Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: Детская литература с методикой чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)














Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине: Детская литература с методикой чтения

для специальности: 44.02.01 - Дошкольное образование









Волгодонск, 2014



Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии филологического цикла

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель ПЦК __________/__________________/

Составитель:

И.А.Лысечко, преподаватель филологических дисциплин ГБОУ СПО РО «Волгодонский педагогический колледж»

Рекомендовано методическим Советом ГБОУ СПО РО «ВПК»

Протокол №___ от__________20___ г.

Председатель __________ Л.П. Кугукина








РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.nsportal.ru/page/bystryi-start?quicktabs_obzor=tab4

Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

1.2. Основные понятия и определения.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий: на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания: на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду, в основном, внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Особенно на младших курсах сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.

Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это ни парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу.

1.3. О мотивации самостоятельной работы студентов.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

1.4. Организация и формы самостоятельной работы.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в СПО заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

· подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

· выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;

· выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
· выполнение курсовых проектов и работ;

· подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры "Что? Где? Когда?" и т.д.

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят "деловые игры". Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с оценкой).

3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

4. Проверить и выставить оценку за отчет.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Виды самостоятельной работы

  1. Конспектирование

  2. Реферирование литературы

  3. Выполнение заданий поискового характера

  4. Анализ художественных произведений, сказок, поэтических произведений, статей

  5. Углубленный анализ научно-методической литературы

  6. Дополнение конспекта лекций рекомендованной литературой

  7. Участие в работе семинаров

  8. Лабораторно- практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями

  9. Научно-исследовательская работа при выполнении курсовых и квалификационных работ

  10. Выполнение заданий по сбору материалов в процессе практики

Руководство преподавателя

  1. Выборочная проверка

  2. Разработка тем и проверка

  3. Разработка заданий, создание поисковых ситуаций, спецсеминар, составление


  1. Образцы алгоритмов анализа произведений, проверка

  2. Предложение - составить свой план в заключение лекции

  3. Собеседование по проработанной литературе, составление планов работы, разработка методики получения информации

  4. Подготовка выступлений на семинаре, рефератов, проверка знаний

  5. Составление алгоритма действий, показателей уровня достижения результата

  6. Разработка тематики курсовых и квалификационных работ, консультирование

  7. Разработка тематики контрольных работ, проверка выполнения

  8. Разработка заданий, поверка отчетов по практике

1.5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, в помощи при возникающих затруднениях. Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕТСКАЯЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ЧТЕНИЯ»

Модуль 1. Устное народное творчество

План:

  1. Роды и жанры русского фольклора.

  2. Календарно-обрядовая поэзия.

  3. Семейно-бытовая поэзия.

  4. Исторические изменения жанров.

Литература:

  1. Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное творчество. М., Высшая школа 1983 г.

  2. В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. 1987 г.

  3. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. Л. Просв. 1987 г.

  4. Учебник. Детская литература.

Тема 1. Фольклор как вид искусства, его роль в формировании личности ребенка

Понятие о фольклоре. Древнейший синкретизм видов искусств. «Авторский» древнейший фольклор. Устное народное творчество как часть народного быта. Функциональное значение фольклорных форм. Отличие фольклора от художественной литературы.

Взаимодействие фольклора и художественной литературы: народные сказки - основа «авторских», литературных сказок.

Роль фольклора в формировании личности ребенка. Заповеди народной педагогики в фольклорных произведениях.

Тема 2. Детский фольклор

Структура детского фольклора.

Система жанров детского фольклора.

Искусство оформления детских книг. Иллюстраторы произведений устного народного творчества.

Тема 3. Малые формы фольклора народов мира

(семинарское занятие)

Малые формы детского фольклора, их особенности и функции.

«Поэзия пестования» или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, прибаутки, их роль в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.

«Поэзия парадокса»: небылицы-перевертыши, нелепицы, их роль в развитии познавательного отношения детей к миру, мышления ребенка и чувства комического как эстетической категории. Роль художественного приема оксюморона в «поэзии парадокса». К. Чуковский о значении «перевертышей» в работе с дошкольниками.

Считалки: происхождение жанра, его особенности, характер образности. Социальноадаптирующие и развивающие функции считалок.

Скороговорки как средство развития артикуляции и тренировки речи. Специфические признаки скороговорок.

Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички: их общие и различительные признаки, роль в предметно-словесном освоении окружающего мира.

