Работа по литературе Две Катерины

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АННОТАЦИЯ.


Данная работа ученицы МОУ «СОШ №6»10 а класса Кашеваровой Юли написана на тему « Две Катерины» . В основу работы положено сопоставление образов героинь произведений второй половины 19 века - Катерины Кабановой из драмы А.Н.Островского «Гроза» и Катерины Львовны Измайловой из очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Прежде всего, ученица объясняет, что позволило ей сопоставить два женских образа, живущих в разных художественных мирах: драме Островского и очерке Лескова?

В обоих произведениях можно найти множество общих деталей , позволяющих увидеть принципиальное различие двух героинь, которые живут в одинаковых условиях: обе героини принадлежат к купеческому сословию, жизнь до замужества для них была сладким сновидением, обе вышли замуж без любви, в браке не имели детей, обе героини - страстные, пылкие, не принимающие скуку купеческого быта, влюбившиеся в чужого человека, обеим героиням суждено было погибнуть в Волге.

Наряду с этим автором работы раскрыты стилевые различия образов: Катерина Кабанова , натура поэтическая, религиозная, ее душа стремится навстречу любви, красоте, свободе бытия; Катерина Измайлова, живущая за высоким забором купеческой усадьбы, находится в состоянии душевного и духовного плена; Катерина Островского, изменив мужу, испытывает угрызения совести, считает, что этого греха ей не отмолить; Катерина Измайлова, полюбив Сергея, становится его рабой и готова ради него на страшные преступления; уходя из жизни , Катерина Кабанова ни на кого не держит зла; Катерина Измайлова не только гибнет сама, но и уводит в пучины Волги вместе с собой свою разлучницу.

Данная работа рассчитана на тех читателей, которые интересуются проблемами русской классической литературы и их отражением в нашей современной жизни.





















Содержание.

  1. Введение.

Тема русской женщины в художественной литературе второй половины 19 века.

  1. Материал для наблюдения.

  2. Основная часть.

Две Катерины - Островского и Лескова- как два начала в женском характере, не привязанные к эпохе, а непреходящие, вечные:

а) сходство деталей в создании образов героинь;

б) различия двух образов;

в) героини в любви;

г) итоги любовной драмы.

  1. Заключение.

Авторское отношение к героиням.

  1. Список литературы.






























Введение.

Русская литература второй половины 19 века запечатлела многообразие женских типов как в дворянском классе, так и в народной среде.

С Тургеневым не только в русскую литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, « тургеневской девушки» - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой…Писатель изображает цветущий период в жизни девушки, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся все ее дремлющие возможности. « Тургеневская любовь», как правило, это первая любовь, одухотворенная и чистая. Это яркое подтверждение богатых, еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования.

В образе Матрены Тимофеевны Н.А.Некрасов в поэме « Кому на Руси жить хорошо» запечатлел тип « величавой славянки», крестьянки, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства. На ее плечи не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Русская женщина была возведена на пьедестал и не только Тургеневым, Некрасовым, но и Пушкиным, Достоевским, Толстым.

И вдруг среди этого обожания и воспевания появляется очерк « Леди Макбет Мценского уезда» , в котором русская женщина оказывается убийцей.

Тема моего исследования возникла после самостоятельного знакомства с очерком Н.С.Лескова « Леди Макбет Мценского уезда». Читая очерк, я решила возможным сопоставить главную героиню Катерину Измайлову с другой Катериной, Кабановой, героиней драмы Н.А.Островского «Гроза», которую мы изучали на уроках литературы.

Я думаю, что это сопоставление поможет мне понять образ героини Н.С.Лескова.

Для моего исследования мне пришлось ознакомиться с критической литературой по этому вопросу.

Мне очень помогли исследования критика и литературоведа Льва Аннинского

« Лесковское ожерелье». Л.Аннинский убежден, что Лесков - писатель будущего.Судьба любой известной книги интересна сама по себе, но не менее интересны и мы, читающие сообразно со своим временем, со своими духовными запросами, со своим опытом. Также я воспользовалась исследованиями В.Гебеля, «Добролюбов в известной стать определил Катерину(Островского) как «луч света в темном царстве».О Катерине Измайлове можно сказать, что она не луч солнца ,падающий в темноту, а молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта..

Еще в самом начале своей работы я выдвинула гипотезу: поведение человека, его поступки зависят от воспитания человека, от того, что вложили в него родители, от той среды, в которой прошло его детство и юность.








Материал для наблюдения.

1. Время создания.

