отрывок наизусть

мотив

17.01

А.А.Фет Биография

цор

А.А. Фет


21.01

А.А. Фет На заре ты ее не буди.




22.01

А.А. Фет. Помню я…

цор

Знать наизусть

ритм

24.01

А.А.Фет Это утро, радость эта



рифма

28.01

А.П.Чехов. Биография


А.П.Чехов

рассказ

29.01

А.П.Чехов. Злоумышленник

цор


сатира

31.01

А.П.Чехов. Пересолил.

цор


юмор

04.02

Внеклассное чтение по рассказам А.П.Чехова






Из произведений русской литературы 20 века





05.02

А.М Горький. Биография


А.М.Горький

чувствовать вырази

тельные средства,

создающие художественный образ

-воссоздавать словесные образы соответствующие авторскому тексту

-понимать содержание произведений различного уровня сложности

-составлять план к произведению и пересказ

-работать с различными типами текстов

-составлять рассказы по предложенной теме на материале нескольких произведений

-составлять характеристики героям

-учить стихотворение и выразительно рассказывать



07.02

А.М. Горький Песня о Соколе

цор

Отрывок наизусть

художественный образ

11.02

В.В. Маяковский. Биография


В.В.Маяковский

12.02

В.В. Маяковский. Необычайное приключение

цор



14.02

М.И. Цветаева. Биография

цор

М.Цветаева


18.02

М.И. Цветаева Вчера еще…

цор

наизусть

лирика

19.02

К.Г. Паустовский. Биография.

цор

К.Г.Паустовский

-сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов 20 века


21.02

К.Г. Паустовский. Стекольный мастер


идея

25.02

Выразительное чтение рассказа



26.02

Работа по вопросам текста



28.02

Внеклассное чтение по рассказам К.Г.Паустовского



04.03

С.А. Есенин. Биография

цор

С.А. Есенин


05.03

С.А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы


Знать наизусть

описание

07.03

Р/р Сочинение по картине В.Д. Поленова «Ранний снег»




11.03

С.А. Есенин. Собаке Качалова.




12.03

М.А. Шолохов. Биография


М.А.Шолохов


14.03

М.А. Шолохов. Судьба человека



сюжет

18.03

Выразительное чтение рассказа




19.03

Составление плана 2части рассказа




21.03

Р/р Изложение «Побег из плена»



изложение

02.04

Внеклассное чтение на тему «Герои войны»




04.04

Е.И. Носов. Трудный хлеб1ч.


Е. И. Носов



08.04

Верная собака 2ч




09.04

Р\Р Составление характеристики героя произведения.




10.04

Н.М. Рубцов Тихая моя родина


Н.М.Рубцов


11.04

Н.М. Рубцов. Русский огонек.





15.04

Н.М. Рубцов. Зимняя песня


Выучить наизусть


пейзаж

16.04

Ю.И. Коваль. Приключения Васи Куролесова.1-2 часть


Ю.И. Коваль


сюжет

17.04

Работа по вопросам 3-4 части




юмор

18.04

Выразительное чтение 5-7 частей





22.04

Краткий пересказ истории героя





23.04

Внеклассное чтение по теме «Родная сторона»




Лирический герой



Из произведений зарубежной литературы





24.04

Р.Л. Стивенсон. Вересковый мед

цор

-произведения зарубежных писателей Р.Л.Стивенсона,

Э.Сетон-Томпсона

-сведения о жизни и творчестве зарубежных писателей




25.04

Р\р Дискуссия на тему «Можно ли жестокостью покорить народ?»


-выразительно, осознанно читать «про себя» и вслух

-эмоционально откликаться на прочитанное

-понимать образный язык художественного произведения,

выразительные средства,

создающие художественный образ

-пересказывать отрывки из произведений

-составлять план для пересказа

Зарубежная литература

29.04

Э. Сетон Томпсон. Снап. История бультерьера 1ч.



30.04

Телеграмма 2ч.



06.05

Удачная охота 3-4 ч



07.05

Р/р Составление плана пересказа рассказа



13.05

Д Дарелл. Живописный жираф1ч


Д.Дарелл


14.05

Взаимоотношения Питера и Билли2ч.




16.05

Посетители зоопарка3ч.




19.05

Составление сравнительной характеристики героев.




20.05

Р\р Внеклассное чтение по произведениям зарубежной литературы.




23.05

Обобщающий урок по прочитанным произведениям.





Список литературы.

  1. Алексеев С.П., А.Г. Алексин. Что такое? Кто такой? Изд.-во «Педагогика-Пресс» Москва, 1997 год (1,2,3 том).

  2. Байкова М.И, Е.С. Гостимская. Поурочные разработки по чтению 5-9 класс. Москва «ВАКО» 2005.

  3. Волина В.В.. Учимся играя. Москва, 1994.

  4. Жигулев А.М.. Русские народные пословицы и поговорки. Ижевск «Удмуртия», 1986 год.

  5. Борякова Н.Ю., Окорокова А.В. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры. Москва, 2000 год.

  6. Безруких М.М., С.П. Ефимова. Родничок. Упражнения для занятий с детьми, имеющие трудности при обучении письму и чтению. Тула. Изд. «Арктоус» 1996 год.

  7. Даль В.. Пословицы русского народа. Москва, 1999 год.

  8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у/о детей. Москва, 1997 год.

  9. Шер С.А. Рассказы о русских писателях. Москва, 1976 год.

  10. Калугин Н.А.. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000 год.

  11. Новикова А.Н. Русское народное поэтическое творчество. Москва, 2001 год.

  12. Шаповалова. Е.В. Использование малых форм фольклора. Москва.2005

  13. Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения. Москва «Владос», 2013

  14. Учебник чтения для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред. З.Ф. Малышевой М «Просвещение»,2011

  15. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII видаСб1./ под ред. Воронковой В.В./ М.: «Владос»,2000



© 2010-2022