Загадки: тематическое богатство и жанровые особенности. Роль загадок в развитии метафорического мышления ребенка.

Пословицы и поговорки: тематическое богатство и жанровые особенности. Роль пословиц и поговорок в период первоначального обучения родному языку.

Страшилки: особенности жанра. Э. Успенский о значении страшилок в эмоционально-нравственном и эстетическом восприятии мира ребенком.

Самостоятельная работа студентов 1: Малые формы фольклора

(составление сборника произведений малых фольклорных жанров для дошкольников по выбранной тематике)

Тема 4. Крупные формы фольклора. Русские народные сказки

(семинарское занятие)

Художественные особенности и воспитательная ценность крупных форм фольклора.

Русские народные песни: их роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе. К. Ушинский о значении русских народных песен в формировании гармонично развитой личности ребенка.

Былины: героический эпос народа. Собирательный образ известных былинных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Художественные особенности былины: фантастический вымысел, реалии древности, мифологические образы. Гипербола как один из ведущих приемов былинного повествования. Литературные пересказы былин, адаптированные к детскому восприятию. Воспитательное значение былин.

Сказки. Исторические истоки фольклорной сказки. Отражение в сказках мудрости и мировосприятия народа. Общие особенности жанра сказки: борьба добра со злом и конечное торжество добра, правды и справедливости как характерные черты народных сказок. Цепная композиция сказки. Традиционные приемы построения композиции сказки: зачин, повторы, концовка. Присказка в сказке. Контрастность персонажей в сказке. Особенности языка сказки: лаконизм, выразительность, ритмичность. Воспитательное значение сказки: приобщение детей к национальной культуре, к мировосприятию народа, к его нравственным идеалам.

Классификация сказок по тематике и стилистике.

Сказки о животных. Особенности жанра. Прием антропоморфизма в выборе персонажей сказки о животных. Принцип иерархии персонажей сказки. Связь сказки о животных с жанром басни. Воспитательное значение сказок.

Волшебные сказки. Особенности жанра. Борьба за правду, справедливость как ведущая черта волшебной сказки. Нравственный потенциал, гуманистические идеи волшебных сказок. Элементы лиризма в сказке. Роль животных в сказке. Чудесные свойства обычных вещей и предметов в сказке. Стилистическое своеобразие волшебных сказок. Воспитательное значение сказок.

Бытовые (сатирические) сказки. Особенности жанра. Отражение повседневной жизни народа в сказке. Моральная сентенция сказки. «Простые» бедные люди - главные персонажи сказки. Животные как персонажи сказки. Абстрактные персонажи: Правда, Кривда, Горе-злосчастье. Сатирическое осуждение человеческих пороков - главная идея сказки. Основные темы сказок. Язык и стиль сатирических сказок. Воспитательное значение сказок.

Влияние народных сказок на развитие литературных жанров.

Тема 5. Фольклор народов мира.

(семинарское занятие)

Знакомство со сборниками сказок народов мира. Жизнь и традиции разных народов в видовом и тематическом разнообразии фольклорных сказок мира. Своеобразие миропонимания и юмора в сказках. Общие человеческие ценности в сказках.

Знать:

Понятие о фольклоре.

Знать содержание произведений устного народного творчества.

Уметь:

Определять род и жанр произведений устного народного творчества.

Отличать произведения устного народного творчества от художественной литературы.

Модуль 2. Возникновение и развитие детской литературы

План

  1. Возникновение детской литературы.

  2. Появление первых книг.

  3. Детская литература XVII века.

  4. Общий характер детской литературы.

  5. Рукописные детские книги.

  6. Появление первых печатных книг для детей.

Литература

  1. «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г.

  2. «Детская литература», М., 1984 г.

  3. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г.

Тема 1. Знакомство с произведениями Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Н.Новикова.

Формирование круга детского чтения в Древней Руси. Ребенок в восприятии автора «Сказания о Борисе и Глебе».

Роль апокрифов, лубков и лубочных книг в формировании литературы для детей.

Исторические предпосылки возникновения литературы для детей. Учебно-познавательный характер первых произведений для детей. «Азбука» Ивана Федорова.

Первые детские писатели: Димитрий Герасимов, Савватий, Симеон Полоцкий, Кареон Истомин.

Развитие светского образования в эпоху Петра Первого. Деятельность Феофана Прокоповича. «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Век Просвещения. Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» Н. И. Новикова и его значение в истории отечественной детской литературы. Сентиментализм и литературно-педагогическая деятельность Н. М. Карамзина. Влияние сентиментализма на дальнейшее развитие детской литературы.