« Леди Макбет Мценского уезда» публикуется в журнале Ф.М.Достоевского « Эпоха» в 1865 г. По замыслу Лескова, « Леди Макбет…» должна была открывать серию из « двенадцати очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности»: восемь очерков « из народного и купеческого быта и четыре из дворянского». Произведение имеет подзаголовок «очерк», но надо иметь в виду, что в середине 19 века очерками назывались не только художественно-документальные сочинения: это была достаточно распространенная прозаическая или, как тогда говорили, беллетристическая жанровая форма, допускавшая значительную долю художественного домысла и вымысла при обработке жизненного материала. В повести, по-видимому, отразилось одно из ранних орловских впечатлений Лескова, пришедшее потом ему на память: « Раз одному старику, который «зажился» за семьдесят годов и пошел в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом ее на Ильинке ( на площади) «палач терзал». Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая…» ( « Как я учился праздновать. Из детских воспоминаний писателя»). В письме к Д.А.Линеву от 5 марта 1888 года Лесков писал: « Мир, который вы описываете, т.е. жизнь каторжников, мне неизвестен, хотя я его слегка касался в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда». Я писал, что называется , « из головы», не наблюдая этой среды в натуре, но покойный Достоевский находил, что я воспроизвел действительность довольно верно». Повести « Леди Макбет…» предшествовали очерки, написанные Лесковым на основе собственных наблюдений тюремного быта и нравов «женской казармы». О работе над очерком Лесков вспоминает: « …когда писал свою «Леди Макбет…», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил дл бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос подымался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 г. и закончил 9 октября 1859г.Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала « Библиотека для чтения» за 1860 год. Созданию « Грозы» предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 г. Неистощимым источником поэтического творчества открывался для Островского Верхне-Волжский край. В течение длительного времени считалось, что сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой ,живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 г. тело А.П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе». Прошло много десятилетий, и исследователи установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Однако сам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует о прозорливости драматурга, уловившего нараставший в купеческой жизни конфликт между старым и новым.

Леди Макбет Мценского уезда», один из ранних своих рассказов и первый свой шедевр, Лесков начинает словами: « Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета».(стр.15)

2. Род и жанр произведения.

«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова -прозаическое, очерк.

«Гроза» А.Н.Островского -драматическое, драма.

Лесков в начале своего рассказа говорит о том, что его героиня разыграла некогда страшную драму.

3.Возраст.

Катерине Измайловой шел отроду двадцать четвертый год.

4.Замужество.

Отдали замуж за купца Измайлова, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось.

По рассказам Катерины Кабановой можно предположить, что она не из бедной семьи: в их доме жили странницы, работать Катерину не заставляли.

5. Семья Измайловых зажиточная, небольшая: свекор Борис Тимофеевич Измайлов, человек уже под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек лет под пятьдесят с лишком, да сама Катерина Львовна. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне.

Семья мужа Катерины Кабановой: все семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу.

Свекровь : Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Варвара: Варвару маменька точила, точила, а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла.

Муж, Тихон: Что ее слушать! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропускай.

Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырвать-то; а ты еще навязываешься со мною.

6.Бездетность Катерины Львовны, попреки со стороны окружающих: « Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, неродица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим. «… и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой». (стр.16)

« Мне вот, когда б я себе ребеночка бы родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало» (стр.22)

Бездетство у Катерины Кабановой:

Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Экое горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это.

7. Образ жизни Катерины Измайловой: «Скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури…»( стр.16, Н.Лесков. Повести и рассказы).

«При всем довольстве и добре житье К.Л. в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не радость».(стр.16). Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет.

Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.(стр.17)

Походит, походит К.Л. по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… Тут тоже посидит, поглазеет… опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется- опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать К.Л. была не охотница, да и книг к тому ж, окромя Киевского патерика, в доме их не было.(стр.17).

Скучною жизнью жилось К.Л. в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания. В замужестве Катерина Львовна не видела никакого счастья.

Катерина Островского все дни напролет проводит в купеческом доме, в купеческой скуке. Ей живется, как в клетке.

8. Жизнь Катерины Львовны до замужества:

У Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе.

« Да, я в девках страсть сильна была. Меня даже мужчина не всякий одолевал». (стр19)

Жизнь Катерины Кабановой до замужества:

«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня , как куклу, работать на принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я , бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные , либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»

Поэтичность Катерины:

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.»

Религиозность Катерины:

«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым , точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану,- у нас тоже везде лампадки горели,- да где-нибудь в уголке молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко всходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила тогда, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

Черты характера Катерины Кабановой:

«Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дома, я уже не пойду домой ни за что на свете».

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

«Не страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет , как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то,- вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!»

Осознание греховности своего чувства:

«Не уйти мне от этого греха, Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю».

«Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

«Не знаешь ты моего характеру! Уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

9. Отъезд мужа.

Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна-одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше.

Катерина Кабанова , чувствуя свою слабость, просит мужа взять ее с собой, не оставлять ее одну.

10. Выбор любовника.

« На шестую весну Катерины Львовниного замужества» судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив возможность испытать самое нежное и возвышенное чувство- любовь, которое , к сожалению, оказалось для Катерины Львовны губительным.

Кто же ее избранник?

« Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой». Смелый, веселый, дерзкий.

« Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо - и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать».

« Девичур этот проклятый Сережка! Всем вор взял- что ростом, что лицом, что красотой. Какую ты хочешь женчину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит, и до греха доведет. А что уж непостоянный, подлец, пренепостоянный-непостоянный!» ( Аксинья о Сергее) стр.20.

« У Копченовых допреж служил, так прогнал его хозяин. Сказывают, с самой хозяйкой в любви был…»

Сергей не любил ее на самом деле. Союз с Катериной Львовной манил его веселой, обеспеченной жизнью.

Выбор Катерины Кабановой:

Борис Григорьевич Дикой о себе :

«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали В Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием… Если будем к нему почтительны.

Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была - и представить страшно.

Больно, трудно мне здесь, без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».

11. Без мужа.

Зиновий Борисыч еще неделю не бывал домой, и всю эту неделю жена его, что ночь, до самого бела света гуляла с Сергеем.

Катерина Кабанова впоследствии признается мужу, что без него десять дней не ночевала дома.

12. Свекор узнал о позоре, какой навлекла К.Л. на его купеческую семью.

Поймал Сергея за ноги, когда он спускался по веревке из окна невестки. Стегал он его нагайкою, пока сам из сил не выбился. Послал за сыном.

А Катерине Львовне без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя. « Пусти, тятенька, Сергея»,- пришла она к свекру. Старик так и позеленел. Он никак не ожидал такой наглой дерзости от согрешившей, но всегда до сих пор покорной невестки. Решил он Сергея отправить в острог, а К.Л. наказать на конюшне.

13. Первое убийство.

Отравила свекра тем порошком, которым травила в амбарах крыс. Она делает это скрытно, подсыпав в грибочки , которыми потчевала свекра крысиный яд. Схоронили свекра, не дождавшись Зиновия Борисыча. А Сергея без всякого зазора от людских очей уложила отдыхать от свекровиных побоев на мужниной постели.

«Справившись с этим делом , К.Л.уж совсем разошлась.(стр.25)

« То она была баб неробкого десятка, а тут нельзя было разгадать, что такое она себе задумала: ходит козырем, всем по дому распоряжается, а Сергея так от себя и не отпускает. Задивились было этому по двору, да К.Л. всякого сумела найти своей щедрой рукой, и все это дивованье вдруг сразу прошло.

14. Катерина Львовна в любви.

«…ежели ты, Сережа, мне да изменишь, ежели меня да на кого да нибудь, на какую ни на есть иную променяешь, я с тобою, друг мой сердечный, изини меня- живая не расстанусь»( стр.30).

Любовь превращает героиню в страстную, пылкую натуру.

«К.Л. была отуманена этими словами Сергея, этою его ревностью этим его желанием жениться на ней… К.Л. теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела то своего счастия; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать…»

( стр.32).

« Ну, уж я знаю, как я тебя и купцом сделаю и жить с тобою совсем как следует стану…»

(стр.33)

Катерина Кабанова на свидании с Борисом:

«Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь камнем ляжет на душу, камнем.

Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски…

Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!

Теперь мне умереть вдруг захотелось!

Тебе хорошо, ты вольный казак, а я!

Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

15. Приезд мужа. Второе убийство.

Не смущается приездом мужа, дерзко ведет себя и отвечает. Не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горячо целуя Сергея. Кстати, здесь развивается эпиграф к очерку : « Первую песенку зардевшись спеть». Т.е « первую песенку» - первое убийство, « зардевшись спеть»- делать , стесняясь, чего-то боясь. А вот вторую песенку Катерина поет очень даже уверенно. И вот уже две песенки на совести Катерины, хотя эта совесть где-то потерялась. Сергей сносит тело Зиновия Борисыча в погреб, потом там же его закапывает.

« Ну вот ты теперь и купец»,- говорит ему К.Л.

Отчаяние Катерины:

«Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я !»

«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Возвращение мужа Катерины Кабановой из поездки:

«Она просто сама не своя сделалась… Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.

На мужа не смеет глаз поднять. Маменька замечать это стала, ходит да все на нее косится, так змеей и смотрит; а она от этого еще хуже.

Бухнет мужу в ноги и все расскажет».

16. Вступление в права наследования.

Живет Катерина Львовна царствует, и Серегу по ней уже Сергеем Филипычем стали звать.

