Конспект урока на тему Русское чиновничество в изображении Н. В. Гоголя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Эпиграфы урока:

«Ревизор» - это целое море страха».

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него вращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

Ю. Манн.


Цели:

  1. Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

  2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.

  3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация "Ревизор", рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

- Творчество какого автора мы с вами изучаем?

- Какое его произведение мы изучаем?

- Прочтите 1-й эпиграф к уроку. слайд

- Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн? (море страха - это боязнь наказания, потеря должности)

- Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Слайд. Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики: слайд

1. Городничий

2. Жена Городничего

3. Хлестаков

4. Осип

5. Ляпкин - Тяпкин

6. Земляника

7. Почтмейстер

1. «неглупый по-своему человек»

2. «умнее своего барина»

3. «очень услужлив и суетлив»

4. «молодой человек, несколько приглуповат»

5. «простодушный до наивности»

6. «провинциальная кокетка»

7. «…прочитавший 5-6 книг»

Ответы: слайд

  • 1. 1

  • 2. 6

  • 3. 4

  • 4. 2

  • 5. 7

  • 6. 3

  • 7. 5

Литературный диктант: слайд

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович)

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)

5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

7. «(бьет себя по лбу). Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ)

9. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.»(Жандарм)

- проверьте себя. Слайд.

2. Анализ 4 действия комедии: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

«Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца».

Ю. Манн.

- Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? (планеты - это чиновники, которые вращаются около солнца-Хлестакова, Хлестаков для них - есть солнце, от которого зависит их благополучие)

Посмотрим на имена героев:их фамилии говорят сами за себя.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий.

С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ. Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека. Фамилия образована от слова «хлопотать» - вечно испуганный, робкий.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «ухлестывать», «хлестать - бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут»

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.

- Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр.47, 2ое действие) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

- Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме городничего. (Стр.162 учебника) Слайд

- С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления "ревизору" и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа. слайд

- Дайте лексическое толкование слову "взятка".

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

- Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово "взятка", а заменил его на просторечие "подсунуть", так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

- Какие детали указывают на то, что взятки - привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

- Кто первый предлагает "подсунуть"? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.стр. 163 учебник (чтение и анализ)

- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича "в сторону". ("А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне", "точно горячие угли под тобою", "вот уж я и под судом", «Ну, все кончено - пропал!пропал!»)

- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх)

- Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

- Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету)

- Это придает комедии пафос

Словарная работа. Слайд.

- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова "пафос".

ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)

- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них - Добчинский - имеет дело к Хлестакову)

- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу.

- Теперь вам понятнее стало как планеты - чиновники вращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь (слайд) : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14.Стр. 168-171 учебник

- Есть ли в комедии любовный сюжет? (Нет). Почему вы так думаете? (потому что главные слабости Хлестакова - деньги, женщины и вранье. Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность).

- Любовь - это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно._

В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.

Слайд. Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)

- Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? Стр. 177 учебник

- Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова:

- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к "Ревизору" и их анализ: Слайд.

-Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему…..(боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них - есть солнце, от которого зависит их благополучие)

- А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

- Комедия устарела?

- Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

- Чем опасно взяточничество? (Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления)

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: Слайд. 1. Определите, в чем заключается мастерство Н.В.Гоголя-комедиографа.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.


8

© 2010-2022