Тема 2. В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов в борьбе за детскую литературу.

Модуль 3. Русская детская литература 19 века

План

  1. Развитие детской литературы первой половины XIX века.

  2. Писатели и поэты первой половины XIX века.

  3. Значение произведений поэтов и писателей для воспитания и развития детей.

  4. Развитие детской литературы 1850-1860гг.

  5. Поэты-шестидесятники.

  6. Произведения поэтов и писателей детям.

  7. Периодическая литература.

Литература

  1. Детская литература 1800-1825гг.

  2. Детская литература 1825-1860гг.

  3. «Детская литература» под ред.Ф.И.Сетина, М., Просвещение, 1995 г.

  4. «Литература в школе», М., 1998

Тема 1. П.П.Ершов. Краткие биографические сведения. Сказка «Конёк-Горбунок».

План

  1. Жизнь и деятельность П.П.Ершова

  2. Взгляды Ершова на детскую литературу.

  3. Сказка «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова.

  4. Анализ героев сказки «Конёк-Горбунок»

Литература

  1. «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г.

  2. «Детская литература», М., 1984 г.

  3. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г.

П. П. Ершов как продолжатель традиций Пушкина в жанре стихотворной сказки. Трехчастная поэма «Конек-Горбунок»: художественное отображение русского царства, национального характера. Причины всенародной популярности сказки.

Особенности поэтики и языка «Конька-Горбунка», фольклорное начало в сказке. Чуковский о «Коньке-Горбунке» в круге чтения дошкольников. Сказка в иллюстрациях.

Подготовка воспитателя к выразительному чтению.

Анализ сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».

Сравнительный анализ иллюстраций к сказке, выполненных разными художниками.

Знать:

Образную природу сказки «Конёк-Горбунок».

Уметь:

Выделять и формулировать тему, идею, проблематику сказки «Конёк-Горбунок».

Модуль 4. Детская литература второй половины XIX века.

План:

  1. Развитие детской литературы 1850- 1860.

  2. Поэты-шестидесятники.

  3. Произведение поэтов и писателей детям.

  4. Периодическая литература.

Литература:

  1. Детская литература. 1800-1825 г.

  2. Детская литература. 1825-1860 г.

  3. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина.

  4. Детская литература. Редактор А.В. Терновский.

  5. Литература в школе М., 1990.

Тема 1. К.Д.Ушинский. Деятельность Ушинского как детского писателя. Многообразие тематики произведений, написанных для детей: рассказы о детях, о животных, о природе, сказки.

План:

  1. Жизнь и деятельность Ушинского.

  2. Взгляды Ушинского на детскую литературу.

  3. «Детский мир».

  4. Статьи по русской истории.

  5. Ушинский - автор художественных произведений для детей.

  6. «Родное слово».

Литература:

  1. Д.О. Лоркипанидзе «Педагогические основы «Родного слова»«, Т., 1984 г.

  2. А.Ф. Успенская «Русские народные сказки и рассказы Ушинского для детей»

  3. Детская литература. Ред. Сетин.

  4. Детская литература. Ред. А.В. Терновский.

Подготовить сообщение на тему: «Произведения К.Д.Ушинского в изданиях для детей дошкольного возраста, их место в работе воспитателя ДОУ».Жанр басни в творчестве К. Ушинского («Играющие собаки», «Два козлика». «Лошадь и осел»). Моральная сентенция басен.

Традиции фольклора в сказках К. Д. Ушинского. Сказки «Плутишка кот», «Сивка-Бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей и цыган»: фольклорные сюжеты как основа сказок, традиционный зачин сказок, образы героев, особенности языка. Воспитательная ценность сказок Ушинского, их актуальность в современном дошкольном чтении.

Знать содержание произведений.

Уметь:

Определять тематику произведений К.Д.Ушинского.

Давать характеристику героев.

Выявлять авторскую позицию.

Тема 3. Н.А.Некрасов. Произведения о детях и для детей в творчестве поэта («Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др.).

План.

  1. Жизнь и творчество Некрасова.

  2. Дети - герои произведений Некрасова.

  3. Значение творчества поэта.

Литература.

  1. Чуковский КИ «Мастерство Некрасова» Изд5-е.

  2. Степанов НЛ «НА Некрасов жизнь и творчество».