17. Племянник Федя Лямин. Третье убийство.

Сергей стал говорить К.Л., что через Федю Лямина стал самым несчастным человеком, так как капитал придется разделить, и большая часть принадлежит Феде. Не будь Феди, весь капитал достался бы им и будущему ребенку .

« Как же это? За что, в самом деле, должна я через него лишиться капитала? Столько я страдала, столько греха на свою душу приняла, а он без всяких хлопот приехал и отнимает у меня… И добро бы человек, а то, дитя, мальчик…» (стр.45).

Задушила ни в чем не повинного ребенка. В это время в ее чреве шевелится ребенок. Катерина уже зашла настолько далеко, что уже убивает не за что. Ведь убила она шестилетнего мальчика, чтобы не отдавать часть состояния. Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик? Скорей всего, нет. Порок зашел в Катерине так далеко, что она готова все проблемы решать убийством.

18. Общественное мнение о героинях.

Люди о Катерине Львовне:

«Столь скверная бабенка испаскудилась, что уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится».(стр.52)

19. Наказание. Тайное всегда становится явным.

Люди увидели сквозь полоску между ставнями, как душили Федю. Подняли тревогу, собрались люди. Сергея свели в часть. К.Л. отвели в верхнюю комнату и приставили двух часовых.

20. Признание.

Сергей при первых словах священника о Страшном суде расплакался и чистосердечно признался не только в убийстве Феди, но и зарытого им Зиновия Борисыча. Своею участницей в обоих преступлениях назвал, к всеобщему ужасу, молодую хозяйку. Она не признавалась. На очной ставке равнодушно сказала : « …я убила…для него».

Признание Катерины:

«Ах! Ад! Ад! Геенна огненная! Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала! В первую же

Ночь я ушла из дому…»

21.Наказание.

Решено было наказать их плетьми на торговой площади и сослать потом на каторжную работу. Вела себя тихо, без всякого стона, без всякой жалобы. Равнодушно отнеслась к рождению своего ребенка: « Ну его совсем!»(стр.54)

« …для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила. Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться со своим Сережечкой, а о дитяти забыла и думать»(стр.54).

« …она опять видит Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастием». Свои деньги истратила на возможность идти рядом с Сергеем.

Сергей стал с ней неласков, свидания считал глупым и ненужным делом в таком положении. « мне бы эти деньги предоставила, что ундеру отдала…»

К.Л.все молчала, хотела себя обманывать.

После измены Сергея К.Л.чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше.

Сергей на ее глазах ухлестывает за другой. Подарок К.Л. передаривает своей новой пассии, Сонетке. Это разбивает К.Л. душу. Она плюет ему прямо в глаза. Ночью ей Сергей с помощью Сонетки устраивает темную: избивает 50-ю ударами плети.

2Обиде этой не было меры; не было меры и чувству злобы, закипевшей в это мгновение в душе К.Л….Выплакав свои слезы, она окаменела и с деревянным спокойствием собиралась выходить на перекличку…»( стр.62).

Прощание с Борисом:

«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

На беду я тебя увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то! Да еще впереди-то сколь! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо.

Скучно мне было по тебе.

Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, у чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! А все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь».

Мучения Катерины:

«Что-то он теперь , бедный, делает? За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор! Ночи, ночи мне тяжелы! Всем ничего, а мне как в могилу. Так страшно в потемках! Точно кого хоронят… Взяли бы, да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. «Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи и мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться! Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий мне не мил!- а и смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Что ни увижу, что ни услышу, только тут больно. Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила».

Куражится и издевается над чувствами Катерины Измайловой Сергей дальше: при всех целует Сонетку. Она стала предметом насмешек.

Горше всего звучит признание Сергея о том, что он никогда ее не любил.

Тихон Кабанов о Катерине:

«Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск».

Борис Дикой после признания Катерины:

«Мечется , плачет. Его ругают, а он молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! Дядя к знакомому купцу какому-то посылает на контору на три года. Так тоскует, беда! «

Катерина Львовна вспоминает все ужасы, которые совершила ради Сергея: отравила свекра, задушила мужа и Федечку. Нет для нее больше жизни. Но она уходит не одна из этой жизни, а прихватив с собой Сонетку, бросается в холодные и безжалостные воды Волги.

«… поднялась над водою К.Л., бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показывались».







Основная часть.