  3. Детская литература М. Просвещение 1977.

  4. История русской литературы ХIХ века П половина М. 1987.

Анализ отрывков из произведений: поэмы «Мороз, Красный нос» , «Крестьянские дети», «Саша», стихотворения «Зелёный шум».

Мастерство и новаторство Н. Некрасова в стихах для детей. Народность и гражданственность стихов, образы природы, образы детей. Разговорные и песенные интонации, приемы создания образов в стихах Некрасова. Стихи Некрасова, вошедшие в круг детского чтения: «Генерал Топтыгин», «Школьник», «Соловьи», «Зеленый шум», «Мужичок с ноготок», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы» и др. Сюжет и композиция стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»; приемы, рассчитанные на детское восприятие: образ главного героя, нравственно оправданное действие, четкость деталей, разговорно-повествовательные интонации, размер и рифмы.

Работа К. И. Чуковского «Мастерство Некрасова».

Знать:

Основные факты жизни и творчества Н.А.Некрасова.

Знать содержание произведений.

Уметь:

Анализировать произведения Н.А.Некрасова.

Давать характеристику героев.

Выявлять авторскую позицию.

Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-выразительных средств.

Тема 4. Л. Н.Толстой. Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения.

Прозаические басни Л. Толстого в детском чтении.

Сообщения на тему «Место произведений Л.Н.Толстого в занятиях с детьми разных возрастных групп детского сада», «Что можно рассказать детям о Л.Н.Толстом», «Как знакомить детей с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого».

Рассказы и сказки Л. Толстого для детей

План:

  1. Роль произведений Л.Толстого в становлении детской литературы в России.

  2. «Азбука» Л. Толстого.

  3. Главные персонажи детских рассказов писателя.

  4. Изображение сурового быта крестьян.

  5. Повести писателя детям.

Литература:

  1. Борщевская А. Толстой для детей - В книге: Вопросы детской литературы.

  2. Николаева В.О. О языке детских рассказов Л.Н. Толстого - в книге «О литературе для детей»

  3. Детская литература М.П. 1977.

  4. Детская литература. Ред Сетин.

  5. Детская литература. Ред А.В. Терновского.

(семинарское занятие)

Педагогическая и литературная деятельность Л. Н. Толстого. Создание книг для детей: «Азбука» и «Русские книги для чтения». Задачи, художественные принципы книг для начального этапа детского чтения.

«Детство» и «Отрочество» как образцы реалистической повести о детстве. Художественное постижение детской психологии в реалистических повестях Л. Н. Толстого.

Рассказы для детей: «Филиппок», «Кавказский пленник», «Корова», «Лев и собачка», «Булька» и др. «Взрослые» темы в рассказах. Специфика формы, языка и педагогический замысел. Разнообразие тематики и реалистическое освещение явлений. Психологическая обусловленность действий героев.

Жанр познавательной и бытовой сказки в творчестве Л. Н. Толстого: «Золотоволосая царевна», «Судома», «Шат и Дон». «Старый тополь», «Как ходят деревья», «Рассказ аэронавта», «Как делаются воздушные шары», «Как мужик гусей делил», «Царская братия», «Строгое наказание». Синтез научности и художественности в сюжете познавательной сказки. Народные традиции и нравственные сентенции бытовых сказкок.

Актуальность «детской прозы» Л. Н. Толстого для современного дошкольника.

Тема 5. Русская природа в творчестве поэтов второй половины XIX века.

(семинарское занятие)

Основные тенденции развития детской поэзии в 19 веке.

Роль поэзии в художественном осмыслении мира, в развитии образного речевого мышления ребенка дошкольного возраста.

Сборники поэзии в изданиях для детей: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев, И. З. Суриков, А. В. Кольцов, А. К. Толстой. Образы родной природы, времена года, крестьянского быта и праздников.

Составление рекомендательного списка для детей.

Подготовка и анализ книжной выставки;

Знать содержание произведения. Выучить стихотворение наизусть.

Значение произведений поэтов для нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Уметь:

Использовать лирические произведения поэтов в работе с детьми дошкольного возраста.

Модуль 5. Детская литература 20-30-х гг.

Тема 1. Основные этапы развития детской литературы XX века.

Развитие реалистических традиций в прозе XX века;

вклад русской литературы XX века в развитие отечественной и мировой культуры.

Тема 2. М.Горький. Творчество писателя для детей.