В 1859 г. на русскую сцену вышла драма А.Н.Островского «Гроза».В печати появились иронические отзывы о том, что драма была задумана с шекспироским размахом, и отмечалась несовместимость с высоким искусством среды «непросвещенного простонародья».В частности, П.В.Анненков писал, что народный мир- инертная масса, в которой не может быть трагических характеров. Один из героев романа Лескова «Некуда» высказывает аналогичную мысль: «В таком быту народа у него нет своей драмы, да и быть не может: у него есть уголовные дела , но уж никак не драма». Отчасти в полемике с подобными взглядами и создавалась повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Полемический заряд названия повести был ясен современникам. Лесков высоко ценил «Грозу» Островского, прежде всего потому, что пьеса свидетельствовала о наличии в русской жизни истинных трагедий, драматических конфликтов. Неслучайно, конечно, Лесков героиню своей повести называет Катериной. В отличие от своей шекспировской предшественницы, леди Макбет Мценского уезда не свойственны угрызения совести, она действует импульсивно, не осознавая нравственной стороны происходящего (именно из-за неразвитости нравственного чувства), она становится рабой случайной мысли, чужой воли. Но это не лишает характер героини трагического ореола. Могучая, слепая, звериная любовь Катерины явилась не только причиной ее преступлений, но и источником страданий и гибели. Не случайно Катерина представлена на фоне чудного весеннего пейзажа, светлого весеннего неба, песен соловья, цветущих яблонь, но в то же время фоном для любовных признаний служит не только «тишина, свет, аромат и благотворная, оживляющая теплота», но и бред сонного перепела, томное воздыхание жирной лошади, сердитое фырканье дерущихся котов. Лесков окружает свою героиню образами животных, воплощающих сладострастное начало.

Что позволяет нам попытаться сопоставить двух героинь?

В обоих произведениях главных героинь зовут Катеринами.

Катерина Островского проводит все дни напролет в купеческом доме, в купеческой скуке. Бездетство еще сильнее усиливает ее. Катерина сама говорит об этом : « Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их…». Единственное, что утешает ее, это ее воспоминания, сны. Она живет ими, рассказывает про свою прежнюю жизнь: « Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Если ей раньше жилось « как птичке на воле», то сейчас как в клетке.

Судьба Катерины Лескова сходна . Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится «пленницей» купеческого дома, где нет « ни звука живого, ни голоса человеческого», а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню. Бездетство усугубляет ситуацию. Катерина Лескова говорит практически те же слова : « Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало». Про скуку в очерке говорится так: « скука русская, скука купеческого дома, от которой весело…даже удавиться».

Но это кажущееся сходство деталей в обоих произведениях позволяет увидеть принципиальное различие двух героинь.

В отличие от героини Островского, Катерина Львовна несет в себе все те пороки и темные стороны, которые присущи столь ненавистному ей миру. Катерина Кабанова - героиня не бытовой, а поэтической, философской драмы. Фоном образа служат народная песня « Среди долины ровныя», песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. За судьбой Катерины - судьба героини русской народной песни, непокорной молодой снохи. Катерина религиозна , еще в молодости она ходила в церковь и там усердно молилась до того, что слышались ей ангельские хоры в столпе солнечного света. « Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». С нею заодно и красота сельского храма, и ширь и красота Волги, неоглядных волжских далей, певучая народная речь.

Катерина Измайлова - героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Важная деталь ее быта - спальня с пуховыми перинами и подушками.

Вольнолюбивый и поэтический характер Катерины Кабановой раскрывается в ее монологах. « Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Или сказанное ею в трудную минуту: « Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка». В этих словах Катерины я вижу ее стремление вырваться из духовного плена в мир любви, красоты, свободы.

Главное состояние Катерины Измайловой- скука. Ее духовные и душевные силы спят. « Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит, поглазеет… опять ей зевнется… читать была не охотница…»

Катерина Кабанова, как и ее тезка, вышла замуж не по любви. Да и муж ей попался не лучший : все ведет к тому, что Катерина влюбляется в другого человека, Бориса Григорьевича. Она все время думает о нем, но пытается забыть его, потому что знает, что это грех. Катерина страдает, но ничего не может поделать : « Лезет ко мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану, никак мыслей не соберу, молиться - не отмолюсь никак». Она надеется забыть Бориса. Может быть, это так и произошло, если бы Варвара, сестра Тихона, не устроила свидания с Борисом. В душе героини происходит жестокая борьба. « Ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Затем думает про себя : « Да какой же это грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то».

После свидания говорит Борису: « Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли : ведь мне не замолить этого греха». Потом опять думает про себя: « Теперь мне умереть вдруг захотелось».

Катерина Измайлова влюбляется в Сергея, помощника мужа. Она не ощущает своей греховности. И поэтому, как мне кажется, рвущаяся к свободе любовь превращается в хищную и разрушительную силу. « Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу, на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать…»

Характер героинь проходит испытание любовью. И если в характере Катерины Островского подчеркивается чистота, робость, безоглядность чувства от щедрости души,

совестливость и осознание вины. Героиня с приездом мужа живет в предчувствии расплаты за свою греховную незаконную любовь. Боится нераскаявшейся перед Богом предстать.