Сказка «Воробьишко»

Роль Максима Горького в формировании детской литературы советского периода. Дети и культура: «Человек, уши которого заткнуты ватой», «Литературу - детям», «О сказках», «О темах» и др. Автобиографическая повесть «Детство»: проблематика, образы героев, нравственный путь становления личности, взрослые и дети. Рассказы «Дед Архип и Ленька», «Встряска», «Мальчик»: драматизм повествования, приемы описания душевного состояния ребенка, образы главных героев, взрослые и дети.

Сказки для детей Максима Горького: «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Самовар». Авторский замысел и исполнение, традиции устного народного творчества, проблемы, образы героев. «Сказки об Италии»: тематическое и жанровое многообразие, художественные особенности, приемы изображения персонажей сказок.

Подготовить выразительное рассказывание эпизода из произведения.

Подготовить конспект и анализ статей М.Горького о детской литературе.

Знать:

Содержание произведений, изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

Воспринимать и анализировать художественный текст

Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.

Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев.

Выявлять авторскую позицию.

Тема 3. С.Я.Маршак. Творчество для детей. Произведения: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Великан», «Вот какой рассеянный», «Пожар», «Почта», «Круглый год», «Дети нашего двора».

С. Я. Маршак как детский поэт. Тематическое и жанровое многообразие. Традиции устной народной поэзии и русской классической лирики в произведениях для детей: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Багаж», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Пожар». Тема труда: «Как печатали вашу книгу», «Откуда стол пришел», «Как рубанок сделал рубанок» и др. Стихи о детях и для детей. Способность автора постичь психологию ребенка, многообразие сюжетов, веселый, бодрый ритм, лиризм, точность и лаконизм стиха: «Дети нашего двора», «Хороший день», «Цирк», «Великан», «Карусели», «Усатый-полосатый», «Кот и лодыри», «Первый день календаря» и др. Поэтическое видение природы («Лесная книга», «Круглый год», «Разноцветная книга»): создание графически ясных образов, музыкальность и лиризм повествования. «Веселое путешествие от А до Я» - поэтическая энциклопедия для детей. Своеобразие поэтики С. Я. Маршака в стихах для детей: реализм и конкретность поэтического образа, динамичность повествования, бодрость ритма, разнообразие рифм, веселые, шутливые интонации.

Составление программы детского утренника, посвященного творчеству С.Я.Маршака.

Рассказывание на тему «Что я расскажу детям о С.Я.Маршаке».

Подготовка и защита презентаций по творчеству С.Я.Маршака.

Знать:

Основные факты жизни и творчества С.Я.Маршака.

Знать содержание произведения.

Уметь:

Определять род и жанр художественного произведения.

Давать характеристику героев.

Выявлять авторскую позицию.

Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-выразительных средств.

Тема 4. С.В.Михалков. Творчество для детей. Произведения: «А что у вас?», «Песенка друзей», «Дядя Стёпа», «Про мимозу», «Мир»

Составление аннотации на стихотворения, посвящённые детям.

Составление плана театрализованной игры на тему произведений.

Знать:

Основные факты жизни и творчества С.В.Михалкова.

Знать содержание произведения.

Уметь:

Определять род и жанр художественного произведения.

Давать характеристику героев.

Выявлять авторскую позицию.

Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-выразительных средств.

Модуль 6. Детская литература 40-50-х гг., 60-80-хгг.

Тема 1. Научно-художественная литература

Творчество писателей Н. Сладкова, Г.Снегирёва, С.Сахарнова для детей

Идея покорения природы в детской литературе. Воспевание человека - преобразователя природы. Художественное осмысление природы в творчестве М. Пришвина, Б. Житкова, В. Бианки, Е. Чарушина, К. Паустовского, Г. Снегирева. Особенности изображения зверей и птиц в рассказах и сказках писателей; природа - образ родины, отражение духовного облика человека в их произведениях. Умение раскрыть чудесное в обыденной жизни, показать необыкновенное в обыкновенном.

Красота природы, ее богатство и многообразие - главные темы творчества М. Пришвина. Сборники «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» и др. Прозаические миниатюры, записки из дневников: единство эстетики и философии в изображении «мелочей» природы. Образ повествователя в произведениях М. Пришвина. Лиризация повествования в рассказах о природе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Смысл названия, конфликт, его нравственный и философский смысл, структура народной сказки как основа повествования. Значение произведений М. Пришвина в формировании восприятия природы ребенком.