То в характере Измайловой подчеркивается напористость, саморазрушение своей личности ради любовника, пробуждение звериных инстинктов, дикая месть за измену.

Любовь Катерины Кабановой утверждает красоту, свет, высоту любовного чувства, несмотря на его незаконность, высоту женской души, взявшей на себя расплату за грех, но соединившей мечту отрочества о воле, цветах, людях-птицах с поступком, за который в нее нельзя бросить камень.

Катерина погибает в Волге, рассуждая, что умереть ей приятнее, чем опять идти в дом Кабановых. Она ищет спасения в реке, как когда-то в детстве: « Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Любовь Катерины Измайловой, побудившая ее к преступлениям, до конца обнажила бездуховность ее личности. Хладнокровно, спокойно, без мучений совести она сначала отравила свекра, который узнал об ее измене уехавшему мужу. Но на этом она не останавливается, потому что приехал муж. Не стесняясь никого и ничего, душит своего суженного. Как мне кажется, Сергей тоже был готов на все, но не потому что любил, а потому, что целью общения с Катериной имел получение капитала, положения в обществе. Катерина привлекала его как женщина, которая может обеспечить всю его жизнь. Его план сработал бы на сто процентов после убийства мужа и свекра героини, но вдруг появляется племянник умершего супруга - Федя Лямин. Если раньше Сергей участвовал в преступлениях как сообщник, человек, только помогавший, то теперь он сам намекает на убийство невинного малыша, заставляя Катерину поверить в то, что Федя - реальная угроза для получения причитающихся им денег. « Сводил это Сергей всякий раз на то, что не будь этого Феди, то родит она, Катерина Львовна, ребенка до девяти месяцев после пропажи мужа, достанется ей весь капитал и тогда счастью их конца-меры не будет». Катерина Львовна, холодная и расчетливая, слушала эти слова, которые действовали, словно колдовские чары, на ее мозг и психику, и начинала понимать, что эту помеху необходимо устранить. И вот уже третье убийство на ее совести - убийство ни в чем не повинного Феди. За что она убила шестилетнего мальчика? Чтобы не отдавать ему часть состояния? Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик? Катерина не задумывается над этим. Она уже привыкла все затруднения разрешать одним путем.

Всю ее жизнь поглотила слепая страсть. Любовь эта не распространялась на кого-то, кроме героя, потому-то и ребенка своего Катерина отвергла: « … любовь ее к отцу, как любовь многих страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка». Ее внутренний мир не потрясен решением суда, рождением ребенка: « для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей».

Лишь ласковые слова или взгляд любимого могли возродить ее к жизни. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, « с ним ей и каторжный путь цветет счастьем». Что для нее сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом! По дороге на каторгу Катерина видится с Сергеем, « отдает самой ей нужный четвертачок из тощего кошелька». Сергей же ее за такой поступок лишь упрекал. Он утверждал, что ему самому не помешали бы деньги. С каждым днем становился все холодней и равнодушней к Катерине. Начинал приставать к другим женщинам. Почему? Никакой надежды на скорое освобождение и дальнейшую счастливую жизнь не имел. Свою цель не достиг: денег ему от Кати не видать, и усилия, которые он приложил для достижения оказались напрасными. Открыто встречаясь с Сонечкой и нарочно оскорбляя Катерину, он мстил ей за то положение, в котором оказался из-за нее.

Все разрушила в своей жизни Катерина. В ее жизни осталась только любовь. Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей покушается на единственное, что у нее осталось, что составляло ее жизнь - прошлое ее любви. И тогда она мстит своим врагам и, погибая, заставляет всех вокруг окаменеть. « Катерина Львовна задрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту - и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома». Она тоже , как Катерина Островского, нашла свою смерть в реке. Но если героиня Островского сделала это от любви и самопожертвования, то героиня Лескова от ненависти, гнева.

Сам Н.С.Лесков так говорил об образе своей героини: « Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, хотя бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых их них никогда не вспомнишь без душевного трепета».

О работе над очерком Лесков вспоминает: « … когда писал свою « Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос подымался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

Его героиня сильная и страстная натура, но к своей цели она шла путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидает его героиню. Это произведение послужило основой для оперы Д.Д.Шостаковича « Катерина Измайлова», написанной в 1962 г. Что еще раз доказывает, что Лесков сумел найти и передать типичные черты характера Катерины Львовны, раскрывшиеся столь трагически и приведшие героиню к неминуемой гибели.

Полемически звучат и названия произведений. Мценская купчиха Катерина Измайлова сопоставляется с одним из вечных типов мировой литературы. Леди Макбет -кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия. Родство двух героинь в том, что и та и другая убивают в стремлении к своей цели тех, кто им мешает; обе гибнут под тяжестью своих преступлений. Однако трагедия Катерины - не от властолюбия ( леди Макбет совершает все свои злодейства ради честолюбия, ради стремления сделать своего мужа королем), а из-за любви, но любовь эта -не чистое возвышенное чувство, а темная, всепоглощающая страсть. Видимо, эта темная страсть и стала поводом, позволившим автору сравнить свою героиню с шекспировской. Можно сказать, что Катерина - это символ шекспировских страстей, которые деформируются и извращаются на русской почве так сильно, что даже любовь превращается в губительную страсть.

Критики 60-х годов 19 века называли Катерину Островского «ангел», « богородица в окладе», «непонятая». Среди прочих таких определений есть одно , которое тоже восходит к пьесе Шекспира : « женский Гамлет из купеческого быта». После того, как возвращается ее муж, она по своей праведной натуре и под стечением обстоятельств

( гроза) рассказывает всю правду… Тут наступает кульминационный момент, когда Катерина решает «шекспировский» вопрос: « Быть или не быть…» Для « не быть…» оказывается единственно возможным ответом. Она выбирает гибель в Волге, рассуждая, что лучше умереть, чем идти домой, в мир Кабановых. На мой взгляд, с Гамлетом ее роднит обостренное чувство совестливости и ответственности за все зло в мире.






Заключение.

Сопоставление двух героинь помогло мне глубже почувствовать образы этих женских образов.

На примере Катерины Н.С.Лесков показал, что происходит с человеком, когда он забывает Бога. Бог - тот свет, который озарял жизнь Катерины Кабановой. Жизнь же Катерины Львовны - темная , злобная , мстительная. Лесков и в этом произведении показывает на примере образа Катерины Львовны свое неприятие звериного, темного, безбожного начала. Ее жизнь - пример того, к чему приводит бездуховность, безнравственность.

В натуре Катерины Измайловой отсутствует прежде всего поэзия Калиновской Катерины, и в глаза бьет пошлость. Впрочем, она натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская «леди» в Бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут «пошлую и страшную песню». Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная не ощущается нами как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но культуры. Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира. Он цитирует слова библейского Иова: « Прокляни день своего рождения и умри», а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: « Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь более безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо». Причем этот отрывок -единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования.

Обеих героинь судьба осчастливила, подарив возможность испытать самое нежное и возвышенное чувство - любовь. Катерина Львовна ради любимого была готова на любые жертвы, могла совершить необдуманный, даже жестокий поступок. Героиня смогла убить не только мужа и свекра, но и маленького беззащитного ребенка. Жгучее чувство не только уничтожило в душе Катерины страх, сочувствие и жалость, но и породило жестокость, необычайную храбрость и хитрость, а также огромное желание бороться за свою любовь, прибегая к любым методам и средствам. Она готова сделать все ( пусть без пользы и смысла), что скажет Сергей. Катя стала заложницей любви, рабой своего любовника, хотя по социальному положению она занимала более высокую ступень, чем он. При очной ставке она открыто признала, что все убийства совершены из-за Сергея, «для него…». Даже каторга кажется ей раем, когда рядом любимый.

Видя, как любимый мужчина заигрывает с другой, начинает ревновать, а ревность страстной женщины губительна не только для героини, но и для окружающих ее людей. Издевательства со стороны Сергея и Сонетки для Разума Кати не доступны, не могла она понять их смысл, но они ясно и четко действовали на нервную систему и психику женщины. Ничего, кроме самоубийства , она не могла совершить, так как пережить или перебороть в своей душе такую сильную и страстную любовь ей было не по силам. Наверно, она считала, что Сонетка увела у нее возлюбленного, потому без труда сумела убить и ее. Любя Сергея, она не причиняла ему зла, лишь решила уйти из его жизни. Мне кажется, что умирая, Катерина в душе испытывала разочарование, потому что любовь ее оказалась бесполезной, несчастной, не принесла она никому добра, лишь погубила невинные жизни.