Энциклопедичность знаний и богатый жизненный опыт Б. Житкова, отраженный в его произведениях. Нравственный подтекст рассказов. Размышления писателя об истоках духовной силы человека в статье «Храбрость» и развитие этой темы в рассказах для детей («Морские истории», «Помощь идет», «Что бывало»). Научно-познавательный цикл «Сквозь дым и пламя», «Кино в коробке» и др. Рассказы о животных, их близость к произведениям о животных Л. Н. Толстого. Энциклопедия для самых маленьких "Что я видел?": особенности построения книги, способ подачи познавательного материала, связь текста с иллюстрациями. Мастерство Б. Житкова в создании характеров детей и взрослых. Мастерство психологических характеристик в создании образов детей: "Пудя", "Белый домик", "Как я ловил человечков".

Рассказы В. Бианки «Аришка трусишка», «Синичкин календарь», «По следам», «Купание медвежат» и др. Воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе. «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. Принципы подбора и расположения материала. Структура заметок и корреспонденций. Природоведческие сказки: «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», «Теремок» и др. Антропоморфизм и научная достоверность образов; раскрытие закономерностей природы, ясность и точность языка, использование традиций фольклорной сказки ( динамичность развития действия, повторы, диалог и др.).

Е. Чарушин - художник и писатель: пластика внешнего поведения и зоопсихология в рисунках и рассказах Е. Чарушина; интонации повествователя, единство слова и изображения.

Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Носорог»: реальность и вымысел, познавательное и воспитательное начала.

Знать:

Основные факты жизни и творчества писателей.

Знать содержание произведения.

Уметь:

Определять род и жанр художественного произведения.

Давать характеристику героев.

Выявлять авторскую позицию.

Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-выразительных средств.

Модуль 7. Детская литература на современном этапе.

Тема 1. Художественная иллюстрация в детской книге

Подготовить сообщение об иллюстраторе детской книги.

Сделать анализ детской книги с точки зрения иллюстраций.

Знать:

Иллюстраторов детских книг.

Уметь:

Анализировать иллюстрации в детских книгах.

Рассказывать детям об иллюстраторах детских книг

Примерные темы рефератов

1. Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка-дошкольника.

2. Положительный герой русской волшебной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое развитие дошкольника.

3. Художественный мир сказок Х. К. Андерсена.

4. Фольклорные мотивы в «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина.

5. Идеал дома и семьи в сказках А. С. Пушкина.

6. Природа и ребенок в изображении С. Т. Аксакова («Детские годы Багрова-внука»).

7. Стихи К. Бальмонта в круге детского чтения и их возможности для развития поэтического восприятия.

8. Игровая поэзия А. Барто.

9. Непреходящее обаяние сказок К. И. Чуковского.

10. Роль рассказов Н. Носова в воспитании у детей чувства юмора.

11. Роль рассказов Б. С. Житкова о храбрости в воспитании в ребенке стойкости духа.

12. Поэт играет с малышом (по произведениям Б. В. Заходера, Ю. П. Мориц, Г. В. Сапгира).

13. Образы Отечества в произведениях современных авторов.

14. Праздник и игра в произведениях современных авторов.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Малые формы фольклора народов мира.

2. Крупные формы фольклора. Русские народные сказки.

3. Басня в детском чтении.

4. Образы родной природы в поэзии 19 века. Природа в поэзии А. К. Толстого.

5. Стихи Н. Некрасова, вошедшие в круг детского чтения.

6. Сказки-поэмы А. С. Пушкина.

7. Сказки-новеллы А. С. Пушкина.

8. Фольклорные традиции поэмы-сказки П. Ершова «Конек-горбунок».

9. Жанр сказки в творчестве С. Аксакова, В. И. Даля, К. Д. Ушинского, Д. Н. Мамина-Сибиряка (по выбору).

10. Актуальность сказок В. М. Гаршина в круге чтения современного дошкольника.

11. Сказки Н. П. Вагнера как синтез фантазии, философии и науки.

12. Философская и нравственная направленность сказок В. Ф. Одоевского.

13. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

14. Рассказы для детей Л. Н. Толстого.

15. Рассказы А. П. Чехова о животных.

16. «Фейные сказки» К. Д. Бальмонта.

17. Стихи С. А. Есенина в детском круге чтения.

18. Мир человека и животных в рассказах Куприна.

19. Взаимоотношения детей и родителей в семье как главная темы в творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского.

20. Память о родине и детстве как ведущая тема повести А. Н. Толстого «Детство Никиты».

21. Романтизм прозы В. В. Голявкина.

22. Повести о детях и для детей А. Г. Алексина: тематика и проблематика.

23. Фольклорные традиции сказок А. М. Ремизова.

24. «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки» А. Н. Толстого: фольклорные темы и язык сказок.

25. Сказки В. Катаева в детском чтении.

26. Принцип народного театра как основа структуры сказок С. Г. Писахова.

27. Фантастический вымысел и реальность сказок П. П. Бажова.

28. Красота природы - главная темы творчества М. Пришвина.

29. Энциклопедия для самых маленьких "Что я видел?" Б. Житкова: особенности построения книги, способ подачи познавательного материала.

30. Воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе в прозе В. Бианки.

31. Пластика внешнего поведения и зоопсихология в рассказах Е. Чарушина.

32. Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.

33. Тема детства как основная в рассказах для детей Л. Пантелеева.

34. Образы маленьких детей в рассказах для самых маленьких Л. Пантелеева.

35. Художественное исследование нравственной нормы и отступление от нее в рассказах В. Осеевой.

36. Рассказы Н. Н. Носова: юмор и мораль.

37. «Денискины рассказы» В. Ю. Драгунского: сочетание комического и лирического.

38. Нравственно-психологический конфликт и образы детей в рассказах В. В. Голявкина.

39. Повести-сказки Э. Успенского: своеобразие тематики и выбор персонажей.

40. Стихотворные сказки для детей К. Чуковского.

41. Поэзии и драматургия для детей С. В. Михалкова.

42. Стихотворные сказки для детей К. Чуковского.

43. Тематическое и жанровое многообразие детской поэзии и драматургия С. Я. Маршака.

44. Социально-психологический портрет ребенка в поэзии А. Л. Барто.

45. Жанры поэзии и традиции народной поэзии в творчестве Е. А. Благининой.

46. Темы и мотивы, связь с народной лирикой в поэзии И. П. Токмаковой.

47. Детская поэзия Б. В. Заходера, Г. В. Сапгира, Ю. П. Мориц, В. Берестова, Я. Л. Акима.

48. Сказки Ш. Перро.

49. Сказки Л. Кэрролла.

50. «Книга Джунглей» и новый миф о «естественном» человеке Р. Дж. Киплинга.

51. Сказки А. А. Милна.

52. Сказки о животных Беатрис Поттер.

53. "Питер Пэн" Д. Н. Барри: особенности сюжета, система персонажей.

54. Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

55. «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди: фантастические и реалистические мотивы в сказке.

56. «Чипполино» Джанни Родари: образы сказочных героев, социальные мотивы сказки.

57. Немецкие романтические сказки братьев Гримм.

58. Немецкая авторская сказка (В. Гауф, Э. Т.А. Гофмана)

59. Сказки Андерсена, их педагогическое значение.

60. Скандинпвские сказки (А. Линдгрен, С. Лагерлеф)

Литература и средства обучения

Основная

1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник. - М., 2000.

2. Будур Н. В., Иванова В. И., Николаева С. А., ЧесноковаТ. А. Зарубежная детская литература. - М., 2000.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Звучащая речь и ее особенности. Интонация. / В кн.: Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1999.

4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Звучащая речь и ее особенности. Пауза. / В кн.: Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1999.

5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Звучащая речь и ее особенности. Дикция. / В кн.: Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1999.

Дополнительная

1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под общ. ред. Шацкой В. Н. - М., 1992.

2. Артоболевский Г. В. Очерки по художественному слову. - М., 1999.

3. Александров В. П. Сквозь призму детства. О советской многонациональной литературе 70-80-х годов для дошкольников и младших школьников. - М., 1988.

4. Алексеева М. Советские детские журналы 20-х годов. / Под. ред. проф. А. В. Западова. - М., 1982.

5. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л., 1983.

6. Афанасьев А. Н. Древо жизни. - М., 1982.

7. Бахтин В. В. От былины до считалки. - М., 1988.

8. Бегак Б. А. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе. - М., 1971.

9. Бегак Б. А. Классики в Стране Детства. - М., 1983.

10. Бегак Б. А. Сложная простота. Очерки об искусстве детской литературы. - М., 1980.

11. Бегак Б. А. Правда сказки. - М., 1989.

12. Брауде Л. Ю. Сказки скандинавских писателей. - Л., 1990.