Если Катерина Кабанова воплощает в себе лучшие стороны русского национального характера, то Катерина Львовна - темные закоулки души человеческой. Катерина Островского сумела вознестись нравственно над темной, бездушной массой, не смогла жить в лицемерии, лжи. Катерина Измайлова сумела впитать в себя мрачные стороны русской купеческой жизни, ее бездуховность, пустоту, исказившие не одни человеческие чувства и характеры. Условия полнейшего духовного вакуума и тоски, нерастраченной энергии привели к тому, что даже такое светлое и чистое чувство, как любовь, превратилось в душе героини в слепую и безудержную « звериную» страсть. Она начинает жить в соответствии со словами Макбета: « Я смею, что смеет человек. И только зверь на большее способен». Поступки Катерины, совершаемые под влиянием страсти, неизбежно ведут ее к провалу в кромешное», к абсолютному противоречию с христианством. Это особенно подчеркивается тем, что убийство Феди - последнее и самое страшное преступление Катерины- она совершает в ночь под праздник Введения Богородицы во храм.

Катерину не оправдывает ни любовь, ради которой она пошла на убийства, попала на каторгу, ради которой испытала всю горечь предательства со стороны Сергея и ради которой утопила в ледяной реке соперницу Сонетку и утопилась сама. Чувство не оправдывает героиню, поскольку то, что ощущает в себе Катерина, нельзя назвать любовью. Это темная страсть, которая ослепляет человека настолько, что он уже не видит границы между добром и злом, между правдой и ложью. Это не раз подчеркивается Лесковым, который, осуждая свою героиню, не оставляет ей ни малейшего шанса на оправдание в глазах читателя.

Данная работа позволяет нам выдвинуть следующую гипотезу: поведение человека, его поступки, образ жизни, мировоззрение зависят от воспитания, от того, что вложили в него родители. Большую роль в становлении внутреннего мира человека, его нравственных устоев играет его окружение.

Не призываю к самоубийству, как это сделала от безысходности Катерина Кабанова, а к ответственности за свои поступки, за соизмерение своих желаний с моральными и нравственными заповедями, сложившимися в обществе, нашедшими наиболее полное воплощение прежде всего в священных книгах- Библии, Евангелии, а также в произведениях русской литературы, которая всегда была совестью русского народа.

Важное значении в связи с этим имеет обращение нашего общества к проблемам воспитания молодежи, ведь в последнее время участились ужасные по своей сути преступления: заказные убийства мужей своими женами , убийства родителей, бабушек, дедушек своими собственными детьми . Какими мотивами руководствовались они? Очень прозаическими: завладение имуществом, деньгами. Пустота их внутреннего мира, погоня за материальным благополучием привели их к жизненному тупику, как и героиню Лескова.





Список литературы.


  1. Лесков Н.С. Повести. Рассказы.- М.: Олимп; ООО « Издательство АСТ», 1997.

  2. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. 2-е изд., доп. М.,1986.

  3. Гебель В. Н.С.Лесков. М., 1945

  4. Столярова И.В. В поисках идеала (Творчесво Н.С.Лесков). Л., 1978

  5. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979

  6. Лесков и русская литература. М., 1988





















Рецензия.

Рецензируемая работа написана ученицей МОУ «СОШ№ 6» 10 а класса Кашеваровой Юлей. Работа уже привлекает своим названием « Две Катерины» ( по произведениям А.Н. Островского и Н.С.Лескова). Автор сопоставляет героинь драмы Островского «Гроза», Катерину Кабанову, и очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Катерину Измайлову.

Две Катерины- Островского и Лескова- рассматриваются как два начала в женском характере, вечные, непреходящие.

Ученицей собран богатый материал для наблюдений , подтвердивший возможность сопоставления двух героинь с общим именем ( Катерина - «вечно чистая»), живущих в разных художественных мирах, за которыми угадывается реальный мир русской провинции 19 века. Обе героини, как подмечено автором работы, принадлежат к купеческому сословию; их жизнь до замужества и само замужество имеют много общих черт; свою гибель они нашли в Волге. Кроме этого, анализируя характеры двух Катерин, любовное чувство к чужому человеку, ученица находит существенные отличия этих образов.

Большим достоинством данной работы является то, что в ней поднимаются важные нравственные и морально-этические проблемы; рассматриваются основные черты русского национального характера, подчас совершенно противоположные, ведущие и к свету, и к совершенному мраку. При этом ученица, прислушиваясь к собственному читательскому опыту, работам известных литературоведов и оценке своих произведений самими авторами, выдвигает и собственную гипотезу. Богатство внутреннего духовного мира человека, его стремление к красоте, соизмерение шага своей жизни с библейскими истинами никогда не позволят обречь чужие судьбы на страдания, не приучит устранять препятствия на своем пути с помощью убийств и предательств.

Работа написана в соответствии с планом, логически оправданна. Отличается разнообразием языковых средств.

В заключение хочется отметить, что вопросы, поставленные в работе ученицы, заставят задуматься над тем, все ли средства хороши для достижения целей, всегда ли любовь является жизнеутверждающим, светлым чувством; вызовет разнообразные эмоции и не оставит никого равнодушным.



© 2010-2022