13. Брауде Л. Ю. Не хочу писать для взрослых. Документальный очерк о жизни и творчестве Астрид Линдгрен. - Л., 1987.

14. Брауде Л. Ю. Ганс Христиан Андерсен. - Л., 1987.

15. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. - М., 1996.

16. Васильев В. К. Типология жанров устной народной прозы. - Красноярск, 1997.

17. Выразительное чтение. / Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов / Сост. Найденов Б. С. и др. - М., 1992.

18. Гурович Л. М., Береговая Л, Б., Логинова В. И. ребенок и книга. Книга для воспитателя детского сада. / Под. ред. В. И. Логиновой - М., 1992.

19. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

20. Мень А. В. Мир библии. - М., 1991.

21. Николаева С. А. Дети и война. - М., 1991.

22. Полозова Т. Д., Полозова Т. А. Всему лучшему в себе я обязан книгам. - М., 1990.

23. Померанцева Р. Русская устная проза. - М., 1985.

24. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., 1995.

25. Русские детские писатели 20 века. - М.,1998.

26. Русская литература для детей / под ред. Т. Д. Полозовой. - ММельников М. Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

27. Рогачев В. А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов. - Свердловск, 1990.

28. Сетин Ф. И. История русской детской литературы: конец 10 - первая половина 19 века. - М., 1991.

29. Сивоконь С. И. Уроки детских классиков: очерки. - М., 1990.

30. Сивоконь С. И. Чуковский и дети. - М., 1983.

31. Чуковский К. И. От двух до пяти. / Собр. соч. в 6 т. - М., 1965.- Т. 1.

32. Чуковский К. И. Вавилонская башня и другие древние легенды. - М.1985.





КОНСУЛЬТАЦИЯ

СМЕШАННЫЕ АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Анализ поэтического текста

1. Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать это стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).

2. Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры (анафора - одинаковое начало поэтических строк), рефренами (рефрен - повтор одинаковых строк в стихотворении); движение поэтической мысли в стихотворении (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу - построфный анализ); особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.

3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения); звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.

4. Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя (если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении (в ситуации, изображенной в стихотворении, в характере лирического героя и т.д.); место стихотворения в творчестве автора (время и история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему - сходство, различие).

5. Можно дополнить план сочинения еще одним пунктом: включить стихотворение в контекст русской лирики на ту же тему, показать общее и отличное.

План разбора лирического произведения

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание.

1. Ведущая тема.

2. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане: интонационно-синтаксический повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы (парная, перекрестная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, сонет, Онегинская строфа).

Схема анализа лирического произведения

О стихотворении и его авторе.

Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).
3. Структура образов и развитие конфликта.

а) Тема и основная мысль произведения.

б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)

в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

4.Черты лирического героя.

5.Основные особенности поэтического языка.

а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение,

символ, гипербола, инверсия).

б) Языковой поуровневый анализ

* поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)

* поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).

* Использование явлений морфологии и синтаксиса.

6. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

7. Мое восприятие произведения.

План анализа литературной сказки

1. Творческая история произведения.

2. Тема.

3. Сюжетная организация. Роль пролога и эпилога.

4. Система образов. Образы основные и вспомогательные. Взаимоотношения между персонажами. Явный и скрытый конфликт.

5. Речь монологическая, диалогическая. Приемы персонификации речи персонажей.

6. Фраза: ее длина, степень осложненности, наличие тропов (эпитет, сравнение, гипербола, метафора …). Афористичность речи.

7. Связь текста с фольклором, мифом, легендой.

8. Педагогическая ценность сказки.

Схема анализа сказки

- авторство;

- тип;

- смысл заголовка;

- тема;

- проблема;

- герои;

- идея;

- сказочный язык.

Очередность этапов анализа в схеме выстраивается не произвольно, а логически и аргументировано, опираясь на сравнительную таблицу народной и авторской сказок.

План анализа сказки

(как вариант может быть предложен детям на обсуждение)

Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характер у главного героя?

Схема анализа эпического произведения (рассказа, повести)

1. История создания произведения:

факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

связь произведения с исторической эпохой его создания;

место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;

особенности имён и фамилий персонажей;

поступки персонажей и их мотивация;

предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

связь персонажа с общественным окружением;

отношение к герою произведения других персонажей;

самохарактеристика персонажей;

авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

деление текста произведения на части, смысл такого деления;

наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

наличие эпиграфов и их смысл;

наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

27

© 2010-2022